15 ноября 2002
№ 46 (234)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Свобода №27

Ольга Медведева

Так называемый “паспорт свободы” за №27 не стал индульгенцией для экс-премьера Акежана Кажегельдина; своим решением Интерпол проигнорировал наличие документа с громким названием и вновь объявил его в международный розыск. Тем самым породив вопросы к тем, кто выдал Кажегельдину сей документ

Гражданин Казахстана Акежан Кажегельдин полгода назад приобрел новый паспорт. 13 июня в Страсбурге на сессии Европейского парламента ему была вручена синяя книжица с названием на обложке: “Паспорт свободы”. Помимо данных получателя паспорта, она содержит подписи и цитаты из Декларации прав человека и европейских документов в ее развитие.
За всю историю существования подобных паспортов такой чести был удостоен лишь один гражданин бывшего СССР - бывший ректор Гомельского мединститута Юрий Бандажевский. Кажегельдин - второй в СНГ и 27-й в мире. Именно под порядковым номером 27 числится его “паспорт свободы”.
По информации журналиста радио “Свобода” Аркадия Дубнова, “в паспорте свободы” имеются 15 подписей: подпись основного инициатора - члена Европейского парламента, который выдвинул кандидатуру человека, достойного этого паспорта, и еще 14 европарламентариев, которые его поддержали. Так вот, членом Европарламента, который выдвинул кандидатуру Акежана Кажегельдина, стал парламентарий из Финляндии Ари Ватанен.
В числе поддержавших его такие известные в Европе и мире политики, как Хосе Мария Жиль-Роблес Жиль-Дельгадо - бывший председатель Европейского парламента, Даниэль Кон-Бендит - президент партии “зеленых”, французский писатель Оливье Дюэмель, президент Комиссии по иностранным делам Европейского парламента Элмар Брок, президент Европейской народной партии Ханс Герт Поттеринг.
После церемонии вручения новоиспеченный обладатель синей книжицы не преминул подчеркнуть: “Это - документ всей казахской оппозиции. Нас увидели, нас узнали, нас стали понимать. Это стоило больших трудов”.
Можно только предполагать, о каких “трудах” идет речь, если вспомнить, что за несколько месяцев до получения “паспорта свободы” Кажегельдину тоже стоило немалых трудов добиться встречи с генеральным секретарем Интерпола Роналдом Ноублом. Как сообщали мы в прошлом номере со ссылкой на Национальное центральное бюро Интерпола Казахстана, после встречи Роналд Ноубл заявил, что казахстанские власти преследуют бывшего премьер-министра по политическим мотивам и распорядился отменить “красный бюллетень” на Кажегельдина.
Как свидетельствует казахстанский журналист Эрик Нуршин, “сам генеральный секретарь Интерпола Роналд Ноубл в своем письме от 11 июня 2002 г. на имя кажегельдинских адвокатов несколько огорошил этих самых адвокатов. Генсек Интерпола отмечает, что “казахстанское правительство может оспорить его (Ноубла. - Э.Н.) решение либо в исполкоме Интерпола, либо в генеральной ассамблее этой организации. Он добавляет, что любое отдельное государство-член Интерпола, имеющее двустороннее соглашение об экстрадиции (передаче преступников. - Э.Н.) с Казахстаном, может задержать и препроводить Кажегельдина в Алматы, если оно того пожелает”.
Некоторые оппозиционные средства массовой информации, комментируя выдачу Кажегельдину “паспорта свободы”, говорили о необычайно высоком статусе документа. Высказывались даже мнения, что его обладатель является кем-то вроде “гражданина мира”. Мы решили уточнить - так ли это и обратились за разъяснениями в различные компетентные организации.
В представительстве ООН в Казахстане нам ответили, что о “паспорте свободы” ничего не слышали. В представительстве ОБСЕ сотрудник Татьяна Матвеева сообщила буквально следующее: “По логике вещей, этот паспорт дает ему (Кажегельдину. - Авт.) право передвижения без права задержания”.
Валихан Конурбаев, директор консульской службы Министерства иностранных дел РК заявил: “Я не видел ни одного паспорта свободы, не знаю, что он из себя представляет. Образцов у нас нет... Это какое-то изобретение в Европе. Я точно могу сказать о другом - наших паспортов у Кажегельдина нет. Дипломатический паспорт, выданный ему в 1995 году, аннулирован по сроку давности. Диппаспорта МИД выдает на пять лет”.
Первый заместитель генерального прокурора Оналсын Жумабеков уточнил: “Генеральная прокуратура совместно с Министерством иностранных дел изучила этот вопрос на предмет возможного официального реагирования. Как выяснилось, “паспорт свободы” представляет собой частную инициативу одного из депутатов Европарламента, и для его вручения достаточно собрать подписи 15 депутатов.
Европарламент состоит из 626 депутатов. Факт выдачи Кажегельдину “паспорта свободы” официальную позицию всего Европарламента не выражает.
Так называемый “паспорт свободы” является декларативным документом, не имеющим никакой юридической силы. Данный документ рассматривается лишь в качестве мнения незначительной части депутатского корпуса Европарламента. Генпрокуратура и МИД пришли к выводу, что нет необходимости обращения в Европарламент по данному вопросу”.
Александр Леониме, политический координатор представительства Европейской комиссии в Казахстане: “Это такой формальный символический документ, который Европейский парламент дает представителям зарубежных стран. Формальное награждение человека, который что-то сделал в жизни или какая у него политическая ситуация... Я понимаю, что вы хотите сказать. С одной стороны - Европарламент, с другой - Интерпол... Не думаю, что Интерпол может отказаться от своих правил только на том основании, что у человека есть такой документ”.
Таким образом, выясняется, что “паспорт свободы” не дает Кажегельдину возможности выбирать в качестве места жительства любую европейскую страну и беспрепятственно кататься по всему миру - не надо никаких виз - и любой пограничник и таможенник будет рад оказать содействие “свободному” гражданину.
В странах Европы или тем более на остальных континентах этот “паспорт” не расценивается как документ, удостоверяющий личность, а тем паче “вездеход”, открывающий любые двери. “Паспорт свободы”, как сказано в преамбуле, “акт моральной поддержки”, в данном случае сочувствующих Кажегельдину депутатов.
Было бы интересно узнать реакцию подписавших паспорт Кажегельдина европарламентариев после того, как они узнали, что такая солидная международная организация как Интерпол признала обоснованным решение Верховного суда РК в отношении Кажегельдина и подтвердила, что он преследуется не по политическим мотивам, а за конкретные уголовные преступления. И самое интересное - вчера в Казахстан с официальным визитом прибыл генеральный секретарь Интерпола Роналд Ноубл. Следующим гостем, видимо, будет Ари Ватанен?

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп