20 декабря 2002
№ 51 (239)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мода  

Нас подняла Франция!

Жанна Альжанова-Сагади

В этом году исполнилось 25 лет республиканскому центру моды “Макпал”. Один из старейших домов моды республики помимо разработки и создания прет-а-порте, который год специализируется на казахской национальной одежде. Это единственное предприятие в республике, имеющее в своем арсенале уникальную этнографическую коллекцию национальных костюмов всех регионов Казахстана

“Гасыр жыры” (Дыхание веков), выполненная с применением войлока, верблюжьей шерсти и серебряных украшений и символизирующая культовые обряды древних шаманов Центральной Азии, “Дала сазы” (Симфония степей) - стилизованная одежда, тесно переплетающаяся с культурой древности и эпохой каменного века, “Издер” (Следы), изготовленная из черного бархата с элементами казахского орнамента... Это далеко не полный перечень коллекций. Кстати, именно они были представлены на второй Неделе Высокой моды в Алматы, прошедшей совсем недавно.
Мы беседуем с Базилей Кокеновной Абдильмановой, директором центра моды “Макпал”.
- Во-первых, поздравляем с юбилеем, желаем всех благ и творческих успехов. Юбилейный год, наверное, коснулся и лично вас. Вот уже сорок лет вы работаете в сфере модельного бизнеса?
- Спасибо. Да, на самом деле в этой системе я кручусь уже добрых сорок лет. Раньше здесь располагалось Министерство бытового обслуживания Казахской ССР. И наш дом моделей создан в 1977 году именно на базе этого министерства.
Когда появилась необходимость конструирования, моделирования одежды, мы стали заниматься разработкой моделей индивидуально для каждого человека, поэтому деятельность нашего предприятия пользовалась тогда огромной популярностью.
- Именно с вашим приходом в доме моды “Макпал” появилась своя изюминка - здесь стали создавать национальную одежду...
- Свою трудовую деятельность я начинала с мехового ателье. Поскольку сама была швеей, очень интересовалась изучением национальной одежды. Хотя в то время все это было не так развито и доступно. Разъезжая по республике, я собрала интереснейший материал. Это - национальная одежда, разновидности вышивок, обувь. Скажем, в Тургайской области мы нашли специалиста, который делал обувь без единого гвоздя. Встречались с бабушками, выкупали некоторые вещи, украшения, аксессуары.
- С какого времени вы стали существовать самостоятельно от министерства?
- В 1991 году министерство было расформировано. Уже тогда, видимо, начались первые шаги оптимизации. Мы, представители оставшихся в подвешенном состоянии предприятий, создали свой общественный Казбытсоюз, который просуществовал только год. Настали тяжелые времена переходного периода. Спустя год мы приватизировались. Вот так и стали самостоятельно развиваться.
- Название центра - это дань моде? Тогда, помнится, в названия новоиспеченных предприятий сентиментально вносились имена подруг, сестер, тетушек...
- Нет. С названием связана целая история. В 1986 году мы были приглашены на презентацию в посольство Франции в Москве, где представили свои коллекции. Немало удивились, конечно, тому, что наши модели очень понравились французам. Позже мы получили приглашение в город Леон на ярмарку. Стали готовиться, получили поддержку правительства.
Тогда, правда, у нас не было права на продажу, то есть мы выставились и увезли коллекции обратно. Хотя было немало желающих приобрести нашу продукцию. Позже это право мы, конечно, получили.
После нашего выступления во Франции журнал Vogue выступил с предложением разместить на своих страницах статью о деятельности нашего центра. Нам лишь требовалось предоставить свои реквизиты. И вот я пишу: “Дом моделей Министерства бытового обслуживания Казахской ССР...” У французов округлились глаза: “Вы что? Это невозможно. Сделайте как-нибудь кратко”. Я тут же встречаюсь с министром, а он в шутку: “Называй “Базиля”! Мы решили сразу же объявить конкурс на лучшее название предприятия. “Карагоз”, “Айсулу”, “Аккоз”... Много было различных предложений. Но ни одно из них не нравилось нам.
Я обратилась в отдел этнографии Академии наук, в котором мне любезно предоставили старинные названия наших тканей: жибек, торгын, макпал... Мы остановились на последнем. И вот с 1989 года мы официально стали именоваться республиканским центром моды “Макпал”.
- Каждая ваша коллекция - это страничка истории...
- История включается в каждый наш показ. Одна из наших коллекций называется “Кашгария”: перед Чоканом Валихановым (Сергей Каландаров) проходит Шелковый путь, этапы развития Казахстана прослеживаются в каждой одежде.
Коллекция “Богатства Казахстана”, представленная в Леоне, демонстрирует все: в одном костюме мы показали целину, в другом - промышленность, в третьем - плодородие, в четвертом - Байконур, Роза Рымбаева пела тогда в костюме космонавта. Все костюмы ушли с молотка.
- Раньше при упоминании “Макпал” у меня возникали ассоциации: национальные костюмы с использованием традиционных тканей и замысловатого орнамента...
- Вы представляли правильно. Макпал - это действительно традиционные ткани, пришедшие из глубины веков. Это еще раз история. В такие ткани в древности облачались очень богатые и знатные люди.
- Кто ваши постоянные клиенты?
- У нас обширный круг клиентов. Есть постоянные, обслуживающиеся годами, к нам обращаются их дети, внуки. Мы шили для всех областных филармоний, для золотого фонда Розы Баглановой, для Розы Рымбаевой и ансамбля “Арай”, для Кыдырали Болманова, Макпал Жунусовой, ансамбля “Сазген”, “Мурагер”, оркестра Курмангазы... Потом появился фестиваль “Азия дауысы”, первые три года мы обшивали всех его участников и ведущих. Последние три года шьем костюмы для ежегодной президенсткой елки.
На презентации Астаны яркие костюмы девушек из хостеса также изготовлены нашим центром.
- Дефиле моделей центра моды “Макпал” всегда отличается...
- В этом и заключается особенность показов наших манекенщиц. Почему мы и выступаем всегда исключительно со своими моделями. Наши показы чисто восточного характера, а это плавность движений, демонстрация восточной женственности и грациозности.
Наша девушка непременно красива. Она показывает не только красоту одежды, но и свою. Здесь и скромность, и воспитанность, и мягкость, присущие восточной женщине. Вот фишка нашей школы. Кстати, обязательным условием являются длинные волосы. Стричь их мы не разрешаем.
- Правда ли, что обаятельный Сергей Каландаров свою модельную карьеру начинал с дома моды “Макпал”?
- Да, это правда. Он действительно начинал у нас. Я нашла его, можно сказать, еще мальчиком, тогда мы впервые проводили фестиваль молодежной моды в Усть-Каменогорске. Сергей приехал из Семипалатинска. Он сразу понравился нам, позже мы привезли его в Алматы. Сейчас Сергей - звезда модельного бизнеса. Кстати, он выступит на праздновании нашего юбилея.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп