24 января 2003
№ 03 (243)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Смотри в оба  

Работать надо головой

Галия Тушкина,
кинокритик

Шумные премьеры, цветы, шампанское, комплименты режиссеру, лестные или не очень отклики кинокритиков (все зависит от таланта и того и другого), интервью на телевидении и в печатных органах

Юные и не очень поклонницы в очередях за автографами, с надеждой в глазах, что заметят и возьмут на роль. Все эти составляющие славы в один момент обрушиваются на режиссера фильма, когда оный выходит на экраны. Это последний этап в создании кинокартины. Этому дню предшествуют долгие периоды: подготовительный, съемочный, монтажно-тонировочный. Фильм - это результат работы целой команды: сценариста, оператора, костюмера, вплоть до водителей машин съемочной техники. Все специальности в кино важны и нужны. Одна из профессий кино - художник-декоратор съемочной площадки. Михаил Акимович Колбасовский специальности своей учился прямо в “бою”, сразу на съемочной площадке. В 18 лет приехал с Украины в Казахстан. Пришел на киностудию в 1959 году установщиком декораций. Да так и остался. Первый свой фильм “Дорога жизни” помнит до сих пор. За все время работы на киностудии построил площадки более чем к 25 фильмам. Работал с самыми знаменитыми казахскими режиссерами: Шакеном Аймановым, Султаном Ходжиковым, Абдуллой Карсакбаевым, Мажитом Бегалиным, Сатыбалды Нарымбетовым. Своими учителями считает известных художников Зальцмана, Ророкина, Вайнштока, Каримова, Идриса Карсакбаева и многих других. В фильме Айманова “Конец атамана” сыграл эпизодическую роль адъютанта отца Ионы. Актер и декоратор в одном лице. Профессия художника - декоратора требует огромных знаний по истории, быту, культуре народа. У дяди Миши, как его любовно называют сослуживцы, в небольшой комнате собрана целая библиотека о жизни казахов. Рецепты приготовления кумыса, сузбе и шубата Михаил Акимович изучил досконально. Сначала по книгам, а потом сразу в аулах, которые становились на какое-то время съемочной площадкой. Дядю Мишу можно назвать профессионалом по собиранию юрт. Если собрать все юрты, которые поставил дядя Миша, аул бы насчитывал более 1000 казахских жилищ.
- Знаешь, иногда приходилось в год по 20-30 юрт собирать и разбирать, а то и все 50. В прошлом году на “Сардаре” поставил монгольский аул на Боровом из 7, а в горах из 10 юрт, и все. Даже заскучал.
Дядя Миша не может ни минуты сидеть без работы. Надеется, что пригласят на “Кочевника”, а пока в ожидании работы Акимыч собирает макет будущей юрты. Небольшой макет из карагача собирается полгода.
- Я, наверное, с закрытыми глазами мог бы собрать юрту. Знаю, из чего она состоит, как установить шанырак, укрепить уыки. Хорошо знаю убранство юрты.
Раньше, продолжает дядя Миша, на киностудии были богатые цеха реквизита. За последние десять почти ничего не осталось. В этот период фильмы не снимались, а реквизит должен пополняться за счет картин.
Создать историческую атмосферу фильма порой можно из ничего. Где-то приходится поработать пилой и топором, собрать каркас из бумаги или папье-маше, а потом выкрасить под гипс или под мрамор. Но некоторые предметы старины “подделать” не получается. И тогда на помощь приходит коллекция Михаила Акимыча.
- Этот патефон мне зять подарил сразу после войны. И где он только не играл. Например, в “Молитве Лейлы” Сакена Нарымбетова. До сих пор в нормальном рабочем состоянии.
Дядя Миша закрутил ручку патефона, и комната наполнилась звуками музыки 50-х годов. Патефон работал. Да и не мудрено. Потому что у дяди Миши золотые руки. Привести в порядок, отреставрировать вещь, которую впору выбросить, для Акимыча не составляет труда.
- Помню, в Казани снимали, там купил первые часы, карманные, на цепочке, фирмы Ланженес. У них медный циферблат, некоторых деталей недостает, потому они не ходят. Им не меньше ста лет. Из каждой командировки привожу часы. Вот эти, смешные, подарили на день рождения, в последней командировке на Балхаше (всадник на коне, нажимаешь на хвост, из головы коня вырывается огонек, встроенная зажигалка). Сколько часов в коллекции, дядя Миша не подсчитывал, где-то около 30, признается декоратор.
Художник-декоратор со съемочной группой объехал почти весь бывший Советский Союз. В Казахстане, который стал для дяди Миши второй родиной, приходилось бывать в самых отдаленных горных и степных районах.
- Приезжаем в степь, ставим аул, а гостиница в 20-30 километрах от съемочной площадки. Чтобы не мотаться, живу в юрте, удобно и от работы недалеко.
Как-то один художник пошутил, что, попав однажды в кино, уйти можно только вперед ногами. В каждой шутке, как говорится...
- Кино для меня - жизнь, - дядя Миша, становится серьезным, - можно сказать про меня, что я поставил жизнь на карту кино. За все время, пока снимается фильм, съемочная группа становится на какое-то время единой семьей. В командировках живем вместе, едим из одного котла, работаем по 8-10 часов. Времени достаточно, чтобы узнать кто во что горазд.
Говорить о значении профессии художника-декоратора нет нужды. Посудите сами, вдруг в фильме, где действие происходит в 50-х годах, на первом плане окажется телевизор или радиола 60-х? Прокол декоратора. А в фильме о войне проедет не полуторка, а ЗИЛ-51 более поздних лет? Все это обязан знать декоратор, все это и знает Михаил Акимович. Цены нет такому кадру. Ему бы передать свои знания и любовь к кино ученикам. Многие молодые художники считают дядю Мишу своим учителем, только не задерживаются надолго на киностудии. Работы нет, фильмов не снимают, и платят мало.
- Никогда не говорил много, а тут пришлось. В нашей работе главное - руки, но и голова имеет не последнее значение.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп