Сильная рука режиссера
Жанна Сагади
В театре оперы и балета имени Абая - премьера.
Накануне Дня независимости здесь была представлена новая редакция
оперы Е.Брусиловского “Ер Таргын”
По всем канонам жанра она по праву считается
первой, хотя открывался театр небезызвестными музыкальными
спектаклями “Айман-Шолпан” и “Кыз Жибек”. Именно после самой
первой постановки оперы “Ер Таргын” музыкально-драматический
театр, возникший на базе музыкальной студии, был переименован
в 1937 году в Казахский государственный театр оперы и балета.
С тех пор опера, написанная на основе казахских народных песен
и кюев, ставилась не раз. Менялись постановщики, дирижеры,
исполнители главных партий. Если первая постановка принадлежит
легендарному Курманбеку Жандарбекову, кстати, который сыграл
и главного героя Ер Таргына - защитника народа, разоблачителя
злодеяний и предательств ханов, то последний раз в 80-х годах
постановщиком оперы выступил Каукен Кенжетаев.
Главную женскую партию в 30-х годах исполнила Куляш Байсеитова.
В разные годы в разных постановках оперы и в разном исполнении
своенравная ханская дочь Акжунус представала перед зрителем
по-новому. Так же, как и народный герой Ер Таргын, партии
которого исполняли Ермек Серкебаев и Мурат Мусабаев. Скажем,
в этот раз по замыслу режиссера несколько изменен образ прелестной
Акжунус, которая стала намного женственней и нежней.
Подготовка премьеры шла с сентября уходящего года. За весьма
короткий срок - в три с лишним месяца создатели новой редакции
оперы смогли представить зрителю ее новый, немного необычный,
но очень захватывающий вариант. Для режиссера-постановщика
Ляйлим Имангазиной это дебют в опере. До этого ей приходилось
работать только над спектаклями. Что ж, думаем, первый шаг
удался.
Ежедневные трудоемкие репетиции на сцене оперного, большая
команда актеров: хор, оркестр, балетная группа, отдельные
исполнители, всего более двухсот человек... Кстати, наблюдать
за репетициями - занятие увлекательное. Туда нас пригласили
незадолго до премьеры. Сцена заполнена декорациями, играет
оркестр, хоровое исполнение захватывает дух...
Строгий режиссер не сидит на месте. Некоторые партии приходится
исполнять как оркестру, так и артистам по нескольку раз! Что
ж, сильная рука режиссера способна навести порядок на сценической
площадке. Ляйлим Имангазина взялась за работу с большой ответственностью.
Не обошлось и без нужных советов корифеев оперного искусства
Казахстана.
Несмотря на то, что средств на новые постановки театру практически
не выделяется, создатели новой редакции оперы изыскали возможность
обновить декорации и сшить новые красочные костюмы.
Пересмотрена и драматургическая линия оперы, теперь в ней
мало повторений. В счет этого обновленная постановка сокращена
из четырех действий до двух. Но все важные и ключевые моменты
в опере сохранены. По мнению авторов новой редакции, это продиктовано
велением времени. Создание полнотекстной оперы в век высоких
скоростей является большой редкостью.
В оперу внедрены новые постановки народных танцев: “Балбырауын”,
“Алтынай”, восточные танцевальные композиции.
Исполнитель роли Ер Таргына народный артист РК, профессор
Гафиз Есимов выступил главным консультантом при создании оперы.
Первые
постановщики оперы “Ер Таргын”: композитор - Е.Брусиловский,
либретто - Н.Баймухамедов, К.Жандарбеков, дирижеры - Ф.Кузмич,
Н.Тлендиев, постановка - К.Жандарбеков, художник - А.Ненашев,
главная женская партия - К.Байсеитова.
Постановщики обновленного варианта оперы: дирижеры - Н.Жарасов,
заслуженный деятель РК, Р.Садыкова, художник - О.Жанбыршиев,
хормейстер - Ш.Буркутбаева.
Главные партии - певцы-солисты театра оперы и балета имени
Абая - Гафиз Есимов, Каблааш Абыкейулы, народный артист Монголии,
Бахытжан Скаков, заслуженный артист РК, Нуржамал Усенбаева,
народная артистка РК, лауреат Государственной премии, Жамиля
Баспакова, заслуженный деятель РК, Сара Ищанова, Бейимбет
Кожабаев, Шора Умбеталиев, Улан Кенжебеков, Мурат Шалабаев
и другие ведущие солисты театра.
|