20 декабря 2002
№ 51 (239)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Королевская свита

Дина Махметова

В театре имени М. Лермонтова прошла премьера спектакля
по Григорию Горину

Игры, которыми тешат свое самолюбие герои спектакля, будут покруче семейных забав Катарины и Петруччио. Никто никого не “укрощает”, но... Борьба за любовь по правилам борьбы за престол - зрелище, поверьте, впечатляющее.
Казалось бы, откуда взяться любви? Взята едва ли не самая кровавая эпоха в английской истории. Страну сотрясают религиозные конфликты - католики режут протестантов, те, в свою очередь, истребляют католиков. На горизонте маячит война с державами, преданными Риму. Свирепствует королевская “охранка”, выискивая врагов режима. Народ, как у Пушкина, зловеще “безмолвствует”. Повсюду интриги и беспредел. И вдруг на этом жутком фоне вспыхивает факел любви...
Он - Генрих VIII, тиран на троне. Она - дочь королевского казначея Анна Болейн. Он груб и неотесан. Она помешана на изящной французской моде. Он жаждет наслаждений, она - любви. И отвечает презрением, граничащим с ненавистью, на его знаки внимания. В горниле этих далеко не светлых чувств рождается взаимное притяжение. Когда и как? Подробности поражают воображение.
Представьте себе такую картину: семейство Анны, весьма благородное и знатное, немало настрадалось от коронованного монстра. Особенно досталось женской половине, ведь на нее была направлена любовная агрессия монарха. Сестрица Мэри, вчера желанная, сегодня уже не у дел. Ее ребенок, в жилах которого течет королевская кровь, как оказалось, никому не нужен. И светит ей прозябание в глуши - с никудышным мужем, назначенным свыше.
Что делать Анне? “Подчиняться”, - в один голос повторяют несчастные, поставленные на колени родители, боясь за дочь. Но не такова Анна. При первой же встрече с монархом она бросает ему в лицо все, что о нем думает. И... вызывает живой интерес у Генриха. Он называет ту цену, которую готов заплатить за любовь: это корона.


Нет, он не собирается отрекаться от престола, он хочет разделить его с Анной. Безумное желание, которое мог породить только помутившийся рассудок влюбленного. Сознание человека, изнемогающего от страсти. Все это, может, и не вызывало бы удивления, если бы у Генриха было время “созреть” для решения. Если бы он пострадал-помучился парочку актов, а уж потом... Но в спектакле все происходит в рамках одной сцены. Анна дерзит королю. Он дает ей пощечину. Она не унимается. Он слушает ее, очарованный бранью из милых уст. И вдруг огорошивает всех странной для монарха логикой: тебе нужна корона? - На, возьми. У всех шок, но только не у Анны. Пока придворные замирают и “отмирают” во время их словесного поединка, чуждая страха и сантиментов мисс Болейн идет напролом к поставленной цели. Этакая “железная леди”!
Температура кипения страстей в спектакле - вулканическая. Объясняется это очень просто: для Генриха и Анны счастье неотделимо от слова “власть”. И они превращают свою семейную жизнь в опасную игру амбиций и интересов. Нет, не в политику. Политика, как говорится, “отдыхает”. У Горина Генрих приносит в жертву своей любви благополучие королевства. И реформацию затевает единственно потому, что ему, как манна небесная, нужен развод, а Папа Римский против. В итоге в стране льются реки крови, но сердце монарха спокойно: его избранница довольна. Довольна тем, что обрела любимого мужчину. Все остальное ее не касается.
Как долго может длиться медовый месяц? Увы, опьянение счастьем быстро проходит. И тогда реальность предстает в самом неприукрашенном виде. И думается иначе на трезвую голову... Государству нужен наследник. Анна дать его не смогла. В этом видимая причина охлаждения к ней Генриха. Но главная ли?
К любви Генриха к Анне с самого начала было примешано много чувственности, в ее отношении к нему отчетливо прослеживался расчет. Потом и в ней проснулось влечение, но страсть ведь не равнозначна истинному чувству. По ходу спектакля герои постоянно говорят о жажде обладания телом, ни словом не обмолвившись о желании духовного родства. По правилам “королевских игр” этого и не требуется. Так и выходит, что Генрих и Анна остаются друг для друга чужими людьми, и любой нелепый слух, пришедший из неприятельского стана, способен обратить любовь в ненависть и вызвать звериную жажду мести.
О чем же спектакль? “Дефицит сильных чувств и страстей губителен для человеческой природы”, - писал Григорий Горин в одном из предисловий к своей пьесе. Этой точки зрения придерживается и режиссер Андрей Кизилов. По его словам, поставленная им “гротескная трагедия” учит, как надо любить. Что ж. “Долой рассудочность! Да здравствует любовь!” - хороший лозунг, благозвучный, однако, привязанный к этой пьесе, он кажется призывом к насилию. Играя друг с другом в кошки-мышки, герои “Королевских игр” заходят в такой тупик, выбраться из которого можно, только пожертвовав чей-то жизнью. Приговорив Анну к смерти, Генрих оставляет ей надежду на помилование, но она отказывается от снисхождения, потому что видит в этом способ увековечить их любовь. Гротескнее, конечно, не придумаешь.
Не дай же нам Бог любить, как Генрих и Анна! Иначе все мы станем кровожадными маньяками, кромсающими в припадке ревности тела любимых. В конце концов, то, что хорошо на сцене, совсем не хорошо в жизни, во всяком случае, в тех же пропорциях.


Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп