17 января 2003
№ 02 (242)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Большая перемена  

Формула школы

Ольга МАЛАХОВА

Хор в этой школе - заслушаешься. Красиво поют ребята, без фальши. Стараются не фальшивить в своем “хоре” и педагоги. Они вывели собственную формулу хорошей школы - открытая, честная, основанная на диалоге учителей, родителей и учеников. Так определяют суть своего учебного заведения в частной школе “Бэст”, отметившей недавно десятилетний юбилей

Спорьте, и вам
воздастся

Здесь считают, что дебаты - это путь к успеху. Это почти так же важно, как овладеть английским или компьютером. Все, кто прошел через дебатный клуб, организованный еще в 1996-м, совершили потом “прорыв” и в учебе, и в дальнейшей жизни.
Плюсов от участия в дебатах не счесть. Это раскрепощение, оттачивание техники доказательств, преодоление препятствий, умение презентовать себя. Это навыки работы в команде. Темы обсуждений бывают разные, предстоящая, например, - женщина в армии, навеянная в том числе фильмом “Солдат Джейн”.
- Надо много и осознанно читать, массу специальной литературы перечитывать при подготовке к той или иной теме. Это расширяет кругозор, развивает логику, - рассказал восьмиклассник Даурен Куркенов. - Дебаты помогают преодолевать комплексы, учат ораторскому искусству.
Ребят бросают в клуб, как в воду, и даже поражение идет на пользу, закаляя характер. Участие в дебатных командах обязательно для старшеклассников, но и те, кто помладше, хотят стать членами команд. С ребятами занимается учитель истории Александр Башоян, международный тренер, возглавляющий городской дебатный центр. Он может гордиться своими учениками.
Данияр Утеулин, например, первым из казахстанцев был принят в престижную Американскую военную академию Вест Пойнт, где иностранцев не больше полутора десятка. Айдар Асанбаев, с отличием закончивший школу и КазГЮИ, сразу после окончания вуза стал помощником ректора. Алия Маусумбаева после окончания КазГЮА выиграла стипендию правительства Голландии на обучение в магистратуре. Ильдар Юсупов получил стипендию правительства США на обучение в Хартвикском колледже штата Нью-Йорк, одновременно учится на 5 курсе КазНУ имени Аль-Фараби и выпускном курсе Хартвикского колледжа. Он признан лучшим практикантом-юристом за последние 25 лет в юридическом офисе Ричарда Ротермела в городе Онеонта штата Нью-Йорк.

Главная фигура
Не случайно “Бэст” признали в конкурсе “Выбор года” школой года в 2000 году. В какой еще школе учителя сами пишут учебники, составляют словари? Причем на высоком уровне - методическом и издательском. Бэстовские педагоги не хотят ждать, когда появятся хорошие государственные учебники. Уровень их образования и мастерства позволяет браться за создание собственных методик и книг. Кандидат педагогических наук, доцент Баян Исмагулова, Гульжахан Досмамбетова, Эльвира Ережепова и Гульбахира Абдижапбарова создали учебно-методический комплекс для изучения казахского языка, казахско-русский и русско-казахский словарь на 30 тысяч слов. По ним занимаются педагоги других школ и регионов республики.

Рахима Куанышбаева (справа) с коллегой

Если ученик - фигура центральная, ему все внимание, ради него все делается в школе, то учитель - главная фигура. Он хозяин на уроке, его свобода в творчестве уважается. Здесь разрешают пробовать новые идеи - свои и педагогов-новаторов. Но в то же время придерживаются классического консервативного подхода, берут все лучшее из советской школы. Много учителей с большой буквы, есть среди них вузовские преподаватели, ученые. В экологическом центре под руководством Ольги Саубеновой и Александра Черкашина ребята занимаются серьезным мониторингом состояния водных ресурсов, другими проблемами.
- У нас партнерские отношения с родителями, нам повезло, они нас поддерживают, - говорит директор школы Рахима Куанышбаева. - Отношения строятся на диалоге трех сообществ - учителей, родителей, учеников. Любые вопросы, конфликты, проблемы решаются корректно, аккуратно. Это как в семье: муж и жена при детях не должны ссориться.
Здесь решили, что у учеников должна быть единая школьная форма. Это дисциплинирует и учит деловому стилю. Ученический совет согласился с педагогами. “Бэст” не относится к тем частным школам, в которых разрешено все, потому что “кто платит, тот и заказывает”. Здесь достаточно жесткие, но справедливые требования к успеваемости и поведению. Хотя сережка в ухе восьмиклассника Миши Рабиновича, одного из создателей школьного сайта, у взрослых раздражения не вызывает. Миша и другие ребята из клуба информатики создают образовательные программы в форме игр, тесты по геометрии.

Павлин и ананасы
В самом настоящем ботаническом саду кричат попугаи, пищат перепелки, бегают за мамой птенцы павлинов, которым уже четыре месяца. Каких только экзотических растений здесь нет! Декоративный банан, огромные, причудливых форм кактусы, кофе, ананасы... Среди зелени и под пение птиц можно посидеть, отдохнуть.
Но отдыхать некогда. Сумасшедший выбор кружков и клубов даже вызывает опасение: не происходит ли так, что ребята просто ходят из одного в другой, ни на чем серьезно не останавливаясь. Некое “брожение” в начале года действительно бывает: ребята присматриваются, пробуют свои силы. Но вот выбор сделан, и начинается творчество. Искусство батика, изделия из дерева, картины, фотографии, шахматы, восточные единоборства - всех направлений не перечислить. А есть еще факультативные занятия и научно-практические работы, большая проектная деятельность.

Одно из главных направлений школы - программы ЮНЕСКО. Они проходят через значительную часть образовательного процесса. То есть знаки препинания, например, изучают на примере Декларации прав человека. Так формируется новая личность, новое поколение людей, с детства имеющих представление о демократических принципах.
- Моему дедушке сначала не понравилось, что я иду в частную школу. Он почему-то считал, что там будет конный спорт и плавание, и больше ничего. Но я уверена, что мы тут получаем отличные знания, что у меня будет хорошая профессия, - сказала десятиклассница Асель Бапиева. - Хорошая школа - это второй дом. Хотя это не значит, что мы чувствуем себя здесь, как в домашней обстановке, так и не должно быть. Но, несмотря на жесткий график, высокие требования, мне здесь комфортно.

Именно такую цель и ставят себе в педколлективе. Не просто требовать от ученика хорошей учебы и активности, а добиваться, чтобы он сознательно жил такой жизнью.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп