24 января 2003
№ 03 (243)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

ЗАКОНУ.NET

Андрей Губенко

Готовь сани летом, а телегу зимой. Казахстанское правительство последовало этому крестьянскому афоризму и даже отправило в парламент подготовленную им “телегу” - проект закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”.
Разумеется, авторы реформы (а представлял законопроект в мажилисе министр финансов), как всегда, преследовали исключительно благие цели: обеспечить стабильное развитие внутреннего рынка нефтепродуктов и вообще, как говорится, “навести порядок” в отрасли. А заодно раз и навсегда решить проблему с дефицитом ГСМ, с завидным постоянством возникающую на казахстанских нивах во время посевной и жатвы

Но, полагаем, в полном соответствии с известным “синдромом Черномырдина”, добьются результатов прямо противоположных. Если Минфин закон “продавит”, мы вместо рыночной экономики уже к будущему урожаю получим приснопамятную командно-административную модель с диктатом государства, фиксированными ценами, пресловутым “планом”, никак не зависящим от спроса, и прочими соцреалистическими прелестями
Именно так. С той лишь разницей, что командовать в новых условиях будут чиновники. И, как нам представляется, лоббировать на самом деле они будут интересы не государства, а расплодившихся олигархических групп. Такая вот “горюче-смазочная смесь”. Впрочем, об этом аспекте надвигающейся реформы поговорим чуть позже.
Законопроект предлагает жесткий государственный контроль над отраслью. Новаций много: это и введение обязательного минимального объема производства для НПЗ, и лицензирование производства нефтепродуктов, и повседневный мониторинг нефтеперерабатывающих предприятий, и компьютеризированный учет производства и оборота ГСМ.
Но не будем отвлекаться: суть реформы в том, что специальный уполномоченный орган, а им, вероятно, станет Министерство энергетики, будет диктовать нефтедобывающим компаниям, сколько нефти и по какой цене отправлять на отечественные НПЗ.

Предполагается даже использование типового контракта (!), единого для всех сделок, заключаемых между добытчиками и переработчиками углеводородов. При этом авторы законопроекта утверждают, что старались при составлении документа избегать норм, ущемляющих свободу предпринимательской деятельности. Плохо старались, наверное. По определению трудно выдумать большее ущемление прав и свобод бизнесменов, чем лишить их возможности самим определять условия сотрудничества.
А понадобилось все это потому, что, по мнению правительства, несознательные и безответственные нефтяники в погоне за длинным долларом предпочитают продавать сырую нефть на экспорт по высоким (и, к слову, рыночным, биржевым) мировым ценам. Вместо того, чтобы отпускать свой товар родным казахстанским НПЗ по низким (и кстати, нерыночным, выдуманным невесть кем). В итоге, по их мнению, внутри страны ГСМ периодически не хватает. А значит, несознательным нефтяникам нужны старшие товарищи-опекуны в образе мудрых и ответственных чиновников. Тогда все будет тип-топ.
Такая вот, с позволения сказать, диалектика. Мы, однако, возьмем на себя труд попытаться сформулировать суть проблемы, обойдясь без комсомольской риторики.
Очевидно, что причиной всей этой сезонной синусоиды бензиновых кризисов и ГСМ-лихорадок является несоответствие рыночных мировых цен на нефть и фиксированных внутренних. Не говоря уже о том, что абсурдна сама попытка построить в одной отдельно взятой стране свой мирок с особенными законами, который гармонично сосуществовал бы с большим миром, где действуют совсем иные правила, имеется и еще одно обстоятельство. “Их” цены выше.
Вода бежит сверху вниз, Волга впадает в Каспийское море. Каспийская же нефть, как, впрочем, и всякая другая, бежит туда, где за нее больше платят. Глупо с этим спорить. И однако же находятся желающие: копья вокруг этого вопроса ломаются с неиссякаемым энтузиазмом.
Сторонники госрегулирования козыряют тем, что Казахстан - нефтяная страна. А стало быть, цены на нефть и продукты из нее должны быть ниже, чем, например, в европейских странах, собственными запасами углеводородов не обладающие. И их позиция, признаем, пока возобладает: бензин в Европе стоит в среднем доллар (евро, конечно же) за литр, у нас - не более 40 центов.
Наш уровень жизни, продолжают они, ниже, чем “у них”. Пожилому автолюбителю на “Жигулях” не по карману выкладывать доллар. Пусть платит 40 центов. А остальные 60 центов-процентов пусть “доложат” нефтяники: они и так богатые.
Куплеты у этой песни разные, припев один.
Оговоримся сразу, симпатичному гражданину на “Жигулях” мы зла не желаем. Более того, будь наша воля, сделали бы для него бензин и вовсе бесплатным. Но, увы, чудес не бывает. Это первое. Во-вторых, потребление нефтепродуктов пресловутыми владельцами подержанных аппаратов отечественного и иностранного производства сильно преувеличено. Их доля на рынке не составляет и пяти процентов. Главные же потребители ГСМ - не одинокие автолюбители, а фабрики и заводы, электростанции и транспортные предприятия, в конечном счете, крупные промышленные корпорации. Заметьте, в большинстве своем частные.
При этом гиганты казахстанской индустрии 99 процентов своей продукции - стали, меди, золота, алюминия, хрома - гонят на экспорт, то есть реализуют по мировым ценам. Закупая нефтепродукты, необходимые для производства их продукции, по внутренним, как мы только что выяснили, заниженным ценам. Считать эти господа умеют, и значит, низкая себестоимость наверняка сказывается положительно на их личном благосостоянии.
Если следовать иезуитской логике разработчиков законопроекта, параллельно нужно вводить государственный контроль и за оборотом меди, и алюминия, и стали. Пусть для внутреннего потребителя цена на эти товары тоже будет пониже, чем экспортная. А что? Кстати, незадачливый хозяин “Жигулей” едва ли в доле. Так для кого старается государство, для кого написан закон?
В казахстанских условиях, где олигархические группы (владеющие теми самыми корпорациями) имеют лоббирующих их чиновников на всех уровнях власти, вопрос риторический.
Да, и насчет автолюбителей. Не все же в Казахстане донашивают ветошь от старшего брата и его автомобильной промышленности. По количеству джипов и “мерседесов” обе наши столицы едва ли уступают столицам европейским. На последние деньги, как известно, машину не берут. Если у их хозяев есть лишняя сотня тысяч баксов купить роскошное авто в Европах, да еще по тысяче в месяц тратить на ремонт и обслуживание, то, наверное, можно “наскрести” и на бензин. По ценам Европы - откуда, собственно, и их “железные друзья”.
Вообще, когда нефтяную отрасль используют как локомотив экономики для решения общенациональных задач - это понятно и, видимо, оправданно. Но эксплуатировать ее как “дойную корову” для перераспределения доходов между финансово-промышленными группами - согласитесь, совсем другое. Дело не в корпоративных обидах - такая ситуация дурно влияет на общий экономический климат в стране.
И даже если поверить в наивность чиновников (хотя не очень-то верится), искренне пекущихся об общественном благе, чем госрегулированием отбрасывать страну на десятилетия назад - не лучше ли предоставить бизнесу свободу развиваться самому?
Как показывает опыт, нет “регулятора” более искушенного, чем рынок. А управлять ситуацией - в праве на что правительству не откажешь - можно и с помощью рыночных механизмов. Этим путем пошли, кстати, в России, и за него же выступают, между прочим, сами казахстанские НПЗ, которых наше правительство против воли решило осчастливить.
В ходе развернувшейся общественной полемики представитель, в частности, Павлодарского нефтехимического завода Шухрат Донбай сказал в эфире программы “Жетi кљн”:
- Мы думаем, что этот закон для нефтяников и субъектов рынка не нужен. Он, может быть, нужен чиновничьему аппарату - это, возможно, одна из лазеек, чтобы организовывать какие- то непонятные схемы, механизмы регулирования... Мировая практика стран с рыночной экономикой показывает, что когда внедряется государственное регулирование цен, ничего хорошего не происходит. Сегодня... регулируется со стороны государства акцизными пошлинами. Яркий пример - Россия, которая не издавала такой закон. У них все регулируется акцизами.
Сейчас за счет правильной политики государства в России с 1 января цена внутреннего рынка на нефтепродукты всего на 10 процентов ниже от мировой цены. Потому всем добывающим компаниям выгодно работать на внутренний рынок. Государство помогает и осуществляет контроль. За счет увеличения или уменьшения акцизных ставок увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Это механизм, который должны осуществлять госорганы. А этот закон - вмешательство в рыночный механизм частных компаний.

Напоследок добавим, что вопрос о регулировании внутреннего рынка нефтепродуктов имеет богатую историю. Соответствующая программа была принята еще в 2000 году, она же предполагала и издание закона. Однако первый вариант был парламентариями отклонен. А в июле прошлого года авторы из Минфина произвели на свет новый, и сейчас он из мажилиса отправлен в сенат.
Впрочем, объявлять дело решенным пока преждевременно. Мнения относительно закона разделились, как в законодательном собрании, так и в обществе. Хоть плебисцит устраивай или интерактивный форум - закону-точка-нет.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп