15 ноября 2002
№ 46 (234)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Реалистичный бюджет

Основные параметры доходной части бюджета 2003 года в эксклюзивном интервью “НП” комментирует депутат мажилиса парламента Исахан Алимжанов

- Вы часто не соглашаетесь с правительственным вариантом доходной части бюджета. Сейчас проект республиканского бюджета на 2003 год обсуждается в парламенте. Каково ваше мнение по данному документу?
- Чтобы корректно ответить на данный вопрос, мы обычно сравнивали показатели исполнения бюджета текущего года с предлагаемым проектом на следующий год, То есть как исполняется бюджет 2002 года и что предлагается на 2003 год.
Учитывая, что уже имеются данные за 9 месяцев 2002 года, можно с достаточной уверенностью сказать, что налоговые поступления (а это 90 процентов всех доходов) по итогам 2002 года в республиканском бюджете составят 440 миллиардов тенге. А в проекте бюджета на 2003 год этот показатель составит 498 миллиардов тенге. То есть заложен рост на 13,2 процента.
Надо отдать должное правительству, впервые в парламент нашего созыва внесен проект республиканского бюджета с нарастающим ростом налоговых поступлений. А доходы госбюджета в 2003 году вырастут по сравнению с 2002 годом примерно на 80 миллиардов тенге.
Если же рассмотреть поступления по видам налогов в республиканском бюджете, то мы увидим, что поступления от корпоративного подоходного налога вырастут на 8 процентов, НДС на импорт - на 19 процентов, а налоги на международную торговлю - на 21 процент. Видно, что использованы значительные резервы для пополнения доходной части бюджета. Возможно, сказалось и то, что впервые бюджетную комиссию возглавил премьер-министр.
- Если же, по вашим расчетам, показатели доходной части бюджета на уровне предельных, то как вы прокомментируете то обстоятельство, что многие предлагают увеличить доходную часть бюджета?
- Насколько я знаю, таких мнений немного, а озвучено в стенах парламента только два. Депутат Иванов предложил увеличить доходную часть бюджета на 8,5 миллиарда тенге за счет увеличения поступлений от НДС. С этим можно было бы согласиться, если рассматривать только текущую ситуацию, из которой “якобы видно”, что наблюдается перевыполнение данного вида налога. Однако крупные экспортоориентированные сырьевые компании работают по “нулевой” ставке НДС. На 1 января 2002 года бюджет обязан им возместить 48,1 миллиарда тенге. А впереди до конца календарного года еще три месяца. Суммы возмещений возрастут. Поэтому с данным мнением согласиться нельзя.
Вторая точка зрения высказана бывшим премьер-министром Балгимбаевым. Он утверждает, что доходную часть бюджета можно увеличить как минимум на 104,6 миллиарда тенге.
Популистские желания найти как минимум дополнительные 104,6 миллиарда тенге из уст бывшего премьер-министра звучат не совсем убедительно. Первое - якобы потери от применения ускоренной амортизации ТОО “Тенгизшевройл”. Во-первых, как проинформированы депутаты, ускоренной амортизации не будет. Во-вторых, наше налоговое законодательство, как и международное, имеет либеральный режим амортизационных отчислений. Отчисления размера суммы не меняют, а только располагаются по годам. В третьих, если экс-премьер так хотел бы влиять на решения СП “Тенгизшевройл”, то зачем он продавал долю Казахстана в этом совместном предприятии?
Второе предложение, которое высказал экс-премьер, - это взыскание кредита с СП “Тенгизшевройл”, выданного Республикой Казахстан в виде активов “Тенгизмунайгаза”. Нурлан Утебович прекрасно знает, что по соглашению данная задолженность подлежит погашению полностью или частично, по усмотрению совместного предприятия, в любое время, с процентами по коммерческим ставкам.
Но интересен другой факт, в 2000 году, когда Балгимбаев возглавлял ННК “Казахойл”, часть этих денег в размере 24,9 миллиарда тенге поступила на расчетный счет “Казахойла”, но не в бюджет. Где и была успешно потрачена.
Совместная комиссия парламента пыталась выяснить судьбу этих денег, но так и не получила от Балгимбаева обещанных документов. Комментарии излишни.
- Раз вы заговорили о “Казахойле”, давайте обсудим вопрос цены на нефть, ее влияния на поступления в бюджет. Ряд депутатов не согласны, что в показателях проекта бюджета используются низкие цены на нефть. Вы согласны с этим?
- Миф о позитивном влиянии высоких цен на нефть на развитие казахстанской экономики начинает сдавать свои позиции. Это хорошо. Чем раньше мы это поймем, лучше для нас. Но есть другой факт - что доля поступлений от нефтяных компаний (включая попутный газ) значительно увеличилась. Например, в 1999 году это было 9 процентов, в 2000 году - 21 процент, в 2001 году - уже 25 процентов. А с 2002 года идет обратный процесс. Но об этом потом.
Так как нефтяные компании не платят оборотных налогов, а механизм взимания роялти далек от разумного в этой ситуации, то в первую очередь мы должны изучить реальную рентабельность всех нефтяных и сырьевых компаний. Иметь полную картину изменений корпоративного подоходного налога и только потом делать выводы.
Что касается поступлений в республиканский бюджет. От 12 сырьевых компаний, в том числе нефтяных, в республиканский бюджет поступает только фиксированная сумма. В 2003 году от них в республиканский бюджет поступит 82 миллиарда тенге корпоративного подоходного налога и 39 миллиардов тенге роялти. Скажем так, какая бы цена на нефть ни была на мировом рынке, республиканский бюджет получит именно эту сумму и не больше. Остальное будет зачисляться в Национальный фонд.
- Но ведь в 2003 году прогнозируется рост ВВП на 6 процентов. В 2002 году, как вы уже сказали, мы имеем рост на уровне 8 процентов. А любой рост ВВП сопровождается увеличением поступлений налогов. Как определить, что прогнозы в законопроекте бюджета на 2003 год на уровне ожидаемых правительством?
- В связи с отсутствием оборотных налогов, пошлин зависимость между ВВП и поступлениями не может быть линейной. Если мы говорим о росте ВВП и как о его производной - увеличении налоговой базы, росте налоговых поступлений, то нам необходимо еще раз обратить внимание на показатели госбюджета.
В 2000 году по сравнению с 1999-м при росте ВВП на 9,8 процента мы получали дополнительно налоговых поступлений в госбюджет 194 миллиарда тенге; в 2001 году при росте ВВП на 13,2 процента по сравнению с 2000 годом мы получили еще дополнительных 193 миллиарда тенге; а в 2002 году при росте ВВП на 8 процентов мы ожидаем рост налоговых поступлений на 30 миллиардов тенге; а уже в 2003 году при росте ВВП на 6 процентов прогнозируем рост налоговых поступлений по сравнению с 2002 годом на 78 миллиардов тенге.
Как видим, зависимость ВВП от налоговых поступлений нелинейная. Очень много факторов влияет на эту зависимость. Нельзя забывать и о том, что со второй половины 2001 года мы работаем по пониженным ставкам НДС и социального налога.
- Но почему в 2002 году незначительный рост налоговых поступлений?
- Во-первых, год еще не завершился. Давайте подождем окончательных результатов.
Во-вторых, налоговые поступления от нефтедобывающих компаний в госбюджет значительно могут сократиться. Если в 2001 году от 14 нефтедобывающих компаний в госбюджет поступило 190 миллиардов тенге, то за 9 месяцев текущего года мы имеем 77 миллиардов тенге.
Возможно, это связано с особенностями ранее заключенных индивидуальных контрактов на недропользование. Депутаты неоднократно обращались в правительство предоставить эти контракты для их широкого изучения. Но это до сих пор не сделано.
И когда бывшие экс-премьеры заявляют о детальном и всестороннем анализе действующих контрактов, то это, мягко говоря, вызывает у меня удивление.
- Не меньший интерес вызывают и межбюджетные отношения. Экс-премьер предлагает разделить подоходный налог с юридических лиц пополам между республиканским и местным бюджетами. Как вы к этому относитесь?
- Этот налог сейчас называется корпоративный подоходный налог. Когда обсуждался данный вопрос в парламенте, что-то я не слышал этих предложений от экс-чиновников, которые сейчас ратуют за это. Видимо, в этот момент они занимали высокие должности.
Впервые за последние годы не изменились межбюджетные отношения. Они сохранились на уровне 2002 года. Как вы знаете, по поручению главы государства разрабатывается концепция разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствованию межбюджетных отношений. После принятия этого концептуального документа в следующем году в парламент будет внесен Бюджетный кодекс. Это также касается становления и развития местного самоуправления. Здесь, на мой взгляд, системный подход.
Что касается предложения г-на Балгимбаева разделить подоходный налог с юридических лиц пополам, как это было при нем в 1998-1999 годах, то на сегодня - это чистой воды популизм. Постараюсь объяснить почему.
Все доходы республиканского бюджета в 1998 году составили 192 миллиарда тенге, а в 1999 году - 207 миллиардов тенге. Поступления в республиканский бюджет в 2003 году ожидаются в размере 622 миллиардов тенге, рост за три года более чем на 300 процентов. Доходы же республиканских бюджетов 1998-1999 года состоят не только из НДС и подоходного налога с юридических лиц, но и социального налога, акцизов, а также в значительной степени и продажи основного капитала.
А сейчас взамен половины подоходного налога с юридических лиц местным бюджетам полностью переданы социальный налог, подоходный налог с физических лиц, земельный налог, акцизы. Только это на сегодня составляет свыше 300 миллиардов тенге.
Сейчас важно за каждым уровнем управления закрепить четко определенные функции и полномочия, подкрепить финансовыми ресурсами, создать законодательную базу для эффективного управления всех уровней власти. Двери для предложений по Бюджетному кодексу открыты для всех.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп