24 января 2003
№ 03 (243)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

ОРГАНы движения

Жанна
Альжанова-Сагади

Завтра в Центральном концертном зале южной столицы состоится сольный концерт органной музыки Елены Эфинберг, на котором прозвучат произведения Брунса, Клерамбо, Баха, Мендельсона, Брамса и Таривердиева. “Королю инструментов” (этот эпитет часто приписывают Моцарту) Елена посвятила пятнадцать лет своей музыкальной деятельности

Каждый орган, по мнению органистки, единственный в своем роде. Это уникальное творение конкретного времени и эпохи. Каждый инструмент сочетает в себе черты той или иной страны, ее ландшафта, климатических особенностей, культуры и темперамента. В мире не существует абсолютно одинаковых органов, ведь создается он раз и навсегда для определенного помещения. Если звучание итальянских клавишно-духовых инструментов схоже с певучими гласными звуками местной речи, то французский орган с рокочущими звуками отражает фонетику языка жителей Франции.

- Игре на органе я стала учиться у Габита Несипбаева в 1988 году. Хотя поступила в консерваторию как пианистка. Осваивать азы игры на этом необычном инструменте выглядело захватывающе. Мне было жутко интересно. Почему был выбран именно орган? Все просто. Мне предложили, я испытала интерес и с первого же урока погрузилась в работу над этим величественным инструментом, рождающим будоражащую музыку. Габит - очень талантливый педагог и человек тонкой души. Он увлек меня, поэтому неудивительно, что сейчас я предпочитаю все-таки орган, несмотря на то, что всю жизнь занималась только фортепиано.
- Участие в многочисленных конкурсах органистов разных стран, активная концертная деятельность. Чему бы вы отдали предпочтение?
- Я побывала в Мюнхене, Казани, Калининграде, где проходил международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, посвятившему этому инструменту десять лет своей жизни. Еще при нем было организовано четыре достаточно объемных органных концерта. Его супруга Вера Таривердиева является основательницей данного конкурса, на котором я была удостоена диплома “Вера, надежда и любовь”.

Этикет византийского императорского двора отличался исключительной пышностью и заключал традиционную последовательность обрядов, выполнение которых было обязательным. Богатство обстановки, хитроумные театральные эффекты должны были как можно сильнее воздействовать на чужестранцев. Музыке отводилась важная роль, а главными музыкальными инструментами византийского придворного быта были органы.
Во время пира органы использовались для подачи своеобразных сигналов, по которым следовало садиться или вставать из-за стола, причем приглашенным внушалось следить за звуками органов, чтобы не нарушать правила пира и поступать сообразно общим правилам пиршества.

Вообще, к конкурсам я отношусь двояко. С одной стороны, это хорошая закалка, с другой - некоторые исполнители просто теряют веру в себя. Чтобы участвовать в конкурсе, необходимо обладать наикрепчайшей нервной системой. В отличие от концертной деятельности там испытываешь совершенно иные ощущения.
Орган - очень сложный инструмент, игре на котором можно учиться всю жизнь. Только сейчас я испытываю достаточно крепкое желание концертировать. Пока у меня органный класс в консерватории.
- Как развивается органное искусство у нас?
- В Казахстане - новый виток развития органной культуры. Появляется интерес, растет количество публики на концертах. Инструмент будет востребован, и, думаю, у него большое будущее.
В Калининграде я прослушала многих исполнителей из разных стран. Признаюсь, мне не было стыдно за свою республику! Я почувствовала даже какую-то силу. Я поняла, что органная школа Казахстана благодаря Габиту Несипбаеву развивается и очень успешно. Можно было отметить разве что органистов из Италии. Москва поразила меня своей профессиональной “беднотой”.
- Я знаю, что в консерватории существует секция органа...
- Да, это своего рода мини-кафедра.
- Желающих овладеть “королем инструментов” в силу непопулярности инструмента наверняка маловато?
- Желающих всегда много. Мы отбираем только пианистов, идет большой отсев. Говоря откровенно, очень мало студентов, которые справляются с органным искусством. Во-первых, как говорит Габит Несипбаев, органисту необходимо крепкое здоровье. Всегда хорошее физическое состояние. Это не говорит о том, что требуется какая-то мышечная сила, но ведь от физического идет и духовное здоровье. Та же работа мозга. Если пианист хороший, то проблем особых не возникает - соединил ноги с руками. И это, впрочем, не главное. Работа мысли - вот что ставится прежде всего во главу угла.
- Сколько органов в Алматы?
- В Алматы три органа - в Центральном концертном зале, консерватории. Кстати, в Большом зале консерватории к весне начнутся реконструкционные работы, приедут специальные мастера, которые будут настраивать орган.
- Но любые перемены в помещении, вплоть до мелких новшеств в декоре, влекут за собой значительные изменения звуковой картины органа?
- Ему нужна специальная акустика. Это должно быть либо каменное, либо деревянное помещение. Идеально совмещение камня с деревом и полное отсутствие каких-либо тканевых поверхностей. Должна соблюдаться специальная температура, влажность воздуха. У нас должной акустики нет ни в одном из залов. В этом отношении наблюдается достаточно халатное отношение ко всему. Есть надежда, что Большой зал отреставрируют под органную музыку.
- Какой орган запомнился вам больше всего?
- У меня есть мечта съездить в Казань. Там стоит очень интересный инструмент, который построили несколько лет назад англичане. Я хочу сыграть на этом органе и даже испытываю некоторый страх перед ним.
- Почему орган используется в основном в соборных сооружениях?
- Самая хорошая акустика для органа - это соборная акустика. Связи органа с религией нет. Просто инструмент сам по себе необыкновенный, поэтому вызывает непонятные чувства. В Древнем Риме и на Руси, скажем, на органах играли в цирках и на светских празднествах.
- Органист, думаю, профессия не женская.
- Соглашусь. Орган требует огромной самоотверженности и самоотдачи. Это не женская профессия. Я хочу быть в семье и в музыке, хочу все успевать и непременно справлюсь с этим.

На Руси органная музыка звучала в потешных хоромах и в Грановитой палате Кремля. В ней давались торжественные посольские аудиенции и большие церемониальные столы. В царском быту органы считались “государевой потехой”, их часто называли “государевыми органами”. Во времена царствования Петра I инструментальная музыка умело использовалась в совершенно новом качестве. Торжественный стиль прославления побед русского оружия требовал масштабности, больших исполнительских коллективов и мощных музыкальных инструментов. Звуки органа и литавр производили впечатление на многочисленных слушателей. Эпоха преобразований Петра I характеризуется в области музыки полной победой светского искусства над искусством церковным.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп