24 января 2003
№ 03 (243)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Страноведение  

Пикассо, принц
и строгий Лютер
(короткие записки впечатлительного журналиста)

Ирина Гайкалова

На первый взгляд Германия была неприветлива в этот раз. Она насупилась серым небом, и ганноверские ветры пронизывали наши бренные тела резко и даже негостеприимно. Однако через пару дней мы пообвыклись, и наше настроение изменилось. Вдруг все показалось необычайно приветливым - и люди, и дома, и тяжелое небо, и высокие шпили старых кирхе, и даже каменный неприступный Шиллер, стоящий задумчиво в самом центре Ганновера на пересечении торговых улиц - кричащих, ярких, западных, раскрепощенных, - и даже сирые наркоманы с большими собаками, тихо побирающиеся на этих улицах, и старые добропорядочные протестанты и строгий Лютер, возвышающийся и возвышенный...
Надо было только открыть глаза и сердца, чтобы город медленно и верно вошел в них и стал немедленно очаровательным, как старый и добрый знакомый после долгой разлуки. Так случилась встреча, и уже не оставалось сомнений в необычайности каждого мига, проведенного там.
Сначала люди. О, конечно, люди. Наши люди - аусзидлеры. Переселенцы, почти такие же, как были, только немного изменившиеся, только ставшие чуть более западными, только говорящие на странном аусзидлерском языке - нежной помеси немецкого и русского, чудном варианте нового эсперанто, понятного каждому русскому немцу.

Они рады нам, как рады всем, приехавшим с их родины, той, что неисторическая, но такая понятная и простая, оставшаяся в воспоминаниях и душах светлым и ярким пятном, той, что снится по ночам и манит к себе и не оставляет в покое. Они рады, а оттого в каждом доме накрываются большие столы в самых больших комнатах и готовится “наша” еда и льется вино в бокалы и “доппелькорн” по вкусу и говорятся бесконечные тосты. По традиции, по памяти, от радости.
Они не жалуются, им в общем-то нормально, они устраиваются и уже не вернутся назад. Но они оставили здесь могилы, соседей, детство и юность, жизнь и поэтому просят передавать большие приветы, плачут при расставании и просят их не забывать...
Теперь - искусство. Оно везде, а потому его уже не замечаешь, им начинаешь жить. Заходишь в церковь 12-го века, а там фрески и солнце, застрявшее в них, - момент истины, свет искусства, сама история. Старому музыканту, что играет на скрипке у дверей, обязательно скромные несколько центов - искусство.
Там у огромной старинной ратуши - просто постоять и потрогать многовековые стены, пережившие время, людей, самих себя, когда-то отстроенных раз и навсегда, у витиеватой “Апотеке” нечаянно застрять, глядя на роспись и тяжелые двери - все искусство. Никогда не знаешь, где оно начинается, где заканчивается.
Во всяком случае, оно всегда очень зримо продолжается. Идем скорее в музей Шпренгеля (Sprengel Museum). Идем сами без провожатых, слегка плутаем, путаем улицы, выспрашиваем прохожих - это очень забавное занятие, туристическая прерогатива, мы ею радостно пользуемся и, прошагав, быть может, лишние пару километров, все же самостоятельно (Selbst!) находим Шпренгель-музеум - музей современного искусства.
Нас пытался слегка разочаровать кассир: никаких особенных выставок сейчас не проводится. Однако есть искусство пациентов психиатрической клиники и, конечно, сам музей. Но - не удалось. Музей и без специальных выставок прекрасен, особенно для нас, уже поверивших в необычность и особенность своего пребывания здесь.
Что может быть прекрасней живого Шагала с его насыщенным синим цветом, мучительно-откровенной любовью и нежностью!? Шагала, правда, было немного, совсем чуть-чуть, скажем честно, одна картина. Остальное, говорят, в хранилище - музей не всегда выставляет напоказ все свои богатства. Но и то - какая радость! Потом - Макс Ернст! Вот его - много! Боже, гениальное безумие, наизнанку вывернутая душа, страшные переживания: темный Лес из рыболовных сетей, переписанная Вселенная (“Незаконные занятия астрономией”), настоящая дверь Поля Элюара, разрисованная Эрнстом, ведущая в Куда-то. Эрнст - наш Калмыков. Или Калмыков - Эрнст. Они удивительно похожи в своих незаконных занятиях астрономией и переиначивании мира.
Потом - Пабло. Великий Пабло Пикассо. Бездушный, как сказал один из нас, Пикассо. Он здесь расположился вальяжно, заняв несколько залов - он одна из самых больших ценностей музея, им гордятся, его лелеют. А он? Издевается над нами, конечно.
Что еще может делать гениальный Пикассо, расчленивший людей на множество частей, разделав нас по своему образу и подобию, выставив напоказ совершенное несовершенство человеческого “я”. Его, конечно, трудно любить. Но можно. Бывает же такая на свете трудная любовь. К Пикассо, например. Он тоже так любил нас, по-своему, по-пикассовски.
Что еще? Кто еще? Ах да, после музея едем в местечко недалеко от Ганновера, где стоит величественный средневековый замок ганноверского принца. Принц - потомок и владелец наследства проживает также в этом замке, полном рыцарского обмундирования, опаленных в боях флагов противников, захваченных его воинственными предками на память о своих победах, китайского фарфора, мебели ручной работы и многих фамильных портретов.
Чем занимается уже немолодой потомок? О, он может позволить себе многое: пускать туристов в свой замок, быть светским львом, раздавать автографы и справлять малую нужду посреди многолюдной международной выставки в Ганновере - “Экспо-2000”. Положение, как говорится, обязывает.
Наконец, пережив моменты сопереживаний высокому искусству, оказываемся в самом сердце современности - газете “Ганноверше Альгемайне Цайтунг”, где свершается новостная жизнь, где каждое вчера вершит сегодня. Встреча с “ГАЦ” благодаря Штефану Коху - редактору внешнеполитического отдела, человеку, влюбленному в Казахстан, единственному и непререкаемому авторитету-специалисту по нашей стране в Германии.
Громадная редакция со своим музеем (опять искусство), где хранятся старые типографские машины, картины сотрудников, образцы газеты прошлого века. Работники цехов приветливы и отзывчивы - нам показывают весь процесс от начала (верстки) до печати. Штефан без устали водит нас по залам и закоулкам, говорит, говорит...
На следующий день везет нас в Берлин. Два с половиной часа на машине и снова Штефан - экскурсовод. Его знанию истории Германии, ее городов можно только завидовать... Прощаясь, мы зовем его в Алматы (где он был уже не раз), летом мы обещаем ему незабываемые впечатления, и... мы обязательно успеем изучить ее историю.
Десять дней в Германии - много или мало? Десять дней для двух городов - Ганновера и Берлина - все-таки мало. Мы поднимаемся по трапу, с каждым шагом превращаясь из бесшабашных туристов в озабоченных делами насущными людей - завтра, завтра на работу. Германия прощается с нами: она, как всегда, скрыта в низких облаках, немногословна, задумчива, она уже живет своей жизнью, забывая о нас, не помня о нас. Но мы на нее не в обиде, мы полны очарования и завтра же примемся писать ей письма, писать о ней эссе, вспоминать ее запахи, звуки, рассуждать о ней, думать. Жизнь, как и роман, продолжается...

Ганновер-Берлин-Алматы
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп