10 января 2003
№ 01 (241)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Культура  

Именем несуществующей графини

Дина Махметова

В Алматы прошел концерт камерной музыки в исполнении немецкого трио “Абегг”

Раздались волшебные голоса скрипки, виолончели и фортепиано, и зал оказался всецело во власти музыки. Виртуозное мастерство исполнителей и их темпераментная игра заставили нас почувствовать, как много оттенков мысли и чувства заложено в произведениях Шостаковича, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, современного композитора Михаеля Обста.
Поражала не только совершенная техника музыкантов, но и сама мысль о том, что трио в неизменном составе выступает с 1976 года. За двадцать шесть лет совместного творчества Ульрих Беец (скрипка), Биргит Эриксон (виолончель) и Геррит Цеттербарт (фортепиано) посетили с концертами многие уголки планеты, записали не один компакт-диск.
Мы решили узнать у музыкантов секрет долголетия их трио.
- Господин Цеттербарт, ваш творческий союз существует уже четверть века. Это тот редкий случай, когда достигнуто полное взаимопонимание. Как вам это удалось?
- Все очень просто: мы хорошо подходим друг другу. Конечно, каждый из нас - самостоятельная творческая личность, но это не мешает нашей работе. Вы не поверите, у нас никогда не возникало разногласий. Мы создали трио, когда еще были студентами Высшей школы музыки и театра в Ганновере. В самом начале мы сформулировали для себя правило, которому следуем и теперь: не отступать от замысла композитора. Мы считаем, что интерпретатор сродни переводчику, который должен донести до слушателей идею автора как можно более точно. Наверное, оттого, что мы единодушны в этом вопросе, трио и существует так долго.
- Вы очень бережно относитесь к замыслу автора. Не ограничивает ли это вашу творческую свободу?
- Мне кажется, что у исполнителя и без того много способов проявить свою индивидуальность, чтобы можно было позволить себе вольности в обращении с материалом. Главное - чувствовать музыку, видеть внутренним взором заключенные в ней образы, воспринимать произведение как некое зашифрованное послание композитора. Для нашего трио принципиально важно найти тот первоначальный смысл, который вкладывал в свое творение автор. Прежде чем начать разучивать музыкальную пьесу, мы тщательно исследуем все оригинальные нотные записи. Дело в том, что в процессе работы над произведением могут появиться неправильные привычки его интерпретации. Часто это связано с тем, как передается темп. Например, не так давно мы записали на диск пьесу для фортепиано Чайковского. В первоисточнике автор очень точно обозначил показатели метронома и даже сделал пометку для исполнителей: “Пожалуйста, соблюдайте заданный темп”. Но ни в одном издании этого примечания нет. И в большинстве случаев произведение играют совершенно неверно.
- Что обозначает название трио?
- “Абегг” само по себе ничего не значит, но с этим названием связана романтическая история. У Шумана есть вариации, посвященные некой графине фон Абегг. Это породило много домыслов еще при жизни композитора. Поговаривали, что у Шумана есть высокородная покровительница, которой он обязан очень многим. Но ее никто никогда не видел. Объяснялось все очень просто: таинственная графиня была вымыслом композитора. Под таким именем он обессмертил свою музу, девушку, не принадлежавшую к аристократии. Любовь к Митте Абегг вдохновила молодого Шумана на творчество, он бросил юриспруденцию и стал писать музыку. Кстати, потомки Митты живут в Германии до сих пор.
- Некоторые театральные труппы, такие, как популярная в конце 60-х годов “Living Theatre”, являются своеобразными коммунами. То есть вся жизнь актеров неразрывно связана с театром. Может, это характерно и для вашего трио?
- У каждого из нас своя личная жизнь. К тому же мы живем в разных городах, что тоже вызывает определенные сложности. Мы встречаемся, когда начинается подготовка нового проекта. В общей сложности мы проводим вместе полгода. Мы очень интенсивно работаем на репетициях и концертах, а в свободное время каждый занимается чем-то своим.
- Есть ли у вас в коллективе художественный руководитель?
- Нет. У нас демократия: все вопросы выносятся на голосование.
- Сейчас модно сочетать различные стили и жанры - обрабатывать классическую музыку на синтезаторе, соединять с джазом. Привлекают ли вас эксперименты такого рода?
- Я считаю, что каждое направление должно существовать само по себе. Я не разделяю того мнения, что классическую музыку надо популяризировать, преобразуя ее в формы, доступные для всеобщего понимания. Музыка не терпит над собой такого насилия. Если бы наше трио загорелось желанием исполнять электронную музыку, мы нашли бы произведения, изначально предназначенные для таких инструментов.
- Насколько востребована сейчас в Европе классическая музыка?
- Трудно сказать однозначно. В больших городах она по-прежнему популярна. Оперные спектакли и концерты симфонического оркестра собирают полные залы. В то же время интерес к камерной музыке не так велик. Что касается нашего трио, то в материальном отношении мы чувствуем себя достаточно неплохо. Но чтобы содержать семью, помимо концертов, нам приходится проводить мастер-классы, принимать участие в других музыкальных проектах.
- Есть ли у вашего трио любимые композиторы, с произведениями которых вы не расстаетесь все эти годы?
- У нас обширный репертуар. Каждый раз мы играем что-то новое. В Европе мы часто даем концерты, состоящие из пьес одного композитора. Мы хотим, чтобы слушатели получили возможность проследить его творческий путь. Чтобы они говорили про себя: ага, здесь он еще молод и очень эмоционален, здесь он достиг творческой зрелости, а вот это кульминация, лучшее, что он создал. Мы проводили вечера музыки Моцарта и Бетховена, Гайдна и Шумана и многих других.
- Какое самое необычное место, где вам доводилось выступать?
- Во Франкфурте есть церковь современной постройки с очень хорошей акустикой, как в настоящем концертном зале. Там мы записали все наши компакт-диски. В неподходящих для выступлений условиях, например, на открытом воздухе, мы бы играть не стали. Потому что теряется качество.
- Как возникла идея гастролей в Центральной Азии?
- Мы приехали в Алматы по приглашению Института Гете. Мы тесно сотрудничаем с этой международной организацией, побывали в Америке и Юго-Восточной Азии, в Африке и в Восточной Европе, в Москве и Санкт-Петербурге. Вчера мы играли в Ашхабаде, завтра поедем в Бишкек, оттуда - в Ташкент. Мы с удовольствием откликаемся на поступающие к нам предложения.
- Отличается ли восприятие классической музыки в разных странах?
- Нельзя сказать, что реакция европейской публики отличается от восприятия американской или центральноазиатской. Музыке в равной степени открыты все, и здесь неважно, классическая это музыка или народная. Главное - это радость, которую мы испытываем, когда слушаем то, что нам нравится.

P.S. Перед отъездом в Бишкек музыканты из трио “Абегг” провели мастер-класс для студентов консерватории. Они высоко оценили мастерство своих юных коллег и на прощание высказали свои пожелания. “Берите пример с актеров, - сказали они. - Актеры сначала пропускают текст через себя, а потом начинают его заучивать. Ошибка многих музыкантов в том, что они поступают наоборот. До тех пор, пока вы не прочувствуете произведение, вы не сможете заинтересовать им зал. Чтобы приковать к себе внимание публики, нужно вложить в игру всю свою душу”.

Досье “НП”
Ульрих Беец получил образование в Высшей школе музыки в Кельне, продолжил обучение в Люцерне и Ганновере.
Был концертмейстером симфонического оркестра на радио Зюдвест в Баден-Бадене. В настоящее время преподает камерную музыку в Высшей школе имени Ференца Листа.
Биргит Эриксон получила образование в Ганновере и Блумингтоне, где обучалась по программе Службы немецких академических обменов.
Параллельно с концертной деятельностью в трио сотрудничает с веймарскими солистами.
Геррит Цеттербарт получил образование в Высшей школе музыки в Ганновере.
Сейчас он является профессором этого учебного заведения. Одновременно с этим участвует в записях студий Gutingi и Hannsler.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп