Королевская свита
Дина Махметова
В театре имени М. Лермонтова прошла премьера
спектакля
по Григорию Горину
Игры, которыми тешат свое самолюбие герои спектакля,
будут покруче семейных забав Катарины и Петруччио. Никто никого
не “укрощает”, но... Борьба за любовь по правилам борьбы за
престол - зрелище, поверьте, впечатляющее.
Казалось бы, откуда взяться любви? Взята едва ли не самая
кровавая эпоха в английской истории. Страну сотрясают религиозные
конфликты - католики режут протестантов, те, в свою очередь,
истребляют католиков. На горизонте маячит война с державами,
преданными Риму. Свирепствует королевская “охранка”, выискивая
врагов режима. Народ, как у Пушкина, зловеще “безмолвствует”.
Повсюду интриги и беспредел. И вдруг на этом жутком фоне вспыхивает
факел любви...
Он - Генрих VIII, тиран на троне. Она - дочь королевского
казначея Анна Болейн. Он груб и неотесан. Она помешана на
изящной французской моде. Он жаждет наслаждений, она - любви.
И отвечает презрением, граничащим с ненавистью, на его знаки
внимания. В горниле этих далеко не светлых чувств рождается
взаимное притяжение. Когда и как? Подробности поражают воображение.
Представьте себе такую картину: семейство Анны, весьма благородное
и знатное, немало настрадалось от коронованного монстра. Особенно
досталось женской половине, ведь на нее была направлена любовная
агрессия монарха. Сестрица Мэри, вчера желанная, сегодня уже
не у дел. Ее ребенок, в жилах которого течет королевская кровь,
как оказалось, никому не нужен. И светит ей прозябание в глуши
- с никудышным мужем, назначенным свыше.
Что делать Анне? “Подчиняться”, - в один голос повторяют несчастные,
поставленные на колени родители, боясь за дочь. Но не такова
Анна. При первой же встрече с монархом она бросает ему в лицо
все, что о нем думает. И... вызывает живой интерес у Генриха.
Он называет ту цену, которую готов заплатить за любовь: это
корона.
|
Нет, он не собирается отрекаться от престола, он хочет разделить
его с Анной. Безумное желание, которое мог породить только помутившийся
рассудок влюбленного. Сознание человека, изнемогающего от страсти.
Все это, может, и не вызывало бы удивления, если бы у Генриха
было время “созреть” для решения. Если бы он пострадал-помучился
парочку актов, а уж потом... Но в спектакле все происходит в
рамках одной сцены. Анна дерзит королю. Он дает ей пощечину.
Она не унимается. Он слушает ее, очарованный бранью из милых
уст. И вдруг огорошивает всех странной для монарха логикой:
тебе нужна корона? - На, возьми. У всех шок, но только не у
Анны. Пока придворные замирают и “отмирают” во время их словесного
поединка, чуждая страха и сантиментов мисс Болейн идет напролом
к поставленной цели. Этакая “железная леди”!
Температура кипения страстей в спектакле - вулканическая. Объясняется
это очень просто: для Генриха и Анны счастье неотделимо от слова
“власть”. И они превращают свою семейную жизнь в опасную игру
амбиций и интересов. Нет, не в политику. Политика, как говорится,
“отдыхает”. У Горина Генрих приносит в жертву своей любви благополучие
королевства. И реформацию затевает единственно потому, что ему,
как манна небесная, нужен развод, а Папа Римский против. В итоге
в стране льются реки крови, но сердце монарха спокойно: его
избранница довольна. Довольна тем, что обрела любимого мужчину.
Все остальное ее не касается.
Как долго может длиться медовый месяц? Увы, опьянение счастьем
быстро проходит. И тогда реальность предстает в самом неприукрашенном
виде. И думается иначе на трезвую голову... Государству нужен
наследник. Анна дать его не смогла. В этом видимая причина охлаждения
к ней Генриха. Но главная ли?
К любви Генриха к Анне с самого начала было примешано много
чувственности, в ее отношении к нему отчетливо прослеживался
расчет. Потом и в ней проснулось влечение, но страсть ведь не
равнозначна истинному чувству. По ходу спектакля герои постоянно
говорят о жажде обладания телом, ни словом не обмолвившись о
желании духовного родства. По правилам “королевских игр” этого
и не требуется. Так и выходит, что Генрих и Анна остаются друг
для друга чужими людьми, и любой нелепый слух, пришедший из
неприятельского стана, способен обратить любовь в ненависть
и вызвать звериную жажду мести.
О чем же спектакль? “Дефицит сильных чувств и страстей губителен
для человеческой природы”, - писал Григорий Горин в одном из
предисловий к своей пьесе. Этой точки зрения придерживается
и режиссер Андрей Кизилов. По его словам, поставленная им “гротескная
трагедия” учит, как надо любить. Что ж. “Долой рассудочность!
Да здравствует любовь!” - хороший лозунг, благозвучный, однако,
привязанный к этой пьесе, он кажется призывом к насилию. Играя
друг с другом в кошки-мышки, герои “Королевских игр” заходят
в такой тупик, выбраться из которого можно, только пожертвовав
чей-то жизнью. Приговорив Анну к смерти, Генрих оставляет ей
надежду на помилование, но она отказывается от снисхождения,
потому что видит в этом способ увековечить их любовь. Гротескнее,
конечно, не придумаешь.
Не дай же нам Бог любить, как Генрих и Анна! Иначе все мы станем
кровожадными маньяками, кромсающими в припадке ревности тела
любимых. В конце концов, то, что хорошо на сцене, совсем не
хорошо в жизни, во всяком случае, в тех же пропорциях.
|