А ты посмотрел “Иронию
судьбы, или с легким паром”?
Галия Тушкина, кинокритик
Новый год для многих, не побоюсь обобщения
- для всех жителей постсоветского пространства, немыслим без
традиционных елки, бутылки шампанского, винегрета и салата
“оливье” на праздничном столе и ритуального телевизионного
просмотра любимого рязановского фильма “Ирония судьбы, или
С легким паром”
В преддверии новогоднего праздника телеканалы
начинают соревноваться, кто первый начнет демонстрацию приключений
Жени Лукашина. 31 декабря хозяйки в бигудях, еще в домашних
халатиках, хлопоча на кухне, краем глаза успевают захватить
начало фильма на одном канале, ближе к обеду, когда пора накрывать
на стол, они успевают посадить пьяного Женю в самолет по другому
каналу и уже ближе к полуночи вместе с семейством и подвыпившими
гостями весело смеются над Ипполитом, принимающим душ прямо
в пальто по третьему телеканалу.
И дело совсем не в том, что нашему телевидению совсем нечего
показывать в новогоднюю ночь, просто сильна традиция, узнаваема
ситуация и герои фильма, щемит грудь ностальгия по тем временам,
когда 31 декабря можно было спокойно купить билет на самолет
до Ленинграда и пить пиво с водкой в бане, когда дома есть
ванна.
Эльдар Рязанов одним только этим фильмом вошел
в классику советского кинематографа. Благодарные зрители до
сих пор не мыслят Новый год без “Иронии...” и снова и снова
готовы переключать каналы, если в перерывах между первой и
второй пропустили момент, когда Надя обнаруживает в своей
квартире незваного гостя.
В 2000 году в Москве “Государственный фонд телевизионных и
радиопрограмм” даже обратился в арбитражный суд с иском к
московской независимой вещательной корпорации “ТВ-6”, цитирую
далее по тексту: “о признании “Гостелерадиофонда” единственным
обладателем исключительных имущественных прав на двухсерийный
художественный телефильм “Ирония судьбы, или С легким паром”;
о запрещении совершать действия, связанные с использованием
художественного телефильма “Ирония судьбы, или С легким паром”
и подрывать деловую репутацию истца, а также о взыскании с
ответчика в пользу истца компенсации в сумме 222480 руб. Основанием
для обращения с иском послужил показ ответчиком 31.12.99 по
телевизионному каналу “ТВ-6” телефильма “Ирония судьбы, или
С легким паром””. К счастью, фильм не стал яблоком раздора,
и после долгих разбирательств суд отказал в иске “Гостелерадиофонду,
и киноконцерн “Мосфильм” и телеканал “ТВ-6” отстояли право
на показ любимого народом фильма.
“Совершенно
нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно
под Новый год” - так назвали авторы эту самую любимую в народе
комедию Эльдара Рязанова. Пошли друзья в баню попариться,
по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый
год чистыми, а “напарились” до такой степени, что отправили
в Ленинград не того. Ситуация правдоподобная, нашему зрителю
понятна до боли в душе, и переживаем мы за Женю искренне.
Менталитет у нас такой, мы твердо знаем, что “водка без пива
- деньги на ветер”. А то, что в Ленинград улетел другой, “ну
и что, весело же, Новый год все-таки”. Какому-нибудь там американцу
или немцу и в голову не могло бы прийти, что с ним может произойти
нечто подобное. Все у них спланировано, билеты куплены заранее
и пить в бане они не додумаются, ведь в баню ходят мыться,
а выпить можно в баре и то только пиво или по 50 грамм виски,
но никак не смешивая их в одной кружке. Этим они и отличаются
от нас.
В далеком 1975 году Эльдар Рязанов и не подозревал, что снятый
по сценарию Эмиля Брагинского оператором Владимиром Нахабцевым
фильм “Ирония судьбы...” в кинотеатрах бывшего СССР посмотрят
7 миллионов зрителей, а исполнитель роли Жени Лукашина Андрей
Мягков, по опросу журнала “Советский экран”, будет признан
лучшим актером 1976 года.
А сколько телезрителей за эти годы пополнили статистику просмотревших
в новогоднюю ночь этот фильм, не подсчитал до сих пор никто.
А может, это и к лучшему, ведь за сухими цифрами не разглядишь
ту душевную притягательность, которая заставляет вновь и вновь
просматривать этот фильм и цитировать героев “Иронии...” в
реальной жизни. А ведь слова пошли в народ. Сколько раз, сидя
с друзьями в теплой компании, вы начинали петь хриплым шепотом:
“Под крылом самолета о чем-то поет...” или гладили себя по
груди и приговаривали “Спокойно, Ипполит, спокойно”. Отведав
невкусное блюдо, резюмировали: “Какая гадость эта ваша заливная
рыба, это... Хрену к ней не хватает”. А после изрядной попойки
горестно вздыхали: “Пить надо меньше, надо меньше пить”. А
еще: “Потрите мне спинку, пожалуйста”, “Ой, тепленькая пошла”,
“Сам сломаю, сам починю”, “Ну что вы меня все время роняете”,
“Железная логика...”, “Да, Наденька, у нас с вами самые нужные
профессии, но, к сожалению, самые малооплачиваемые...”, а
адрес Жени в Москве и Нади в Ленинграде все знают наизусть:
3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, 3-й этаж. Да хоть
пятый... Песни на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой,
Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Владимира Киршона в
исполнении Аллы Пугачевой и Сергея Никитина, композитора Микаэла
Таривердиева получили признание и вторую жизнь в народе. Ни
одно веселое застолье не обходится без: “Если у вас нету тети...”,
“На Тихорецкую состав отправится...”, “Мне нравится, что вы
больны не мной” и т.д. и т.п.
И тем не менее “Ирония судьбы ...” настолько засмотрена нами
“до дыр”, что мы порой не замечаем те ляпы, которые допустили
создатели этой замечательной картины. Ниже привожу список
некоторых из них:
1. В Москве Мягкова загружают в “ИЛ-62” (судя по салону),
в облаках летит “Ту-134”, а в Ленинграде приземляется “Ту-154”...
2. На протяжении двух третей фильма, где действие происходит
в квартире Нади, можно проследить за исчезновением и появлением
отдельных предметов, как-то: чайник (из которого поливали
Женю), ведро, телефон и многое другое. Видимо, нам не показали,
как герои фильма использовали вышеуказанные предметы домашнего
обихода, клали их на место, потом снова брали.
3. В начале фильма, когда Ширвиндт приходит домой к
Жене, чтобы вместе отправиться в баню, дверь ему открывает
мама. В руках у Ширвиндта бутылка шампанского, которую эта
самая мама почему-то забирает дважды (жадная маманя).
4. Да и потом, уже в ленинградской квартире у Наденьки,
с шампанским происходит что-то неладное. Надя приберегла одну
бутылочку, еще одну подружки принесли. А если посчитать, то
в квартире можно обнаружить минимум (!) четыре бутылки.
5. Обратите внимание, как Надя накрыла стол к приходу
Ипполита. Все продукты и предметы нахально прогуливаются по
всему столу, оказываясь то на одном краю, то на другом, то
посередине, то вообще исчезают на короткое время.
6. Видно, что метет вьюга и вообще очень холодно, а
на Исаакиевском соборе нет снега.
7. Барбара Брыльска садится в такси, чтобы отправиться
на вокзал. Обратите внимание на внешность водителя. Это брюнет
с пышными бакенбардами. Когда же машина подъезжает к вокзалу,
мы видим: водитель-то уже совсем другой - блондин без всяких
бакенбардов.
8. Когда Ипполит в порыве ярости мчится на машине и
вылетает на Неву, то на него из грузовика сыплют снег. Спрашивается:
и кто бы это убирал снег ночью, да еще новогодней?
9. Садясь в такси, Надя называет шоферу место, куда
ее нужно доставить - Московский вокзал. Но привозит он ее
почему-то... в Центральные железнодорожные кассы на канале
Грибоедова, где она благополучно покупает Жене билет до Москвы.
То ли шофер несведущий попался, то ли от дома Нади до касс
было ближе.
10. И последнее, знаю насколько многие экспериментировали
в употреблении “ерша”, они могут мне возразить или согласиться
со мной, но все же герой Мягкова неубедителен в том, что так
быстро протрезвел. Как человек непьющий, приняв на грудь изрядное
количество пива с водкой, проспав где-то часа три: час в аэропорту,
пока герои Александра Белявского и Георгия Буркова решали,
кого отправить в Ленинград, плюс 40 минут в самолете, на плече
у режиссера Эльдара Рязанова, да часик в квартире у Нади,
может так быстро протрезветь? Получается, могучий организм
у этого Лукашина.
Но несмотря на ошибки, все компенсируется веселым настроением,
волшебством новогодней ночи и встречей с любимыми актерами.
Барбаре Брыльске популярность в Советском Союзе принесла именно
роль Нади Шевелевой, и даже тот факт, что Барбару Брыльску
озвучивает Валентина Талызина, а песни за нее поет Алла Пугачева,
ничуть не повлиял на любовь советского зрителя к польской
актрисе. Андрей Мягков стал лауреатом Государственной премии
СССР, а режиссер Эльдар Рязанов после “Иронии судьбы...” безоговорочно
взял его на главную роль в свой следующий фильм “Служебный
роман”.
Новый год уже стучится к нам в двери, а мы, взрослые, все
еще, как дети, ждем от этого праздника чудес и надежд на лучшее,
загадываем желания и ждем новой встречи или любви. И пусть
в Новом году наши мечты и желания сбудутся или хотя бы приобретут
зримые очертания. Даже если ради этого придется пойти 31 декабря
с друзьями в баню, напиться “ерша” и улететь вместо своего
друга в Ленинград!
“Особенности национальной охоты в зимний период”
“Особенности национальной охоты”
“Ирония судьбы, или С легким паром!”
“Карнавальная ночь”
“Операция “С Новым годом”
“Особенности национальной рыбалки”
“Чародеи”.
|
Читайте также материал из Красной Бурды Я
спросил у критика… Dалее
|