Абен Бектасов:
Мы работаем на имидж Казахстана
Талгат Калиев
Национальный оператор связи “Казахтелеком”
в силу своей близости практически каждому гражданину всегда
будет объектом повышенного внимания. Информацией о состоянии
дел и перспективах развития делится президент компании Абен
Бектасов
-
Два года вы находитесь у руля компании. Как вы оцениваете
этот период?
- Признаюсь, в “Казахтелекоме” очень интересно работать. Хочу
отдать должное всем поколениям менеджеров, которые в ней трудились
со времени ее создания. Первое поколение - это господин Буркитбаев,
второе - Сакипов, Кушнир и третье - наше. Каждая команда проделала
существенную работу в становлении отечественного оператора
связи.
К примеру, осуществленные командой господина Кушнира технические
решения не пересматривались нашими менеджерами. Мы, по сути,
не изменили ничего, только постарались что-то добавить, что-то
улучшить.
Что же касается проделанной работы, то в первую очередь мы
обратили внимание на то, что компания была абсолютно непрозрачна
по своей финансовой деятельности. Например, в отчетах, сдаваемых
в правительство, показывалось, что компания прибыльная, допустим,
два миллиарда тенге в год. Проводимая аудиторская проверка
показывала обратное - два миллиарда тенге убытка. Разумеется,
что так, без нормального бухгалтерского учета работать было
нельзя. Поэтому в первую очередь мы взялись за обеспечение
прозрачности деятельности компании. И сегодня мы можем с уверенностью
сказать, что наши результаты аудитом не опровергаются. Если
мы говорим, что компания прибыльная, то аудит это подтверждает.
- Насколько полны результаты аудита?
- Многие знают, что такое провести аудит у компании, входящей
в “большую пятерку”. Это масштабная проверка всего и всех,
в том числе и первичных документов. Уже который год мы работаем
с компанией “Deloitte & Touche” и сохраняем спокойствие,
несмотря на то, что аудитор проверяет все досконально, потому
что бухгалтерский учет поставлен сегодня в компании на очень
высокий уровень.
Затем мы взялись за коммерческий блок. Это очень тяжелый сектор,
потому что нужно было переломить устоявшуюся советскую ментальность.
Главное ведь, не просто поставить телефон, а чтобы наша компания
еще и предоставляла качественные услуги и приносила прибыль.
А для этого нужен был иной, отличный от прежнего подход.
В этом году мы достигли достаточно хороших темпов - рост доходов
составил 26 с половиной процентов. Для сравнения: ВВП растет
с уровнем в 9,5 процента, а есть общепринятое правило, согласно
которому рост телекоммуникационных компаний должен на один-два
процента опережать рост ВВП. При этом показателе считается,
что компания работает хорошо, словом, компания должна работать
с ростом в 11,5 процента. Нашу же ситуацию можно сравнить
с Китаем, где доходы национального оператора связи “Чайна
телеком” всегда были выше 20 процентов. Поэтому сейчас наше
финансовое положение можно считать весьма устойчивым.
Следующим шагом стал административный блок. Компания с тридцатитысячным
персоналом не могла за столь короткий срок обрести четкие
правовые отработанные механизмы работы. Речь идет и о вопросах
закупки оборудования, запчастей, комплектующих и так далее.
Поэтому в данной сфере мы сейчас стали наводить порядок.
- Неужели все задачи так уж и решены?
- Почему же, есть и то, чего не удалось пока добиться. До
сих пор не удалось переломить старый подход к обслуживанию.
Конечно, мы работаем по жалобам, и их количество неуклонно
уменьшается. Но тем не менее в этом направлении еще многое
предстоит сделать. Да и качество связи, особенно на селе,
не всегда приемлемо. Хотя и этот показатель у нас заметно
улучшился - сказывается ввод новых цифровых станций.
Мы знаем, что телефоны иногда неправомерно отключают, что
за установку телефона порой вымогают деньги. Такие случаи
мы тщательно расследуем. Нам необходимо ломать тот старый
менталитет монополиста, который привык говорить с позиции
силы. И эта задача является одной из самых сложных. И работу
в данном направлении мы намерены вести серьезную. Понятно,
что трудно достичь успеха сразу на всех направлениях.
- Есть информация об открытии представительства компании
за рубежом...
- Да, уровень развития компании это позволяет, и мы намерены
выдвинуться для начала в Россию с открытием точки присутствия
в Москве. Это позволит нам продавать транзитный трафик на
Среднюю Азию, Китай.
Очень серьезные переговоры ведутся с Китаем. Надеюсь, в следующем
году у нас будут успехи и в этом направлении.
Есть все возможности превратить “Казахтелеком” в компанию,
которой будет гордиться страна. Потому что имидж страны зависит
в том числе и от известных за рубежом компаний, работающих
по международным стандартам.
Ведем переговоры с нашим правительством об участии в процессе
приватизации телекоммуникационных компаний соседних стран.
Рассматриваем варианты выхода на близлежащие рынки.
В канун
либерализации
- Существуют разные подходы к демонополизации. Есть ли
у вас свое видение этой реформы?
- Я назначен в руководство “Казахтелекома” не для того, чтобы
рассуждать о теориях. И поэтому я всегда старался уходить
от этих вопросов - это прерогатива правительства и Министерства
транспорта и коммуникаций.
Есть у нас, конечно, предложения, мы их выносим на рассмотрение
правительства. Могу лишь сказать, что последствия неправильно
принятых решений могут быть весьма серьезными - есть мировой
опыт.
Демонополизация рынка Евросоюзом привела к падению доходов
компании “Дойчетелеком” в 30 раз, долг этой компании составляет
60 миллиардов евро. Сейчас эта компания находится на дотации
государства, ее спасает только наличие оператора мобильной
связи, который у “Казахтелекома” пока отсутствует.
Можно привести пример Франции. Долги “Франстелекома” сейчас
приближаются к 70 миллиардам евро. Компания уже, в принципе,
должна быть банкротом, и лишь вмешательство правительства
этой страны, которая ведет переговоры об обратной национализации
компании, может ее спасти.
Но нельзя забывать, что Франция и Германия - богатые страны,
которые могут деньгами из бюджета заткнуть дыры и ликвидировать
последствия неправильных решений. Но, думаю, Казахстану лучше
избежать подобных решений.
Я считаю, что в первую очередь стране ни в коем случае нельзя
терять “Казахтелеком” или дробить его на части, потому что
в этом случае все тяготы по поддержанию связи в сельской местности,
в малых городах лягут на плечи бюджета.
Демонополизация должна начинаться с появления строки в бюджете
на поддержание сельской связи, после чего можно спокойно начинать
либерализацию рынка. Но нужно дождаться появления у государства
этих возможностей. Все остальное в либерализации - это уже
технические детали.
Вопрос состоит в том, где государство будет находить деньги
для поддержания связи в экономически неблагоприятных регионах.
Это может быть дополнительный налог для работающих на этом
рынке операторов или некий общий налог для всех.
- Депутаты в этом году уже предлагали дотировать сельскую
связь из бюджета...
- Правительство уже заявило, что со следующего, 2004 года
на это будут рассмотрены возможности. Так что будем надеяться,
что через год такая строка в бюджете появится и можно будет
объявлять о начале либерализации рынка.
- Кстати, как может отразиться на состоянии связи инициатива
президента об организации миграции из депрессивных регионов?
- Это очень мудрое решение. У нас действительно существуют
населенные пункты, которые были построены в советское время
без учета их целесообразности. Сейчас эти населенные пункты
не нужны. И для всего телекоммуникационного сектора это было
бы очень выгодно. Можно было бы сместить акценты и уйти из
экономически депрессивных регионов и нарастить мощности там,
где экономика развивается. Это было бы выгодно и для самих
переселенцев, потому что они бы переехали туда, где есть перспективы,
идет развитие.
- Каковы сейчас ваши взаимоотношения с другими операторами
связи? В частности, был некий конфликт с “Нурсатом”.
- У нас, конечно, существует некое противостояние со сторонними
операторами.
Причина кроется в разных взглядах на темпы развития - им хочется
побыстрее все либерализовать, мы же предлагаем более взвешенный
подход.
Наша позиция проста, мы должны иметь эксклюзив на предоставление
междугородной и международной связи, потому что наша компания
несет всю нагрузку по поддержанию и развитию коммуникаций
и обеспечению сельской связи.
Схема работы сторонних операторов проста - по местной сети
звонок бесплатный, так, дозваниваясь до своей станции, они
по выделенному каналу отправляют выделенный трафик в Москву.
Если бы у нас был либо повременный учет местных разговоров,
либо тариф за местную связь был на уровне себестоимости и
выше, то мы бы не протестовали. Но у нас тарифы на местную
связь очень низкие, и они компенсируются за счет высоких международных
тарифов. Поэтому мы просим сторонних операторов отдать часть
доходов от звонков, которые, в принципе, идут по нашим сетям.
В этом и есть корень наших с ними противоречий.
Что же касается “Нурсата”, то сейчас у нас в управлении находится
41,25 процента этой компании, и мы в первую очередь начинаем
работу именно с ним. Если сотрудничество состоится, то, думаю,
мы сможем привести все проблемные моменты в соответствие.
- Кстати, министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов
как-то сообщил в правительстве, что звонок из Казахстана в
Бельгию стоит втрое дороже, чем из Бельгии в Казахстан.
- Это как раз-таки связано с тем, что мы дешевую местную связь
компенсируем высокими международными тарифами. Одновременно
нужно говорить и о том, что в Бельгии звонок по местной связи
в десять раз дороже, чем у нас. Если нам дадут возможность
повысить местный тариф в десять раз или ввести повременный
учет, то мы сможем значительно снизить международный тариф.
Это называется перекрестным финансированием. Для того чтобы
большинству населения была доступна телефонная связь, приходится
идти на поддержание высоких тарифов на международную связь.
- Что касается собственности “Казахтелекома”. Прошел слух,
что ваша компания приобрела недавно проданный пакет “Алтела”.
- У нас как было 50 процентов этой компании, так и осталось.
Что же касается недавней сделки, то, насколько я знаю, она
еще до конца не завершена, поэтому покупатель пока не обнародован.
До сих пор частью собственности “Алтела” владела компания
“Метромедиа”, но у них сейчас очень сложная ситуация, она
распродает свои активы и за рубежом, и в Казахстане.
Мы тоже хотели принять участие в этой сделке, но наша оценка
этого пакета оказалась неконкурентна.
- “Казахтелеком” давно заявляет о намерении создать свою
сотовую компанию.
- Мы очень хотим создать или свою компанию, или обрести контроль
над одной из существующих - “К-сеll” или “K-mobile”. Это было
бы выгодно как для страны, так и для компании. Наложив инфраструктуру
компании на инфраструктуру “Казахтелекома”, можно было бы
достичь превосходных результатов. Такая сеть была бы как значительно
шире, так и дешевле. Дешевле примерно в полтора раза.
В случае же создания новой компании мы выйдем на новые стандарты.
Это принесет удешевление услуг примерно в полтора раза.
В случае получения собственной частоты у нас бы не было необходимости
тянуть дорогостоящее оборудование, мы бы смогли на базе нашей
сети развить и мобильную связь, и систему фиксированного радиодоступа.
Но это все вопросы политики государства в части распределения
радиочастот.
- А о других проблемах национального оператора?
- У нас много идей, и мы все их выносим в правительство. Проблема,
наверное, в том, что весь мир работает по принципам корпоративного
управления. Методы этого управления давно отработаны - успех
управления определяется объемами прибыли. У нас же пытаются
изобрести новые методы.
На Западе все просто - если рыночная стоимость компании растет,
если темпы роста доходов превышают темпы роста расходов, компания
прибыльна, то менеджеры работают хорошо, и вопросы проверки
их деятельности не стоят. Зачем их проверять, если они приносят
деньги своим акционерам. Там тендерные процедуры являются
исключением из правил, когда очень большой контракт, сложная
ситуация, выбор направления. Для всех остальных случаев существуют
долгосрочные контракты с поставщиками, системы скидок. Они
не проводят тендеры, закупают оборудование по долгосрочным
контрактам. Потому что для нормальной компании гораздо выгоднее
вовремя получать комплектующие, оборудование, запчасти и так
далее. Цена при этом может быть несколько выше, но соблюдаются
обязательства по срокам, обеспечиваются гарантийные обязательства.
Мы же все проводим через тендер. Причем порой тендеры приходится
отменять, потому что появляется новая конкурирующая группа,
которая начинает оспаривать принятое решение. Нельзя говорить,
что это все сильно мешает работе, но ежедневный контроль не
может быть незаметным.
Я понимаю, что в деятельности крупной компании возможны нарушения
криминального характера - хищения, злоупотребления служебным
положением и так далее, но в этом случае должны разбираться
правоохранительные органы, и в дело вступает уголовное право.
Я думаю, успешно работающим компаниям не стоит создавать излишние
помехи в работе, тем более компаниям, которые платят дивиденды.
Кстати, заметьте, у нас в государстве число таких компаний
невелико. И я с гордостью могу отметить, что “Казахтелеком”
входит в их число. Это было лирическое отступление (улыбается).
В продолжение темы, “Казахтелеком” - своеобразная компания.
Нам нельзя новое оборудование ставить без тестирования, сертификации.
К примеру, нам предлагают по тендеру несертифицированное оборудование,
и если мы его не возьмем, то вступим в конфликт с законом,
потому что у участников тендера цены ниже. Пусть оборудование
не подходит нам, но оно дешевле. А мы давно работаем с несколькими
зарекомендовавшими себя компаниями, используем их оборудование
на больших станциях и не хотим увеличивать свою базу. В случае
если мы начнем закупать оборудование у других, то нам придется
своих сотрудников заново обучать работе на другом оборудовании,
тратить дополнительные деньги, и в конечном итоге дешевое,
казалось бы, оборудование обойдется нам значительно дороже.
Поэтому мне кажется, что нужно двигаться в сторону корпоративного
управления, в сторону международного опыта, а не пытаться
изобрести свой. Потому что очень сложно одновременно подчиняться
и государственным законам, и законам корпоративного управления,
которые иногда противоречат друг другу.
ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
- Кстати, о прозрачности деятельности компании. Депутат
Гани Касымов не раз поднимал вопрос о том, что часть прибыли
“Казахтелеком” прячет на счетах дочерних компаний.
- У нас нет дочерних компаний. У нас есть доли в других компаниях.
Я не знаю, откуда господин Касымов берет такие данные.
- Раз уж мы подошли к депутатам, то давайте освежим конфликт
депутата Уразалинова с вашей компанией по вопросам повременки.
Какова сейчас ситуация?
- Признаюсь, я благодарен депутату Уразалинову, потому что
так, как в 1999 году внедрили повременку в Караганде, ее внедрять
было нельзя. Вопросы, поставленные депутатом, помогли нам
выявить все ошибки и вовремя устранить их последствия.
В то же время нужно понимать, что ввод повременки - мера непопулярная.
Кому понравится ограничивать себя в телефонных разговорах,
но ведь при этом никто не возмущается тем, что ему приходится
платить за звонки по сотовому телефону.
Нужно понимать, что бесплатные местные разговоры - это завоевание
социализма. Но сегодня рынок, и нужно отходить от советских
стандартов. Хочу особо отметить, что господин Уразалинов выступал
не столько против повременки, сколько против допущенных при
ее внедрении ошибок. Ведь никто не может выступить против
принципа, что каждый должен платить за услуги. Кроме того,
он выступал за социальную защищенность малоимущих слоев населения.
Если бы было предложение повысить тарифы “Казахтелекома”,
например, абонентскую плату, в 2 раза, даже при уменьшении
тарифов на международную связь, мне кажется, что депутат Уразалинов
также выступил бы против, потому что пенсионеры очень редко
пользуются международной связью, а платить повышенную абонентскую
плату для них стало бы невозможно или затруднительно.
Поэтому мы предлагаем сегодня право выбора для населения -
повременка или фиксированная абонентская плата.
Что же касается ошибок в Караганде, то все они исправлены,
поэтому с Уразалиновым у нас не конфликт, а совместное изучение
ситуации.
- А выдержит ли это бюджет? Ведь бюджетные организации
тоже являются юридическими лицами.
- Здесь бюджетные организации должны навести порядок в своих
разговорах. В той же Караганде было видно, что 40 процентов
разговоров с телефонов бюджетных организаций носили частный
характер. Это видно, когда в организации по нескольку раз
звонят на квартирный телефон. Какое может быть решение производственных
дел при личном звонке? Конечно, это непопулярная мера, но
нужно наводить порядок в телефонных разговорах сотрудников.
У нас лично нет необходимости введения повременки. У нас есть
необходимость в ребалансировке тарифов. Необходимо постепенно
повышать тарифы на местную связь для постепенного снижения
международных. Простое повышение тарифов больно скажется на
социально незащищенных слоях населения. Представьте себе,
пенсионер платил 370 тенге, а будет платить 850, независимо
от того, как часто он пользуется телефоном. А повременка просто
позволит внести справедливость, кто говорит меньше, тот и
будет платить меньше.
ПЕРСОНА
- Предлагаю перевести разговор лично на вашу персону,
с вами ведь невозможно встретиться в силу вашей занятости
и, кстати, стремления всегда держаться в тени. Начнем? Есть
ли у вас команда?
- Команда у меня есть, и она сформировалась здесь. С кем-то
мы сработались, кто-то ушел, но своих людей я сюда не приводил.
Перестановки, конечно, были, к сожалению, погиб первый заместитель
Андрей Маляренко, с которым мы очень долго и плодотворно работали.
Еще раз хочу подчеркнуть, наша команда сформировалась здесь,
мы вместе работаем на страну, на компанию. Могу их перечислить
пофамильно, это все вице-президенты: Хайрат Карибжанов - за
ним закреплена работа с правительством, парламентом, министерствами
и ведомствами, Булат Ерекешев - он курирует технический блок,
Канат Нуров - финансовый сектор, Ыбрай Ахметов - коммерческий
блок, Таугазы Абдикулов - административные вопросы, Аскар
Бишигаев - бизнес, исполнительные директора - Базарбай Жарменов,
Аскар Кусаинов, Азамат Сыргабаев, Салават Черьязданов, Жанар
Батпенова; советники - Кемельбек Ойшыбаев, Кайрат Кабылов
и многие, многие другие.
Особо хочу отметить корифеев отрасли, которые очень помогали
и помогают мне своими знаниями и советами, - Александр Усков,
Усербай Карасаев, Валерий Светлов и Жексембай Мейрембаев.
Это и есть те люди, на которых я могу положиться, с которыми
у нас общий взгляд на развитие компании.
- А вы считаете себя членом чьей-либо команды?
- Разве что президента и премьер-министра, а так ни в чью
команду я не вступал. У меня хорошие отношения с Уразом Джандосовым,
Григорием Марченко, Кадыржаном Дамитовым, Уразалы Ержановым,
Анваром Сайденовым, Сериком Ахановым, мы дружим со времен
работы в Национальном банке, где мы работали вместе под руководством
сначала Даулета Хамитовича Сембаева, а потом Ураза Алиевича.
Мы все, кто когда-то начинал с ним работать, до сих пор встречаемся,
спорим, отдыхаем. Но говорить о какой-то команде - неправильно.
Мы все - команда президента.
- А политические взгляды Ураза Джандосова вы разделяете?
- Не во всем. Да и по своей натуре я технократ, а еще вернее
- технарь, и в политику никоим образом лезть не хочу, потому
что мне это неинтересно. Я закончил физматшколу, затем Новосибирский
университет, 10 лет работал в Академии наук, и мне очень нравятся
все технические штучки. Обожаю копаться в компьютерах, свой
домашний компьютер я сам совершенствую, пробую нарастить конфигурацию,
сам настраиваю сети и при этом получаю огромное удовольствие.
А политика никогда меня не привлекала.
С господином Джандосовым мы часто спорим о методах работы,
но не говорим о политике. Я слишком сильно люблю свою работу,
чтобы у меня оставалось время на политику. Думаю, каждый должен
приносить пользу стране тем, что он умеет. Вообще, считаю,
что о человеке должны говорить его дела. Думаю, сделано сегодня
нами в компании немало: все-таки 26 процентов - это немалый
рост, и если в России число абонентов растет на 1 процент,
то у нас - на пять. Так что неужели вы думаете, что я должен
оставить любимое дело, чтобы идти в политику, которая мне
неинтересна.
- Почему-то вы редко встречаетесь с прессой. Можно ли назвать
вас закрытым человеком?
- Не знаю, просто думаю, что личность первого руководителя
не столь важна, важно, что происходит в компании. Ведь компания-то
сама прозрачна. У нас достаточно оперативная пресс-служба,
которая регулярно информирует прессу о происходящем, рассылает
пресс-релизы, организовывает выезды для показа новых объектов.
Так что, думаю, встречаться мне с прессой излишне, все, что
я могу сказать, журналисты уже знают.
- Можно ли ожидать, что президент “Казахтелекома” заговорит
на государственном языке?
- Я его учу. Стараюсь учить системно, с преподавателем. У
меня есть своя методика, но я пока о ней распространяться
не буду, о ее эффективности можно будет судить только по результатам.
К сожалению, времени для занятий языком мало, но я стараюсь.
Так уж получилось, что я родился, учился и вырос в России,
поэтому язык я пока не знаю. Но, надеюсь, что придет время,
и я смогу дать интервью на государственном языке. Для меня
это уже дело принципа.
- Вы родились в России. Действительно ли вы являетесь сыном
высокопоставленного чиновника? Кем все-таки были ваши родители?
- Мои родители простые люди. Отец всю жизнь работал сталеваром.
Он заслуженный сталевар, лауреат Государственной премии Казахстана,
и он всю жизнь был простым рабочим. Папа учился на Урале,
закончил училище, женился, приехал в Казахстан, работал на
Карметкомбинате, потом родители переехали в Алматы, там отец
работал на АЗТМ. Когда он вышел на пенсию, то продолжил работу.
А мама была копировщицей, тогда не было ксероксов, существовала
специальная профессия - копировщик. Нужно было копировать
чертежи на кальку, чтобы потом размножать их, этим она и занималась.
Сейчас такой профессии просто нет.
Это был очень тяжелый труд, я ей часто помогал, писал красивым
почерком названия и так далее.
Могу про деда рассказать. Он действительно был высокопоставленным
чиновником, наркомом по делам колхозов и совхозов в довоенное
и военное время. Затем долгое время работал на различных государственных
должностях. Звали его Ашимбек Жунисбекович Бектасов. Может
быть, кто-то на него намекает, когда говорит, что у меня высокопоставленные
родители. Так что мои дети - четвертое поколение Бектасовых,
которое будет работать на Казахстан.
|