Сельский час
Талгат Калиев
Последние поручения в канун Года аула дал исполнительной
власти в минувшую пятницу глава государства. Это совещание
призвано дать старт намеченным в аграрном секторе революционным
преобразованиям
Инструкции
Свое выступление Нурсултан Назарбаев начал традиционно с перечисления
достигнутых при всеобщем старании успехов. Надо ведь отметить
заслуги исполнительной власти.
Он сообщил, что по итогам года планируется примерно 9,4 процента
прироста валового внутреннего продукта, роста промышленности
- на 9,8 процента, в сельском хозяйстве - на 2,5, в строительстве
- на 19 процентов.
Об этом особенно приятно говорить, признался глава государства,
на фоне мировых экономических тенденций. По прогнозам МВФ,
темпы роста мирового валового внутреннего продукта в 2002
году ожидаются на уровне 2,8 процента. При этом в промышленно
развитых странах рост ВВП должен составить 1,7 процента, в
развивающихся - 4,3, в странах с транзитной экономикой - 3,9,
в СНГ - 4,5, в России - 4,4 процента.
Он также отметил наблюдаемое в течение трех лет явное оживление
сельского хозяйства. Более того, весьма урожайным выдался
и уходящий год, позволивший собрать рекордный урожай. Однако,
отмечая положительную тенденцию, Нурсултан Назарбаев напомнил
присутствующим, что важно ее закрепить.
Он проинформировал, что за текущий год проделана работа, превзошедшая
все сделанное за предыдущее десятилетие. Утверждена трехлетняя
Государственная агропродовольственная программа. Подготовлен
и внесен в парламент новый Земельный кодекс, где впервые обозначена
частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения.
Сам по себе этот шаг - крупнейшая реформа не только в сельском
хозяйстве, но и во всей экономике за все годы нашей независимости.
В бюджетных планах на 2003-2005 годы предусмотрено значительное
увеличение финансирования села, всех его нужд. Если в 1999
году бюджет Минсельхоза был около шести миллиардов тенге,
то в 2003 году он будет составлять почти 55 миллиардов.
При этом президент подробно остановился на основных целевых
установках аграрной политики государства на предстоящий трехлетний
период, которая уже определена в Послании президента народу
страны.
Тем не менее глава государства решил акцентировать внимание
на ожидающем страну революционном новшестве - введении частной
собственности на землю, поскольку само по себе частное землевладение
исторически казахам не знакомо. Видимо, поэтому оно вызывает
не совсем однозначную реакцию. В то же время президент отметил,
что, в принципе, крестьяне не выступают против данного шага.
По мнению Нурсултана Назарбаева, публичными
противниками идеи являются спекулирующие на данной теме политики,
которые, судя по некоторым их высказываниям, на самом деле
мало разбираются в аграрном вопросе. Им вторят чиновники,
причем не только сельские, и теневые предприниматели. Словом,
выступают те, кто не успел до сих пор подгрести под себя эти
паи и наделы, или как-то по-другому организовать контроль
над землей. Но никак не истинные ее хозяева, сделал заключение
президент.
Нынешние земельные наделы или паи глава государства называет
суррогатом собственности. И до тех пор, пока они не будут,
условно говоря, введены в нормальные экономические отношения,
не начнут работать, ощутимого прогресса в аграрном секторе
ожидать трудно.
Следующим акцентом будущего года президент определил социальный
сектор, в числе приоритетов которого он назвал здравоохранение,
образование, дороги и вопросы водообеспечения, пояснив, что
дороги и вода уже давно становятся социальными проблемами.
Вслед за этим на повестку встали проблемы борьбы с бедностью
и безработицей.
В этой части Нурсултан Назарбаев потребовал перейти от философии
к конкретным делам и к концу следующего года свести эти показатели
к минимуму. Причем не на бумаге, а в действительности, добавил
он. Для решения этой проблемы президент предложил разделить
общее количество бедных на 16 регионов, 85 городов и 160 районов
и заняться каждым конкретно.
Заключительное поручение было посвящено интеграционным процессам,
к которым, по мнению Нурсултана Назарбаева, пора подключиться
всем ветвям власти, а не оставлять на усмотрение центра. Особенную
актуальность это обретает в канун начала Года Казахстана в
России, вслед за которым предполагается проведение Года России
в Казахстане.
Отдельным пунктом президент высказался по поводу разграничения
полномочий местных и центральных органов власти. Этому должны
способствовать и намеченные на ближайшие годы преобразования,
требующие активизации местных структур.
В этой части президент подчеркнул, что целевые установки оппозиции,
даже самой радикальной ее части, в основных своих параметрах,
кроме тактики, не расходятся с официальным курсом. В этой
связи он отметил, что органы власти должны учитывать мнения
и настроения различных его слоев, в том числе и представителей
оппозиции.
Курс на подъем аула
Выступивший следом вице-премьер - министр сельского хозяйства
Ахметжан Есимов провел расширенную презентацию Агропродовольственной
программы, в ходе которой он четко определил главные направления
работы в течение этих трех лет.
Параллельно с этим Ахметжан Есимов тоже счел необходимым остановиться
на перспективах частного землевладения в аграрном секторе.
При этом он напомнил, что данный шаг не является юридическим
новшеством, поскольку сегодня казахстанцы уже являются частными
землевладельцами, пользуясь этим правом на своих частных угодьях
и строениях. Поэтому предусмотренные в Земельном кодексе нормы
всего лишь расширяют уже существующий институт на земли сельхозназначения.
Следующими докладчиками стали акимы, общая суть выступлений
которых свелась к тому, что в аграрном секторе республики
действительно наметился поворот к прогрессу. При этом крестьяне
сегодня уже ощутили необходимость частного землевладения,
понимая, что именно этот шаг способен привести к стабильности
их бизнеса.
Словом, акценты расставлены, бюджет принят, осталось только
работать. Судя по всему, Земельный кодекс будет принят уже
весной следующего года, а вместе с ним Казахстан впервые узаконит
частную собственность на землю. Как заработает эта норма,
и не станет ли этот благой по своей сути и прогрессивности
шаг возможностью для новых чиновничьих афер, зависит от принявших
к рассмотрению этот судьбоносный для страны законопроект депутатов.
Ну а насколько продекларированные меры по улучшению жизни
аулчан получат реальное наполнение, всецело в руках местных
исполнительных органов. Либо аул вновь обретет престиж и былую,
а, возможно, и большую славу, либо страна станет свидетелем
отставок некоторых нерадивых акимов. Словом, сельский час
начинает отсчет.
|