ЗАКОНУ.NET
Андрей Губенко
Готовь сани летом, а телегу зимой. Казахстанское
правительство последовало этому крестьянскому афоризму и даже
отправило в парламент подготовленную им “телегу” - проект
закона “О государственном регулировании производства и оборота
отдельных видов нефтепродуктов”.
Разумеется, авторы реформы (а представлял законопроект в мажилисе
министр финансов), как всегда, преследовали исключительно
благие цели: обеспечить стабильное развитие внутреннего рынка
нефтепродуктов и вообще, как говорится, “навести порядок”
в отрасли. А заодно раз и навсегда решить проблему с дефицитом
ГСМ, с завидным постоянством возникающую на казахстанских
нивах во время посевной и жатвы
Но, полагаем, в полном соответствии с известным
“синдромом Черномырдина”, добьются результатов прямо противоположных.
Если Минфин закон “продавит”, мы вместо рыночной экономики
уже к будущему урожаю получим приснопамятную командно-административную
модель с диктатом государства, фиксированными ценами, пресловутым
“планом”, никак не зависящим от спроса, и прочими соцреалистическими
прелестями
Именно так. С той лишь разницей, что командовать в новых условиях
будут чиновники. И, как нам представляется, лоббировать на
самом деле они будут интересы не государства, а расплодившихся
олигархических групп. Такая вот “горюче-смазочная смесь”.
Впрочем, об этом аспекте надвигающейся реформы поговорим чуть
позже.
Законопроект предлагает жесткий государственный контроль над
отраслью. Новаций много: это и введение обязательного минимального
объема производства для НПЗ, и лицензирование производства
нефтепродуктов, и повседневный мониторинг нефтеперерабатывающих
предприятий, и компьютеризированный учет производства и оборота
ГСМ.
Но не будем отвлекаться: суть реформы в том, что специальный
уполномоченный орган, а им, вероятно, станет Министерство
энергетики, будет диктовать нефтедобывающим компаниям, сколько
нефти и по какой цене отправлять на отечественные НПЗ.
Предполагается даже использование типового контракта
(!), единого для всех сделок, заключаемых между добытчиками
и переработчиками углеводородов. При этом авторы законопроекта
утверждают, что старались при составлении документа избегать
норм, ущемляющих свободу предпринимательской деятельности.
Плохо старались, наверное. По определению трудно выдумать
большее ущемление прав и свобод бизнесменов, чем лишить их
возможности самим определять условия сотрудничества.
А понадобилось все это потому, что, по мнению правительства,
несознательные и безответственные нефтяники в погоне за длинным
долларом предпочитают продавать сырую нефть на экспорт по
высоким (и, к слову, рыночным, биржевым) мировым ценам. Вместо
того, чтобы отпускать свой товар родным казахстанским НПЗ
по низким (и кстати, нерыночным, выдуманным невесть кем).
В итоге, по их мнению, внутри страны ГСМ периодически не хватает.
А значит, несознательным нефтяникам нужны старшие товарищи-опекуны
в образе мудрых и ответственных чиновников. Тогда все будет
тип-топ.
Такая вот, с позволения сказать, диалектика. Мы, однако, возьмем
на себя труд попытаться сформулировать суть проблемы, обойдясь
без комсомольской риторики.
Очевидно, что причиной всей этой сезонной синусоиды бензиновых
кризисов и ГСМ-лихорадок является несоответствие рыночных
мировых цен на нефть и фиксированных внутренних. Не говоря
уже о том, что абсурдна сама попытка построить в одной отдельно
взятой стране свой мирок с особенными законами, который гармонично
сосуществовал бы с большим миром, где действуют совсем иные
правила, имеется и еще одно обстоятельство. “Их” цены выше.
Вода бежит сверху вниз, Волга впадает в Каспийское море. Каспийская
же нефть, как, впрочем, и всякая другая, бежит туда, где за
нее больше платят. Глупо с этим спорить. И однако же находятся
желающие: копья вокруг этого вопроса ломаются с неиссякаемым
энтузиазмом.
Сторонники госрегулирования козыряют тем, что Казахстан -
нефтяная страна. А стало быть, цены на нефть и продукты из
нее должны быть ниже, чем, например, в европейских странах,
собственными запасами углеводородов не обладающие. И их позиция,
признаем, пока возобладает: бензин в Европе стоит в среднем
доллар (евро, конечно же) за литр, у нас - не более 40 центов.
Наш уровень жизни, продолжают они, ниже, чем “у них”. Пожилому
автолюбителю на “Жигулях” не по карману выкладывать доллар.
Пусть платит 40 центов. А остальные 60 центов-процентов пусть
“доложат” нефтяники: они и так богатые.
Куплеты у этой песни разные, припев один.
Оговоримся сразу, симпатичному гражданину на “Жигулях” мы
зла не желаем. Более того, будь наша воля, сделали бы для
него бензин и вовсе бесплатным. Но, увы, чудес не бывает.
Это первое. Во-вторых, потребление нефтепродуктов пресловутыми
владельцами подержанных аппаратов отечественного и иностранного
производства сильно преувеличено. Их доля на рынке не составляет
и пяти процентов. Главные же потребители ГСМ - не одинокие
автолюбители, а фабрики и заводы, электростанции и транспортные
предприятия, в конечном счете, крупные промышленные корпорации.
Заметьте, в большинстве своем частные.
При этом гиганты казахстанской индустрии 99 процентов своей
продукции - стали, меди, золота, алюминия, хрома - гонят на
экспорт, то есть реализуют по мировым ценам. Закупая нефтепродукты,
необходимые для производства их продукции, по внутренним,
как мы только что выяснили, заниженным ценам. Считать эти
господа умеют, и значит, низкая себестоимость наверняка сказывается
положительно на их личном благосостоянии.
Если следовать иезуитской логике разработчиков законопроекта,
параллельно нужно вводить государственный контроль и за оборотом
меди, и алюминия, и стали. Пусть для внутреннего потребителя
цена на эти товары тоже будет пониже, чем экспортная. А что?
Кстати, незадачливый хозяин “Жигулей” едва ли в доле. Так
для кого старается государство, для кого написан закон?
В казахстанских условиях, где олигархические группы (владеющие
теми самыми корпорациями) имеют лоббирующих их чиновников
на всех уровнях власти, вопрос риторический.
Да, и насчет автолюбителей. Не все же в Казахстане донашивают
ветошь от старшего брата и его автомобильной промышленности.
По количеству джипов и “мерседесов” обе наши столицы едва
ли уступают столицам европейским. На последние деньги, как
известно, машину не берут. Если у их хозяев есть лишняя сотня
тысяч баксов купить роскошное авто в Европах, да еще по тысяче
в месяц тратить на ремонт и обслуживание, то, наверное, можно
“наскрести” и на бензин. По ценам Европы - откуда, собственно,
и их “железные друзья”.
Вообще, когда нефтяную отрасль используют как локомотив экономики
для решения общенациональных задач - это понятно и, видимо,
оправданно. Но эксплуатировать ее как “дойную корову” для
перераспределения доходов между финансово-промышленными группами
- согласитесь, совсем другое. Дело не в корпоративных обидах
- такая ситуация дурно влияет на общий экономический климат
в стране.
И даже если поверить в наивность чиновников (хотя не очень-то
верится), искренне пекущихся об общественном благе, чем госрегулированием
отбрасывать страну на десятилетия назад - не лучше ли предоставить
бизнесу свободу развиваться самому?
Как показывает опыт, нет “регулятора” более искушенного, чем
рынок. А управлять ситуацией - в праве на что правительству
не откажешь - можно и с помощью рыночных механизмов. Этим
путем пошли, кстати, в России, и за него же выступают, между
прочим, сами казахстанские НПЗ, которых наше правительство
против воли решило осчастливить.
В ходе развернувшейся общественной полемики представитель,
в частности, Павлодарского нефтехимического завода Шухрат
Донбай сказал в эфире программы “Жетi кљн”:
- Мы думаем, что этот закон для нефтяников и субъектов
рынка не нужен. Он, может быть, нужен чиновничьему аппарату
- это, возможно, одна из лазеек, чтобы организовывать какие-
то непонятные схемы, механизмы регулирования... Мировая практика
стран с рыночной экономикой показывает, что когда внедряется
государственное регулирование цен, ничего хорошего не происходит.
Сегодня... регулируется со стороны государства акцизными пошлинами.
Яркий пример - Россия, которая не издавала такой закон. У
них все регулируется акцизами.
Сейчас за счет правильной политики государства в России с
1 января цена внутреннего рынка на нефтепродукты всего на
10 процентов ниже от мировой цены. Потому всем добывающим
компаниям выгодно работать на внутренний рынок. Государство
помогает и осуществляет контроль. За счет увеличения или уменьшения
акцизных ставок увеличиваются налоговые поступления в бюджет.
Это механизм, который должны осуществлять госорганы. А этот
закон - вмешательство в рыночный механизм частных компаний.
Напоследок добавим, что вопрос о регулировании внутреннего
рынка нефтепродуктов имеет богатую историю. Соответствующая
программа была принята еще в 2000 году, она же предполагала
и издание закона. Однако первый вариант был парламентариями
отклонен. А в июле прошлого года авторы из Минфина произвели
на свет новый, и сейчас он из мажилиса отправлен в сенат.
Впрочем, объявлять дело решенным пока преждевременно. Мнения
относительно закона разделились, как в законодательном собрании,
так и в обществе. Хоть плебисцит устраивай или интерактивный
форум - закону-точка-нет.
|