Мы избавляемся
от марксистских наскоков
Ботагоз Сейдахметова
С 1 января вступил в действие новый и единый
Закон “Об инвестициях”, который еще на уровне проекта вызвал
массу споров и вопросов как со стороны иностранных, так и
со стороны местных инвесторов. О том, хорошо ли живется инвесторам
в Казахстане, “НП” пытается разобраться вместе с президентом
ЗАО “Казинвест” Аскаром Баталовым
-
Аскар Булатович, почему именно сейчас появился этот закон?
Ведь со времени принятия последнего закона не прошло и пяти
лет. Какие причины стали определяющими? Связано ли это с изменением
государственной политики по отношению к инвесторам?
- Эта цепочка достаточно логична. У нас в свое время было
два закона, которые регулировали инвестиционную деятельность.
Это Закон “Об иностранных инвестициях” 1994 года и в 1997
году был принят Закон “О государственной поддержке прямых
инвестиций”. Эти два закона регулировали весь инвестиционный
процесс.
Один закон регулировал деятельность только иностранных инвесторов,
определяя положения, особые для иностранцев, которые вкладывают
деньги, полностью все взаимоотношения государства с иностранными
компаниями, которые работают в Казахстане.
Второй закон не регулировал работу ни иностранных, ни отечественных
инвесторов конкретно, потому что там стоял вопрос об определенных
льготах и преференциях, которые государство будет предоставлять
инвесторам, делающим вклады не в нефтегазовый сектор, а в
приоритетные отрасли экономики.
Это - сельское хозяйство, производство и инфраструктура, обрабатывающая
промышленность. Государство таких инвесторов освобождало от
уплаты некоторых видов налогов. Например, земельного налога,
налога на имущество. Государство могло дать грант в виде земельного
участка или незавершенного строительства.
Два закона успешно функционировали до принятия Налогового
кодекса. То есть все должно быть приведено в соответствие
с Налоговым кодексом, а он начал действовать с января 2002
года.
В свое время, в начале 90-х годов, была большая потребность
в иностранных инвестициях. Иностранные инвестиции в основном
вкладываются в нефтегазодобывающий сектор. Львиная доля -
75 процентов инвестиций - в этом году.
Если говорить об инвестициях в общем, то в основной капитал
отечественные компании вложили 67 процентов инвестиций. Это
не говорит о том, что местные инвесторы вкладывают больше,
чем иностранные компании. Эта цифра отражает реальные пропорции,
которые существуют, долю участия наших компаний в этом процессе.
Получилось юридически оформленное ущемление отечественных
инвесторов, потому что иностранный инвестор регулируется Законом
“Об иностранных инвестициях”, а Закон “О государственной поддержке
прямых инвестиций” не регулирует отдельно никого, а дает общие
понятия о прямых инвестициях, вкладах для инвестора.
Теперь, я думаю, сделаны первые шаги. В молодой бизнес Казахстана
пришли новые молодые управленцы. Стали развиваться банки.
Наши банки второго уровня работают по международным стандартам.
В Казахстане продвинутая финансовая система. Поэтому и отечественные
инвесторы начинают заявлять о себе во весь голос, потому что
финансируют немаленькие проекты. Отечественный бизнес сформировался.
Если десять лет назад наши бизнесмены выпускали чипсы, карамельки
и т.д., то теперь есть заявки на крупные, серьезные проекты.
- То есть в новом законе льготы и преференции для иностранных
инвесторов меняются?
- Нет, они общие для всех. Конечно, иностранным инвесторам
хотелось бы иметь особый статус. Их можно понять.
- Я часто слышу от иностранцев сетования на то, что наш
закон об инвестициях несовершенен, что, мол, они могут уйти
из Казахстана. Они считают, что закон несовершенен и в нем
много противоречий. Что, в частности, в новом законе произойдет
со статьей 6 “о стабильности законодательства”?
- Она звучит по-другому в новом законе. Действующие контракты
будут подписаны, они не будут пересматриваться.
Мы сели за стол переговоров, и речь идет об изменениях в контрактах,
в которых затронуты интересы и права иностранных нефтяных
компаний. Но там была четко обозначена позиция правительства,
и нет никакого лукавства. Изменилась экономическая ситуация,
снизились виды налогов, ставки по социальным налогам. Но появилась
необходимость все привести в соответствие с сегодняшней ситуацией.
Следующий вопрос - вопрос о балансе интересов. Тогда нефтяная
компания согласно контракту, подписанному в начале 90-х годов,
имела много возможностей. Такие контракты больше не подписывались.
Во-первых, потому, что само содержание контрактов составляется
теперь более взвешенно с точки зрения юридических формулировок.
У нас десять лет назад не было еще юристов по международному
праву, которые могли бы четко обозначать толкование тех или
иных терминов. А каждую иностранную компанию представляла
юридическая компания с мировым именем, которая очень добросовестно
защищала интересы своего клиента. Эти контракты хорошо составлены,
и они выполняются.
У нас нет марксистских наскоков в формировании законодательства.
Конечно, непросто найти правильную грань. С точки зрения экономики
мы исходим из того, что должен быть баланс средств.
Мартин Лаббэ,
заместитель советника по торговле посольства
Франции в Казахстане:
- В условиях экономического роста, продолжающегося с конца
1999 года, казахстанские власти все меньше прибегают к
займам международных финансовых институтов, без сомнения,
в целях большей самостоятельности страны. Надо также добавить,
что отныне Казахстан имеет доступ к международным финансовым
рынкам на гораздо более выгодных условиях, чем это было
во время российского кризиса.
Действительно, экономическая привлекательность Казахстана
возросла по сравнению с первыми годами независимости,
что объясняет желание правительства быть более избирательным
при распределении инвестиционных проектов.
Но тот факт, что контракты, подписанные в первые годы
независимости Казахстана, в частности в нефтяном секторе,
в последнее время часто подвергались пересмотру членами
правительства под предлогом того, что некоторые их пункты
считаются недостаточно выгодными для Казахстана, тем не
менее недопустим, даже если произошли изменения в налоговом
законодательстве.
Так, новый закон об инвестициях, уравнивающий условия
для иностранных и отечественных инвесторов, включает,
к сожалению, положение, которое подвергает сомнению незыблемость
будущих контрактов. Иначе говоря, все новые контракты
могут быть подвергнуты изменениям в зависимости от изменения
казахстанского законодательства.
Эта сторона закона делает невозможным для инвестора любое
коммерческое прогнозирование: краткосрочное, среднесрочное
и долгосрочное, так как финансовые показатели, рассчитанные
в соответствии с действующим налогообложением, в один
прекрасный день могут быть подвергнуты изменениям. Дело,
выгодное в момент подписания контракта, может перестать
быть им три месяца спустя по причине, например, повышения
налогов, касающихся окружающей среды.
Этот закон, в его настоящей форме, только усилит риск
разрыва диалога между государством и иностранными инвесторами,
в то время как устойчивое развитие Казахстана зависит
также от атмосферы взаимного доверия между экономическими
партнерами, иностранными и национальными, государственными
и частными. |
- Какие претензии к закону предъявляют иностранные инвесторы?
- Претензии касаются отдельных положений контракта, которые
должны быть приведены в соответствие с общим законодательством
и которые требуют обсуждения. Мы предлагаем обсуждать все
разногласия за столом переговоров, а не в одностороннем порядке.
Компромисс всегда можно найти. Новый закон объединяет возможности
- права иностранных и отечественных инвесторов. Создаются
равные условия и для иностранных, и для отечественных инвесторов.
- Наш президент говорил о пяти приоритетных для инвестиций
отраслях экономики: сельское хозяйство, производственная инфраструктура,
обрабатывающая промышленность, объекты социальной сферы и
туризма, объекты Астаны. Есть ли сейчас потенциальные инвесторы
в эти отрасли или проекты?
- Сейчас рассматривается много проектов. Нефтегазовый сектор
достаточно привлекательный, его нет необходимости поддерживать,
но проекты в этой области помогают развиваться другим отраслям
экономики, в том числе приоритетным для Казахстана. Например,
у нас есть несколько проектов по выпуску полипропиленовых
труб. Есть проекты по производству изделий из продуктов переработки
нефтехимии.
- Как бы вы в целом оценили сегодняшний инвестиционный
климат в Казахстане?
- Международные рейтинговые агентства, давая оценку по отдельным
секторам экономики, по банкам, по компаниям, говорят о том,
что инвестиционный климат в Казахстане улучшился, динамика
поступления инвестиций в прошлом году составила до 3 миллиардов
долларов, а в этом году прогнозируется поступление в сумме
до 4 миллиардов долларов.
Но есть вопросы регулирования согласительной политики. Некоторые
вопросы на местном уровне тормозятся.
Часто задают вопрос: не разочаровываются ли иностранные инвесторы?
Да, бывает. Разочаровываются. Уходят. Проект не пошел, технические
расчеты не сошлись. Но есть и другие примеры.
В Актюбинске турецкая компания собирается строить завод по
производству растительного масла. Так вот, прогнозируется,
что даже если построить 5 таких заводов в Казахстане, потребность
в импортном масле не отпадет. Об этой же турецкой компании.
Первоначально она импортировала сюда турецкое масло. Уже потом
они поняли и увидели, что есть рынок, есть потребность и возможности.
В результате решили инвестировать около 5-6 миллионов долларов
для строительства завода.
Мирко Круппа,
второй секретарь посольства Германии в Казахстане:
- Общее положение в нефтегазовой отрасли в данный момент
самое интересное. В другие отрасли экономики также делаются
крупные инвестиции, но давят вопросы судебной и юридической
стабильности. Инвестор не может быть уверенным в том,
что его не обманывают. Он не может доверять казахстанским
судам. Все это связано с коррупцией. Мало стабильных структур,
через которые можно предсказать, как работать с проектами,
мало прозрачности. В общем, положение пока хорошее. Что
касается немецких инвесторов, они все очень довольны.
Кроме нефтегазовой Германия также вкладывает инвестиции
в рынок строительства и рынок сбыта. Я также вижу большой
потенциал в области туризма.
Самый слабый пункт нового закона в том, что государство
может вмешиваться в частные дела предприятий. В законе
есть параграф, который говорит о том, что все договоры
могут быть изменены через государственный закон. Политика
и экономика в Казахстане очень сильно связаны. Поэтому
крупные предприятия боятся, что в один день их деятельность
может не понравиться кому-то и будет принят закон, запрещающий
действие лицензии, отменяющий льготы, и так далее. Также
в этом вопросе есть неясность. А неясность очень плоха
для бизнеса. Каждый инвестор, особенно тот, кто впервые
приходит на рынок Казахстана, делает это намного осторожнее,
чем при ситуации, когда его инвестиции были бы полностью
защищены.
|
|