Нас подняла Франция!
Жанна Альжанова-Сагади
В этом году исполнилось 25 лет республиканскому
центру моды “Макпал”. Один из старейших домов моды республики
помимо разработки и создания прет-а-порте, который год специализируется
на казахской национальной одежде. Это единственное предприятие
в республике, имеющее в своем арсенале уникальную этнографическую
коллекцию национальных костюмов всех регионов Казахстана
“Гасыр жыры” (Дыхание веков), выполненная с
применением войлока, верблюжьей шерсти и серебряных украшений
и символизирующая культовые обряды древних шаманов Центральной
Азии, “Дала сазы” (Симфония степей) - стилизованная одежда,
тесно переплетающаяся с культурой древности и эпохой каменного
века, “Издер” (Следы), изготовленная из черного бархата с
элементами казахского орнамента... Это далеко не полный перечень
коллекций. Кстати, именно они были представлены на второй
Неделе Высокой моды в Алматы, прошедшей совсем недавно.
Мы
беседуем с Базилей Кокеновной Абдильмановой, директором
центра моды “Макпал”.
- Во-первых, поздравляем с юбилеем, желаем всех благ и
творческих успехов. Юбилейный год, наверное, коснулся и лично
вас. Вот уже сорок лет вы работаете в сфере модельного бизнеса?
- Спасибо. Да, на самом деле в этой системе я кручусь уже
добрых сорок лет. Раньше здесь располагалось Министерство
бытового обслуживания Казахской ССР. И наш дом моделей создан
в 1977 году именно на базе этого министерства.
Когда появилась необходимость конструирования, моделирования
одежды, мы стали заниматься разработкой моделей индивидуально
для каждого человека, поэтому деятельность нашего предприятия
пользовалась тогда огромной популярностью.
- Именно с вашим приходом в доме моды “Макпал” появилась
своя изюминка - здесь стали создавать национальную одежду...
- Свою трудовую деятельность я начинала с мехового ателье.
Поскольку сама была швеей, очень интересовалась изучением
национальной одежды. Хотя в то время все это было не так развито
и доступно. Разъезжая по республике, я собрала интереснейший
материал. Это - национальная одежда, разновидности вышивок,
обувь. Скажем, в Тургайской области мы нашли специалиста,
который делал обувь без единого гвоздя. Встречались с бабушками,
выкупали некоторые вещи, украшения, аксессуары.
- С какого времени вы стали существовать самостоятельно
от министерства?
- В 1991 году министерство было расформировано. Уже тогда,
видимо, начались первые шаги оптимизации. Мы, представители
оставшихся в подвешенном состоянии предприятий, создали свой
общественный Казбытсоюз, который просуществовал только год.
Настали тяжелые времена переходного периода. Спустя год мы
приватизировались. Вот так и стали самостоятельно развиваться.
- Название центра - это дань моде? Тогда, помнится, в названия
новоиспеченных предприятий сентиментально вносились имена
подруг, сестер, тетушек...
- Нет. С названием связана целая история. В 1986 году мы были
приглашены на презентацию в посольство Франции в Москве, где
представили свои коллекции. Немало удивились, конечно, тому,
что наши модели очень понравились французам. Позже мы получили
приглашение в город Леон на ярмарку. Стали готовиться, получили
поддержку правительства.
Тогда, правда, у нас не было права на продажу, то есть мы
выставились и увезли коллекции обратно. Хотя было немало желающих
приобрести нашу продукцию. Позже это право мы, конечно, получили.
После нашего выступления во Франции журнал Vogue выступил
с предложением разместить на своих страницах статью о деятельности
нашего центра. Нам лишь требовалось предоставить свои реквизиты.
И вот я пишу: “Дом моделей Министерства бытового обслуживания
Казахской ССР...” У французов округлились глаза: “Вы что?
Это невозможно. Сделайте как-нибудь кратко”. Я тут же встречаюсь
с министром, а он в шутку: “Называй “Базиля”! Мы решили сразу
же объявить конкурс на лучшее название предприятия. “Карагоз”,
“Айсулу”, “Аккоз”... Много было различных предложений. Но
ни одно из них не нравилось нам.
Я обратилась в отдел этнографии Академии наук, в котором мне
любезно предоставили старинные названия наших тканей: жибек,
торгын, макпал... Мы остановились на последнем. И вот с 1989
года мы официально стали именоваться республиканским центром
моды “Макпал”.
-
Каждая ваша коллекция - это страничка истории...
- История включается в каждый наш показ. Одна из наших коллекций
называется “Кашгария”: перед Чоканом Валихановым (Сергей Каландаров)
проходит Шелковый путь, этапы развития Казахстана прослеживаются
в каждой одежде.
Коллекция “Богатства Казахстана”, представленная в Леоне,
демонстрирует все: в одном костюме мы показали целину, в другом
- промышленность, в третьем - плодородие, в четвертом - Байконур,
Роза Рымбаева пела тогда в костюме космонавта. Все костюмы
ушли с молотка.
- Раньше при упоминании “Макпал” у меня возникали ассоциации:
национальные костюмы с использованием традиционных тканей
и замысловатого орнамента...
- Вы представляли правильно. Макпал - это действительно традиционные
ткани, пришедшие из глубины веков. Это еще раз история. В
такие ткани в древности облачались очень богатые и знатные
люди.
- Кто ваши постоянные клиенты?
- У нас обширный круг клиентов. Есть постоянные, обслуживающиеся
годами, к нам обращаются их дети, внуки. Мы шили для всех
областных филармоний, для золотого фонда Розы Баглановой,
для Розы Рымбаевой и ансамбля “Арай”, для Кыдырали Болманова,
Макпал Жунусовой, ансамбля “Сазген”, “Мурагер”, оркестра Курмангазы...
Потом появился фестиваль “Азия дауысы”, первые три года мы
обшивали всех его участников и ведущих. Последние три года
шьем костюмы для ежегодной президенсткой елки.
На презентации Астаны яркие костюмы девушек из хостеса также
изготовлены нашим центром.
-
Дефиле моделей центра моды “Макпал” всегда отличается...
- В этом и заключается особенность показов наших манекенщиц.
Почему мы и выступаем всегда исключительно со своими моделями.
Наши показы чисто восточного характера, а это плавность движений,
демонстрация восточной женственности и грациозности.
Наша девушка непременно красива. Она показывает не только
красоту одежды, но и свою. Здесь и скромность, и воспитанность,
и мягкость, присущие восточной женщине. Вот фишка нашей школы.
Кстати, обязательным условием являются длинные волосы. Стричь
их мы не разрешаем.
- Правда ли, что обаятельный Сергей Каландаров свою модельную
карьеру начинал с дома моды “Макпал”?
- Да, это правда. Он действительно начинал у нас. Я нашла
его, можно сказать, еще мальчиком, тогда мы впервые проводили
фестиваль молодежной моды в Усть-Каменогорске. Сергей приехал
из Семипалатинска. Он сразу понравился нам, позже мы привезли
его в Алматы. Сейчас Сергей - звезда модельного бизнеса. Кстати,
он выступит на праздновании нашего юбилея.
|