Цена запроса
Талгат Калиев
“Уважаемые коллеги! Я выступаю сегодня на
пленарном заседании мажилиса по заказу финансово-промышленной
группы, оплатившей мой запрос по установленному тарифу”. Подобное
заявление в стенах парламента сегодня выглядит абсурдом. Но
только сегодня, пока не принят многострадальный законопроект
о лоббизме.
Лобби
Данная форма политической деятельности общепризнанна во всем
мире. Вопрос не в том, насколько ее существование признается
на официальном уровне. Но факт остается фактом - представление
интересов определенных кругов и группировок всегда имело место
и никого не удивляет. Просто в некоторых странах решили хоть
как-то регламентировать эту древнюю, в чем-то схожую с самой
древнейшей, профессию, а где-то предпочитают ее не замечать.
Как бы там ни было, людей, представляющих политику одной из
форм бизнеса, кстати, весьма доходной, немало.
Между тем легализация политического лобби привносит хоть какой-то
порядок в этот политический хаос, помогая избирателям и независимым
экспертам определить последствия того или иного политического
решения, а государственная казна пополняется за счет налогов
от официальных лобби.
Лоббизм
по-казахстански
В Казахстане законопроект о лоббизме был написан еще пару
лет назад, но был отклонен парламентариями. Так и не удалось
выяснить, почему эта инициатива вдруг была зарублена на корню.
Но, судя по столь скоропостижной его кончине, выгоден он был
далеко не всем влиятельным в республике людям. Спустя два
с лишним года законопроект вновь получил было шансы на жизнь
- о нем как о реальном документе заговорили вновь, однако
судьба снова прошлась по нему колесом. Законопроект опять
был зарублен на корню и снят с плана законопроектных работ
правительства.
Как расценить данный шаг: как полное отсутствие в республике
лобби во всех его проявлениях? Как неготовность наших политиков
легализовать свои коммерческие позиции и принадлежность к
определенным группировкам? Или мотивы иные?
Представитель правительства в парламенте Ерлан Кошанов, к
примеру, считает, что некоторые виды скрытого лоббизма все
же имеют место и в нашем законодательном органе. Более того,
по его мнению, данную форму представления интересов можно
считать неотъемлемой частью самого института парламентаризма.
До тех пор, пока существует сам законодательный орган с избираемыми
депутатами, они всегда будут иметь некие обязательства.
В первую очередь, считает Ерлан Кошанов, это моральные обязательства
перед избирателями. Хотя депутаты и не связаны императивным
мандатом, но, по сути дела, любой из них, независимо от экономической
целесообразности своих требований, не может самоустраниться
от поставленных избирателями проблем. Данную форму иначе можно
назвать местническим, или региональным, лоббизмом. Особенно
он проявляется при обсуждении проекта республиканского бюджета
и озвучивании депутатских запросов. Это вовсе не означает,
что депутату за это “выкатили” кругленькую сумму, он попросту
отрабатывает выданный ему на выборах “аванс доверия”.
Другой формой является социальное лобби, которому подвержены
практически все депутаты. Оно заключается в отстаивании интересов
социально незащищенных групп - пенсионеров, женщин, инвалидов
и так далее. Разумеется, представители этих групп тоже депутатам
ничего не платят.
Более зашифрованную форму можно увидеть в лобби политическом,
когда представители отдельных партий стойко отстаивают свои
позиции. Это тоже достаточно легальная и прозрачная форма
лоббизма. Хотя, надо признать, что за некоторыми партиями
порой скрываются определенные финансово-промышленные группы.
Нельзя отрицать, наверное, и существование так называемого
правительственного лобби, поборником которого, получается,
сам Ерлан Кошанов и выступает. Разумеется, в своей деятельности
ему предназначено способствовать проведению в парламенте позиции
правительства по всем принципиальным вопросам. Думается, это
может отметить любой внимательный парламентский журналист.
Между тем остается лишь домысливать о возможности наличия
последней формы - коммерческого лобби. Если все остальные
формы, в принципе, понятны и относительно легальны, то в причастности
к последнему сложно кого-либо обвинить, поскольку это весьма
непопулярная, в плане обнародования, форма представления интересов.
Между тем анализ некоторых запросов вполне может позволить
заподозрить наличие некоего скрытого интереса за простыми,
казалось бы, благородными выступлениями. По-видимому, именно
на пресечение подобной формы лобби должен быть направлен Закон
“О лоббировании”.
Страусиная политика?
Между тем независимо от наличия или отсутствия соответствующего
закона лобби в Казахстане существует. Достаточно взглянуть
на характер некоторых запросов на имя премьер-министра, в
которых просят заступиться, к примеру, за некий винно-водочный
заводик или другое подобное производство, представляя его
едва ли не объектом стратегического значения. Нередко депутаты
принимают под защиту находящиеся не в их регионе коммерческие
предприятия.
Словом, закон “О лоббировании”, наверное, стране все же необходим.
Вопрос лишь в том, что нужно еще и отработать механизмы его
исполнения. Ведь не каждый политик захочет раскрывать свои
тайные игры, а тем более платить налоги с “черных” сумм, надо
полагать, немалых. А поскольку политические и общественные
деятели не являются субъектами Закона “О коррупции”, а депутаты
обладают иммунитетом неприкосновенности, то работать в теневом,
если так можно выразиться, секторе им никто не запретит.
Астана
|