17 января 2003
№ 02 (242)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Сыновья полка

Ольга Медведева

В капчагайской Гвардейской десантно-штурмовой бригаде мобильных сил ВС РК молодое пополнение - пятеро новобранцев, которые вместе с азами солдатской жизни постигают премудрости начальной грамотности. Сейчас их называют сыновьями полка. А в прошлой жизни эти мальчишки были просто бродяги и беспризорники

В большом пустом коридоре пахнет казармой. Всюду армейский интерьер: койки в два ряда, тумбочки и идеальный порядок.
- А нам сюда, - замполит открывает дверь направо.
- Здравствуйте! - Мальчишки вскочили со своих мест и вытянулись по стойке смирно.
В комнате тепло и уютно. Старые, но чистые, без единого пятнышка коврики, по линеечке заправленные кровати, цветы на стене. Артемка и Ислам (здесь он самый маленький) смотрели по телевизору мультики. Вася корпел над книгой.
Позже я узнаю, что в свои 15 лет Вася едва научился читать. Восемь месяцев назад, когда комбриг решил взять на воспитание беспризорников, Вася не знал даже алфавита. Его друзья, кроме Коли Саблина, оказались тоже очень запущенными в учебе.
- Первыми появились у нас Вася и Ислам, на следующий день пришел Артемка.

На дворе конец марта (2001 год - Авт.). На улице холодина, а мальчишки в каких-то рваных свитерах. Ни курток, ни шапок в помине не было. Жутко грязные, голодные. Ислама тут же отправили в медсанчасть - у мальчишки желудок был посажен, - рассказывает младший сержант контрактной службы Наталья Солущенко (если начальник штаба бригады гвардии подполковник Алмаз Джумакеев - папа для приемных сыновей полка, то Наталья назначена полковой мамой. - Авт.).
Ох, и помучились с ребятами командиры. Особенно тяжело было приучить их умываться.
- Утром отправляем в школу, а потом выясняется, что они на уроках не сидят: стеснялись своей безграмотности, - рассказывает мама Наташа. - Пришлось чуть ли не каждого сопровождать до класса, в свободное время галопом наверстывать упущенное. Полученная твердая тройка для нас - прогресс. Васе, например, купили прописи. Каждая новая буква - победа. Радуется: “Надо дяде Алмазу сказать, что я выучил букву “Р”. Сейчас он в 7 классе. Уже бегло читает, и вообще парень очень сообразительный.
- Хочу учиться в десантном военном училище, - мечтает Архипов-младший.
Старший брат Васи - Петя Архипов в этом году заканчивает 10-й класс. Тоже мечтает стать офицером и служить непременно в родной бригаде. Даже обращался к полковому отцу с этой просьбой: “Можно я буду у вас на кухне поваром служить?” Талант кулинара помогла открыть школьная учебно-производственная практика. Говорят, борщ и лагман делает отменный. Это школьная часть жизни, а в солдатской Петр Архипов - воспитанник разведроты.
Каждый СЫН здесь приписан к определенному подразделению. Вася - к первому батальону, Ислам - к дивизиону, Артем Степанов, 14 лет - ко второму батальону, Коля Саблин - к ремроте. Подшефные опекают своих мальчишек. Берут с собой на огневую подготовку, на тактические учения. Словом, воспитывают будущих десантников.
10-летний Ислам - эта кроха в камуфляже - единственный, кто хочет стать не военным, а милиционером.
- Я жил, где придется. Страшно было одному ночевать в подъезде, - рассказывает о своей жизни мальчуган. - Раньше я мечтал вырасти, заработать больше денег. Я работал с другими мальчишками возле баров - мы сторожили машины. На еду хватало, покупали молоко, хлеб, коржики.
- Часы у тебя крутые.
- Командующий подарил - генерал-майор Жасузаков.
- Камуфляж по спецзаказу шили?
- На складе самый маленький размер нашли. У нас есть обычные костюмы, но в школу мы любим ходить в военной форме. Она удобнее.
(Из-за формы ребят в школе поначалу дразнили, а теперь завидуют. У девчонок сыновья полка на особом счету. - Авт.)
- А родители у тебя есть, Исламчик?
- Мама. На увольнение хожу...
- И как тебя дома встречают?
- Радуются... - тупит взгляд ребенок.
Только у братьев Архиповых мама умерла два года назад, у остальных есть мамы, родственники...Но почему-то домой дети не спешат, и увольнительные стараются провести в казарме. Даже Новый год встречали в части.
А если и навестят своих мам, часто возвращаются в часть со слезами на глазах: выгнали, не вовремя пришел. И все равно мама для них - самый святой человек. Упаси бог дурно отозваться о них.
Все свои беды Артемка Степанов связывает с появлением отчима. Тот выгнал его на улицу: иди, сам о себе позаботься. Артемка плакал и хотел отомстить - подкараулить ночью отчима и побить. Но чаще ловили самого Артемку. Как беспризорника доставляли в полицию, строжили: “Еще раз увидим тебя около базара, в детскую колонию отправим”. Но обычно продержат день в клетке, а вечером выгоняли из полицейского участка.
- Мне повезло, что я сюда попал, - считает Артем, - тут очень нравится.
- А не трудно для ребенка - в 6 утра подъем, по команде отбой, жизнь по-солдатски?
- Разве это трудно? Вы не знаете, что такое трудно, - грустные мысли увели его куда-то далеко-далеко.
- В школе какие успехи? - Спешу перевести разговор.
- Физика нравится, физкультура... Я в Рязанское военное училище хочу поступать. Десантником буду.
- С парашютом еще не прыгал?
- Пока не разрешают, говорят, подрасти надо. А вот на стрельбище с первого выстрела мишень снял. Стрелял из пистолета Макарова, автомата Калашникова, гранатомета. Это здорово.

Сейчас Артемка болеет: грипп. Лежит с температурой, пьет лекарства и практически не выпускает из рук живой комочек - рыжего щенка. “Мне щенка одна тетечка подарила. Я пока не придумал, как его назвать”.
Артемка - явный лидер среди полковых сыновей. Кто знает, может, именно он лет через ...надцать станет генералом?
- Саблин Николай Алексеевич, - щелкнул каблучками юный защитник Родины. - Я тоже должен рассказать, как пришел в часть? У меня здесь раньше отец служил. От сердечного приступа он умер. На похоронах гвардии подполковник Житник сказал, что меня возьмут на воспитание...
В городе Капчагае и стар и млад знает о сыновьях полка. На улице к офицерам часто подходят гражданские: “Возьмите еще и моего сына”, “А девочек вы не берете на воспитание?” Приходится объяснять, что это армия, а не детский дом. И армия для детей - далеко не мед.
- Иногда мальчишки срываются. Ведь надо стирать носки, мыть полы, учить уроки... когда хочется просто полежать. Иной бросит в сердцах: “Все, ухожу!” Я им честно говорю: вас никто не держит. Да, здесь дисциплина. Но это армия, а не детсад, - рассказывает Наталья. - Назавтра утром уже все забыто, в глаза виновато заглядывают... У меня у самой сын - их ровесник. Я к ребятам, как к своему, одинаково строго отношусь, без поблажек. Порой ругаю, что нельзя себя так вести, а Вася мне в ответ: “Да вы знаете, что меня головой об стенку били!” И тут же замыкается. Чувствуется, они не то что нас не хотят пускать в свое прошлое, сами не хотят туда возвращаться.

Во время интервью один из мальчиков признался журналисту, что когда-то на его глазах убили человека. “Одному парню перерезали горло, а второго истыкали ножом, но он выжил”. И, выдержав паузу, этот ребенок добавил: “Мне просто повезло: мы сидели на лавочке около бара, к нам подошел полковник Джумакеев... Я хочу стать похожим на него. Хочу, как и он, защищать нашу Родину”.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп