27 декабря 2002
№ 52 (240)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Смотри в оба  

А ты посмотрел “Иронию
судьбы, или с легким паром”?

Галия Тушкина, кинокритик

Новый год для многих, не побоюсь обобщения - для всех жителей постсоветского пространства, немыслим без традиционных елки, бутылки шампанского, винегрета и салата “оливье” на праздничном столе и ритуального телевизионного просмотра любимого рязановского фильма “Ирония судьбы, или С легким паром”

В преддверии новогоднего праздника телеканалы начинают соревноваться, кто первый начнет демонстрацию приключений Жени Лукашина. 31 декабря хозяйки в бигудях, еще в домашних халатиках, хлопоча на кухне, краем глаза успевают захватить начало фильма на одном канале, ближе к обеду, когда пора накрывать на стол, они успевают посадить пьяного Женю в самолет по другому каналу и уже ближе к полуночи вместе с семейством и подвыпившими гостями весело смеются над Ипполитом, принимающим душ прямо в пальто по третьему телеканалу.
И дело совсем не в том, что нашему телевидению совсем нечего показывать в новогоднюю ночь, просто сильна традиция, узнаваема ситуация и герои фильма, щемит грудь ностальгия по тем временам, когда 31 декабря можно было спокойно купить билет на самолет до Ленинграда и пить пиво с водкой в бане, когда дома есть ванна.

Эльдар Рязанов одним только этим фильмом вошел в классику советского кинематографа. Благодарные зрители до сих пор не мыслят Новый год без “Иронии...” и снова и снова готовы переключать каналы, если в перерывах между первой и второй пропустили момент, когда Надя обнаруживает в своей квартире незваного гостя.
В 2000 году в Москве “Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм” даже обратился в арбитражный суд с иском к московской независимой вещательной корпорации “ТВ-6”, цитирую далее по тексту: “о признании “Гостелерадиофонда” единственным обладателем исключительных имущественных прав на двухсерийный художественный телефильм “Ирония судьбы, или С легким паром”; о запрещении совершать действия, связанные с использованием художественного телефильма “Ирония судьбы, или С легким паром” и подрывать деловую репутацию истца, а также о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации в сумме 222480 руб. Основанием для обращения с иском послужил показ ответчиком 31.12.99 по телевизионному каналу “ТВ-6” телефильма “Ирония судьбы, или С легким паром””. К счастью, фильм не стал яблоком раздора, и после долгих разбирательств суд отказал в иске “Гостелерадиофонду, и киноконцерн “Мосфильм” и телеканал “ТВ-6” отстояли право на показ любимого народом фильма.
“Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно под Новый год” - так назвали авторы эту самую любимую в народе комедию Эльдара Рязанова. Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый год чистыми, а “напарились” до такой степени, что отправили в Ленинград не того. Ситуация правдоподобная, нашему зрителю понятна до боли в душе, и переживаем мы за Женю искренне. Менталитет у нас такой, мы твердо знаем, что “водка без пива - деньги на ветер”. А то, что в Ленинград улетел другой, “ну и что, весело же, Новый год все-таки”. Какому-нибудь там американцу или немцу и в голову не могло бы прийти, что с ним может произойти нечто подобное. Все у них спланировано, билеты куплены заранее и пить в бане они не додумаются, ведь в баню ходят мыться, а выпить можно в баре и то только пиво или по 50 грамм виски, но никак не смешивая их в одной кружке. Этим они и отличаются от нас.
В далеком 1975 году Эльдар Рязанов и не подозревал, что снятый по сценарию Эмиля Брагинского оператором Владимиром Нахабцевым фильм “Ирония судьбы...” в кинотеатрах бывшего СССР посмотрят 7 миллионов зрителей, а исполнитель роли Жени Лукашина Андрей Мягков, по опросу журнала “Советский экран”, будет признан лучшим актером 1976 года.
А сколько телезрителей за эти годы пополнили статистику просмотревших в новогоднюю ночь этот фильм, не подсчитал до сих пор никто. А может, это и к лучшему, ведь за сухими цифрами не разглядишь ту душевную притягательность, которая заставляет вновь и вновь просматривать этот фильм и цитировать героев “Иронии...” в реальной жизни. А ведь слова пошли в народ. Сколько раз, сидя с друзьями в теплой компании, вы начинали петь хриплым шепотом: “Под крылом самолета о чем-то поет...” или гладили себя по груди и приговаривали “Спокойно, Ипполит, спокойно”. Отведав невкусное блюдо, резюмировали: “Какая гадость эта ваша заливная рыба, это... Хрену к ней не хватает”. А после изрядной попойки горестно вздыхали: “Пить надо меньше, надо меньше пить”. А еще: “Потрите мне спинку, пожалуйста”, “Ой, тепленькая пошла”, “Сам сломаю, сам починю”, “Ну что вы меня все время роняете”, “Железная логика...”, “Да, Наденька, у нас с вами самые нужные профессии, но, к сожалению, самые малооплачиваемые...”, а адрес Жени в Москве и Нади в Ленинграде все знают наизусть: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, 3-й этаж. Да хоть пятый... Песни на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Владимира Киршона в исполнении Аллы Пугачевой и Сергея Никитина, композитора Микаэла Таривердиева получили признание и вторую жизнь в народе. Ни одно веселое застолье не обходится без: “Если у вас нету тети...”, “На Тихорецкую состав отправится...”, “Мне нравится, что вы больны не мной” и т.д. и т.п.
И тем не менее “Ирония судьбы ...” настолько засмотрена нами “до дыр”, что мы порой не замечаем те ляпы, которые допустили создатели этой замечательной картины. Ниже привожу список некоторых из них:

1. В Москве Мягкова загружают в “ИЛ-62” (судя по салону), в облаках летит “Ту-134”, а в Ленинграде приземляется “Ту-154”...
2. На протяжении двух третей фильма, где действие происходит в квартире Нади, можно проследить за исчезновением и появлением отдельных предметов, как-то: чайник (из которого поливали Женю), ведро, телефон и многое другое. Видимо, нам не показали, как герои фильма использовали вышеуказанные предметы домашнего обихода, клали их на место, потом снова брали.
3. В начале фильма, когда Ширвиндт приходит домой к Жене, чтобы вместе отправиться в баню, дверь ему открывает мама. В руках у Ширвиндта бутылка шампанского, которую эта самая мама почему-то забирает дважды (жадная маманя).
4. Да и потом, уже в ленинградской квартире у Наденьки, с шампанским происходит что-то неладное. Надя приберегла одну бутылочку, еще одну подружки принесли. А если посчитать, то в квартире можно обнаружить минимум (!) четыре бутылки.
5. Обратите внимание, как Надя накрыла стол к приходу Ипполита. Все продукты и предметы нахально прогуливаются по всему столу, оказываясь то на одном краю, то на другом, то посередине, то вообще исчезают на короткое время.
6. Видно, что метет вьюга и вообще очень холодно, а на Исаакиевском соборе нет снега.
7. Барбара Брыльска садится в такси, чтобы отправиться на вокзал. Обратите внимание на внешность водителя. Это брюнет с пышными бакенбардами. Когда же машина подъезжает к вокзалу, мы видим: водитель-то уже совсем другой - блондин без всяких бакенбардов.
8. Когда Ипполит в порыве ярости мчится на машине и вылетает на Неву, то на него из грузовика сыплют снег. Спрашивается: и кто бы это убирал снег ночью, да еще новогодней?
9. Садясь в такси, Надя называет шоферу место, куда ее нужно доставить - Московский вокзал. Но привозит он ее почему-то... в Центральные железнодорожные кассы на канале Грибоедова, где она благополучно покупает Жене билет до Москвы. То ли шофер несведущий попался, то ли от дома Нади до касс было ближе.
10. И последнее, знаю насколько многие экспериментировали в употреблении “ерша”, они могут мне возразить или согласиться со мной, но все же герой Мягкова неубедителен в том, что так быстро протрезвел. Как человек непьющий, приняв на грудь изрядное количество пива с водкой, проспав где-то часа три: час в аэропорту, пока герои Александра Белявского и Георгия Буркова решали, кого отправить в Ленинград, плюс 40 минут в самолете, на плече у режиссера Эльдара Рязанова, да часик в квартире у Нади, может так быстро протрезветь? Получается, могучий организм у этого Лукашина.
Но несмотря на ошибки, все компенсируется веселым настроением, волшебством новогодней ночи и встречей с любимыми актерами. Барбаре Брыльске популярность в Советском Союзе принесла именно роль Нади Шевелевой, и даже тот факт, что Барбару Брыльску озвучивает Валентина Талызина, а песни за нее поет Алла Пугачева, ничуть не повлиял на любовь советского зрителя к польской актрисе. Андрей Мягков стал лауреатом Государственной премии СССР, а режиссер Эльдар Рязанов после “Иронии судьбы...” безоговорочно взял его на главную роль в свой следующий фильм “Служебный роман”.
Новый год уже стучится к нам в двери, а мы, взрослые, все еще, как дети, ждем от этого праздника чудес и надежд на лучшее, загадываем желания и ждем новой встречи или любви. И пусть в Новом году наши мечты и желания сбудутся или хотя бы приобретут зримые очертания. Даже если ради этого придется пойти 31 декабря с друзьями в баню, напиться “ерша” и улететь вместо своего друга в Ленинград!

“Особенности национальной охоты в зимний период”

“Особенности национальной охоты”

“Ирония судьбы, или С легким паром!”

“Карнавальная ночь”

“Операция “С Новым годом”

“Особенности национальной рыбалки”

“Чародеи”.

Читайте также материал из Красной Бурды Я спросил у критика… Dалее

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп