Ликбез для главврача
Ольга МАЛАХОВА
Вы хотите лечиться у врача, не повышавшего
квалификацию 30 лет, работающего в помещении бывшего туалета,
пользующегося нестерильными инструментами и не ведущего никаких
записей о приеме? Конечно, нет. Но, судя по результатам только
что проведенной проверки в медицинских учреждениях Алматы
и других регионах республики, от такого медобслуживания у
нас никто не застрахован
В южной столице было проверено около двухсот
медицинских учреждений (из более чем шестисот медицинских
и девятисот фармацевтических), и только в 13 процентах из
них не было обнаружено серьезных нарушений закона. Нельзя
сказать, что проверяющие очень уж свирепствовали. Главное,
что они хотели выяснить - имеет ли та или иная больница или
аптека необходимые санитарно-гигиенические условия, повышают
ли медики свою квалификацию, как положено, раз в пять лет,
есть ли у них нужные оборудование, инструментарий и лицензия
на деятельность?
Выяснилось, что в 87 процентах эти элементарные требования
нарушаются. Впрочем, работу остальных тоже нельзя считать
идеальной. Члены комиссии затруднились назвать надежные медучреждения,
в которые люди могли бы обращаться, не рискуя здоровьем. Робко
была названа только городская детская стоматологическая поликлиника.
Может быть, нам просто не повезло, и мы не встретили больницу,
где работали бы без изъянов, замечают проверяющие.
Комиссия, в составе которой были работники Министерства здравоохранения,
прокуратуры, научных институтов, убедилась, что для начала
главным врачам почти всех медучреждений срочно нужен ликбез.
Очень многие никогда не брали в руки Закон “Об охране здоровья
граждан в РК”. Но незнание, как известно, не освобождает от
ответственности. Тем более что есть еще такой профессиональный
закон, как клятва Гиппократа...
По словам председателя комиссии Салидат Каирбековой, в Алматы
и Алматинской области было особенно трудно проводить проверку
из-за прессинга со стороны руководителей инспектируемых больниц
и аптек. Из их уст звучали известные в республике фамилии,
которые должны были защитить их от “вторжения” в частный бизнес.
Но когда бизнесом становится здоровье, а то и жизнь людей,
считают члены комиссии, никакие фамилии не должны мешать подобным
проверкам.
Одним из недостатков называлось отсутствие ведения первичной
медицинской документации. Нередко вместо традиционного анамнеза
в амбулаторных картах можно прочесть лишь краткую запись,
напоминающую больше товарный чек: “Иванов - 500 тенге, Смагулов
- 1000 тенге”. Кстати, в самом начале работы комиссии во многих
поликлиниках срочно закрыли платные отделения. Получилось,
что даже те пациенты, которые хотели бы попасть на прием платно
(или в платное родильное отделение), были лишены такой возможности.
Между тем платные медицинские услуги никто не отменял. Речь
идет только о том, что надо соблюдать баланс бесплатных и
оплачиваемых медицинских услуг.
Были случаи, когда гинеколог принимал пациенток в комнатушке
в шесть квадратных метров, где шкаф со стерильными инструментами
помещался только под креслом. В одной больнице рентген проводили
в кабинете, где совсем недавно располагался мужской туалет.
Почти в половине из 132 объектов негосударственного сектора
медики не повышали квалификации более пяти лет. Много нарушений
правил лицензирования. Руководитель медучреждения берет лицензию
и приложение на один вид деятельности, а на деле оказывается
еще десять других услуг.
Комиссия рекомендовала приостановить действие лицензий у всех
медучреждений, где были выявлены недостатки, отозвать гослицензии
у 29 фармацевтических учреждений, передать материалы о безлицензионной
деятельности 63 хозяйствующих субъектов в органы прокуратуры,
финансовой полиции, налоговой службы, привлечь к административной
ответственности 29 лиц за реализацию несертифицированных лекарственных
препаратов.
Помогут ли все эти меры, сказать трудно. Департамент здравоохранения
Алматы, по словам его директора Василия Девятко, только в
этом году по итогам своих 268 проверок оформил 48 актов об
административных нарушениях, наказал 40 руководителей, троих
уволил, на шестерых были заведены уголовные дела. Но, как
показали последние проверки в тех же учреждениях, там ситуация
почти не меняется.
Механизм контроля за работой частных и государственных больниц
должен быть иным, рыночным. Похоже, для этого ничего лучшего
кроме медицинского страхования еще не придумали. В этом случае
между пациентами и врачами появляется страховая компания,
эксперты которой следят за качеством предлагаемых услуг и
налагают на клиники штрафы в случае некачественного или необоснованного
(то есть ненужного - бывает и такое) - медицинского обслуживания.
- Обязательное медицинское страхование у нас будет введено
в 2005 году, - сказал “НП” Валихан Ахметов, директор РГП “Денсаулык”
(предшественником госпредприятия был всем известный ФОМС).
- Именно к этому времени государство сможет покрыть дефицит
бюджета на здравоохранение, ведь сейчас ежегодно выделяется
только 60 процентов от необходимого объема средств. Мы взяли
за основу российский опыт, где обязательное медстрахование
действует с 1993 года. Учли и наш, казахстанский, опыт. Дело
в том, что у нас отсутствовало звено “страховые компании”,
а их деятельность - одна из гарантий того, что средства не
будут уходить на другие, в том числе и личные, нужды.
Преимущества такой модели еще и в том, что медицинское страхование
выравнивает возможности людей с разными доходами. При нем
в составе социального налога работающие будут платить за неработающих,
здоровые - за больных, как это делается в развитых странах.
Но до этого счастливого времени осталось потерпеть еще три
года. Так что - не болейте!
|