15 ноября 2002
№ 46 (234)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Ликбез для главврача

Ольга МАЛАХОВА

Вы хотите лечиться у врача, не повышавшего квалификацию 30 лет, работающего в помещении бывшего туалета, пользующегося нестерильными инструментами и не ведущего никаких записей о приеме? Конечно, нет. Но, судя по результатам только что проведенной проверки в медицинских учреждениях Алматы и других регионах республики, от такого медобслуживания у нас никто не застрахован

В южной столице было проверено около двухсот медицинских учреждений (из более чем шестисот медицинских и девятисот фармацевтических), и только в 13 процентах из них не было обнаружено серьезных нарушений закона. Нельзя сказать, что проверяющие очень уж свирепствовали. Главное, что они хотели выяснить - имеет ли та или иная больница или аптека необходимые санитарно-гигиенические условия, повышают ли медики свою квалификацию, как положено, раз в пять лет, есть ли у них нужные оборудование, инструментарий и лицензия на деятельность?
Выяснилось, что в 87 процентах эти элементарные требования нарушаются. Впрочем, работу остальных тоже нельзя считать идеальной. Члены комиссии затруднились назвать надежные медучреждения, в которые люди могли бы обращаться, не рискуя здоровьем. Робко была названа только городская детская стоматологическая поликлиника. Может быть, нам просто не повезло, и мы не встретили больницу, где работали бы без изъянов, замечают проверяющие.
Комиссия, в составе которой были работники Министерства здравоохранения, прокуратуры, научных институтов, убедилась, что для начала главным врачам почти всех медучреждений срочно нужен ликбез. Очень многие никогда не брали в руки Закон “Об охране здоровья граждан в РК”. Но незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Тем более что есть еще такой профессиональный закон, как клятва Гиппократа...
По словам председателя комиссии Салидат Каирбековой, в Алматы и Алматинской области было особенно трудно проводить проверку из-за прессинга со стороны руководителей инспектируемых больниц и аптек. Из их уст звучали известные в республике фамилии, которые должны были защитить их от “вторжения” в частный бизнес. Но когда бизнесом становится здоровье, а то и жизнь людей, считают члены комиссии, никакие фамилии не должны мешать подобным проверкам.

Одним из недостатков называлось отсутствие ведения первичной медицинской документации. Нередко вместо традиционного анамнеза в амбулаторных картах можно прочесть лишь краткую запись, напоминающую больше товарный чек: “Иванов - 500 тенге, Смагулов - 1000 тенге”. Кстати, в самом начале работы комиссии во многих поликлиниках срочно закрыли платные отделения. Получилось, что даже те пациенты, которые хотели бы попасть на прием платно (или в платное родильное отделение), были лишены такой возможности. Между тем платные медицинские услуги никто не отменял. Речь идет только о том, что надо соблюдать баланс бесплатных и оплачиваемых медицинских услуг.
Были случаи, когда гинеколог принимал пациенток в комнатушке в шесть квадратных метров, где шкаф со стерильными инструментами помещался только под креслом. В одной больнице рентген проводили в кабинете, где совсем недавно располагался мужской туалет.
Почти в половине из 132 объектов негосударственного сектора медики не повышали квалификации более пяти лет. Много нарушений правил лицензирования. Руководитель медучреждения берет лицензию и приложение на один вид деятельности, а на деле оказывается еще десять других услуг.
Комиссия рекомендовала приостановить действие лицензий у всех медучреждений, где были выявлены недостатки, отозвать гослицензии у 29 фармацевтических учреждений, передать материалы о безлицензионной деятельности 63 хозяйствующих субъектов в органы прокуратуры, финансовой полиции, налоговой службы, привлечь к административной ответственности 29 лиц за реализацию несертифицированных лекарственных препаратов.
Помогут ли все эти меры, сказать трудно. Департамент здравоохранения Алматы, по словам его директора Василия Девятко, только в этом году по итогам своих 268 проверок оформил 48 актов об административных нарушениях, наказал 40 руководителей, троих уволил, на шестерых были заведены уголовные дела. Но, как показали последние проверки в тех же учреждениях, там ситуация почти не меняется.
Механизм контроля за работой частных и государственных больниц должен быть иным, рыночным. Похоже, для этого ничего лучшего кроме медицинского страхования еще не придумали. В этом случае между пациентами и врачами появляется страховая компания, эксперты которой следят за качеством предлагаемых услуг и налагают на клиники штрафы в случае некачественного или необоснованного (то есть ненужного - бывает и такое) - медицинского обслуживания.
- Обязательное медицинское страхование у нас будет введено в 2005 году, - сказал “НП” Валихан Ахметов, директор РГП “Денсаулык” (предшественником госпредприятия был всем известный ФОМС). - Именно к этому времени государство сможет покрыть дефицит бюджета на здравоохранение, ведь сейчас ежегодно выделяется только 60 процентов от необходимого объема средств. Мы взяли за основу российский опыт, где обязательное медстрахование действует с 1993 года. Учли и наш, казахстанский, опыт. Дело в том, что у нас отсутствовало звено “страховые компании”, а их деятельность - одна из гарантий того, что средства не будут уходить на другие, в том числе и личные, нужды.
Преимущества такой модели еще и в том, что медицинское страхование выравнивает возможности людей с разными доходами. При нем в составе социального налога работающие будут платить за неработающих, здоровые - за больных, как это делается в развитых странах.
Но до этого счастливого времени осталось потерпеть еще три года. Так что - не болейте!

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп