27 декабря 2002
№ 52 (240)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Что почем?  

Железные артерии экономики

Ибрай Алтынбеков

Чтобы понять, что значат для Казахстана железные дороги, достаточно нескольких примеров. Ежегодно услугами железнодорожного транспорта пользуются до 14 миллионов пассажиров - можно сказать, что все население республики находится в пути. По железной дороге перевозится более 60 процентов всех грузов и свыше половины пассажиров страны. В железнодорожной отрасли занято более 125 тысяч человек, что составляет почти 1 процент населения Казахстана.
Сегодня стальные магистрали Казахстана - это более 13 тысяч километров железнодорожных линий, порядка 5 тысяч километров из которых составляют двухпутные и около 4 тысяч километров - электрифицированные участки. Ежегодно железные артерии формируют до 6 процентов валового внутреннего продукта страны и приносят 7 процентов налоговых поступлений в государственный бюджет.
Управляет железными дорогами республики ЗАО “Национальная компания “Казахстан темир жолы”. Закрытое акционерное общество, созданное на базе одноименного Республиканского государственного предприятия в марте 2002 года, стало не только самым молодым, но и самым крупным в республике акционерным обществом, активы которого оцениваются в 3,5 миллиарда долларов.

Вагончик тронется,
перрон останется

То, что сегодня железнодорожный транспорт не только окупает все вложенные в его развитие средства, но и приносит многомиллиардные прибыли, уже никого не удивляет. Между тем, по самым приблизительным подсчетам, износ основных фондов железнодорожного транспорта: магистральных и подъездных линий, локомотивного и вагонного парка, составляет порядка 70 процентов.
В 2001 году была принята Государственная программа реструктуризации железнодорожного транспорта, которая ознаменовала начало коренных перемен, состоящих в организационно-финансовом разделении перевозочной и обеспечивающей деятельности.
В конечном итоге в монопольном управлении ЗАО “НК “Казахстан темир жолы” будет оставлена магистральная железнодорожная сеть и частично - функции перевозчика, которые железнодорожное ведомство на паритетных началах разделит с коммерческими транспортными структурами.
Начало процессу реформ было положено отпуском в “свободное плавание” предприятий по ремонту технических средств. За последние два года на базе бывших объектов железнодорожного транспорта было создано более 1300 самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Затраты на содержание социальных объектов железной дороги были снижены за счет их передачи местным исполнительным органам. За два года на баланс акиматов было передано более 300 учреждений образования, медицины, культуры и спорта.
С начала 2003 года местной власти будет передано и финансирование такого ранее чисто железнодорожного сектора, как пригородные железнодорожные перевозки.
Реформирование отрасли незамедлительно сказалось на возможности финансирования проектов, затрагивающих основы существования железной дороги. Под гарантии железнодорожной администрации республики “Эксимбанк” Китая предоставляет кредитный заем на обновление локомотивного парка КТЖ в сумме 172 миллионов долларов.

Километры роста
Сейчас компания приступила к реализации проектов, имеющих не только большое экономическое, но и общенациональное значение.
Один из них - строительство железнодорожной линии Алтынсарино-Хромтау, что позволит создать замкнутую железнодорожную сеть на северо-западе республики. Вместе с портом Актау железнодорожная магистраль станет кратчайшим путем, который соединит Казахстан с портами Каспийского и Черного морей.
Одним из самых сложных проектов, потребовавших усовершенствования многих параметров работы железнодорожного транспорта, стало начало скоростного движения поезда “Тальго” из Астаны в Алматы.
Кроме того, совсем скоро вступит в действие корпоративная спутниковая связь, охватывающая 115 крупных и мелких железнодорожных станций.
Убедительным свидетельством того, что национальная железнодорожная компания страны выбрала правильный курс, является повышение прогноза кредитного рейтинга ЗАО “НК КТЖ” международным рейтинговым агентством Standart and Poor’s со “стабильного” на “позитивный” и начало сотрудничества между КТЖ и авторитетнейшим финансовым институтом Европы АBN Amro Bank.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп