08 ноября 2002
№ 45 (233)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  
КОЛЛЕКЦИОНЕР
“красных карточек”

Ольга Медведева

Казахстанский экс-премьер снова в международном розыске. 71-я сессия генеральной ассамблеи Интерпола признала обоснованность уголовного преследования Акежана Кажегельдина правоохранительными органами республики и законность приговора, вынесенного в отношении него Верховным судом РК заочно. На Кажегельдина вновь заведена “красная карточка”

6 сентября 2001 года Верховный суд Казахстана признал Акежана Кажегельдина виновным в превышении должностных полномочий, получении взяток в особо крупных размерах путем вымогательства, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов и приговорил к 10 годам лишения свободы. Сумма ущерба только по подтвержденным на судебном заседании фактам составила более 31 миллиона долларов.
Приговор был вынесен заочно - экс-премьер отказался явиться на суд и доказать свою невиновность. Попытки заставить его предстать перед очами Фемиды успехом не увенчались. Даже несмотря на то, что в июле 1999 года он был включен в так называемый “красный бюллетень” (формуляр для организации международного розыска с целью ареста и экстрадиции) Интерпола.
По имеющейся информации, после этого в Нью-Йорке Кажегельдину удалось встретиться с генеральным секретарем Интерпола Роналдом Ноублом. Несмотря на наличие “красной карточки”, международный полицейский не стал арестовывать беглого экс-премьера. Вместо этого он заявил после беседы, что казахстанские власти преследуют бывшего премьер-министра по политическим мотивам.
Дальнейшая хронология событий такова.
13 февраля 2002 года генеральный секретариат Интерпола снимает с Кажегельдина “красный бюллетень” и удаляет всю информацию на него из банка данных.
1 апреля 2002 года Генеральная прокуратура Казахстана направляет письмо в МВД РК о необходимости обжаловать это решение Интерпола.
9 апреля 2002 года в исполком Интерпола поступает письмо из Казахстана с просьбой об обжаловании решения генерального секретариата.
18 июля 2002 года президент исполкома сообщает, что он не согласен с нашим обжалованием.
29 июля 2002 года Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола Казахстана получает информацию, что, согласно уставу международной полиции, спорный вопрос можно вынести на обсуждение в вышестоящую инстанцию - генеральную ассамблею Интерпола, 71-я сессия которой пройдет 23 октября в Камеруне.
- А дальше - цейтнот, - рассказывает директор НЦБ Интерпола Казахстана полковник Тлеген Сунтаев. - И, похоже, Роналд Ноубл подозревал об этом. Просто физически было невозможно за столь короткий срок основательно подготовиться к ассамблее. Один только факт - требовалось перевести приговор Верховного суда РК в отношении Кажегельдина на пять языков - английский, испанский, арабский, французский, русский - и разослать во все 180 стран мира. Один пакет документов в среднем составлял 40-60 страниц.
Но даже не столько перевод, сколько доставка документов больше волновала наших интерполовцев. Сначала решили задействовать МИД и отправить все документы нарочными, но потом поняли, что это не под силу; не каждый день дипломаты катаются по миру, да и не во всех странах у Казахстана есть свои представительства. Везти с собой на ассамблею? Но кто будет всерьез знакомиться там, что называется, “на коленке”, с этими документами? Поэтому очень важно было, чтобы участники ассамблеи уже приехали с собственным мнением по поводу Кажегельдина. Пришлось воспользоваться услугами скоростной почты DHL.
В Камеруне делегацию Казахстана возглавлял первый заместитель генерального прокурора Оналсын Жумабеков. На выступление казахстанцам отвели всего 20 минут.
Авторы спича нашей делегации на ассамблее - специалисты НЦБ Интерпола и Генпрокуратуры. Кроме этого, текст был согласован с МИДом, МВД, КНБ, Министерством юстиции, Верховным судом.

Бельгийский особнячок четы Кажегельдиных

“Генеральный секретариат в своем решении ссылается на информацию, полученную от частных и непроверенных источников. Достоверность этой информации весьма сомнительна, - говорится в докладе. - Не жалея средств, Кажегельдин обрабатывает общественное мнение в стране и за рубежом, поливая грязью собственную страну. Приговором суда он признан виновным в совершении ряда коррупционных и иных преступлений, - заявила казахстанская сторона. - Около пяти лет Кажегельдин беспечно живет со своей семьей в самых дорогих странах мира. Снимает фешенебельные офисы, содержит прислугу и многочисленных помощников, высокооплачиваемых адвокатов, сайты в Интернете, страницы в газетах и сами газеты. На все это тратится до 10 и более миллионов долларов ежегодно. Здесь присутствуют профессионалы, которые прекрасно знают, откуда берется такое богатство.

В период предварительного следствия получено аудиторское заключение о доходах Кажегельдина с октября 1989 по июнь 1999 года с учетом его предпринимательской и государственной деятельности. Всего за 10 лет эти доходы составили 1 миллион 73 тысячи долларов США”.
Докладчик - сотрудник НЦБ Интерпола РК Талгат Толеубаев развенчал утверждение, что институт заочного осуждения был создан в Казахстане непосредственно для осуждения Кажегельдина. Он сообщил, что с января 1998 года судами нашей страны ежегодно рассматривалось около 200-250 уголовных дел заочно в отсутствие подсудимых.
Говорит полковник Сунтаев: “Роналд Ноубл в разговоре с одним высокопоставленным казахстанским чиновником заметил: мол, меня упрекают, что я встречался с преступником. Но одно дело - видеть и говорить с конкретным человеком, и другое дело - просто бумажка, на ней можно написать что угодно. Мол, вот если бы вы предоставили фотографии с виллами Кажегельдина, другие вещественные доказательства”.
Представители казахстанских спецслужб привезли в Камерун не только фотографии роскошных вилл бывшего премьер-министра, но и пленку с его интервью для телеканала Би-Би-Си. В полуторачасовом разговоре с журналистами был один вопрос, не очень приятный для Кажегельдина, судя по его мимике. Корреспондент спросил: “Вы были ответственны за массовую приватизацию в Казахстане. И одна из причин, по которой вас обвинили в Казахстане, - за коррупцию, за получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями. Во время этой приватизации вы поступали честно?”. Кажегельдин замялся, выдержал паузу и ответил: “Что касается того времени, я могу объяснить все. Любой факт, любой проект приватизации”. “Действовали вы честно?” - переспросил корреспондент. “Нет, это не я...” - отвечал экс-премьер.
По “техническим причинам” эту пленку не дали показать членам ассамблеи.
...В прениях в поддержку Казахстана выступили делегации Турции, Египта, России, Эквадора, Узбекистана, Азербайджана и Ирана. Против - делегаты из Зимбабве и Уругвая. Всего казахстанскую резолюцию поддержали 46 государств, 38 выступили против и 23 воздержались.
Принятая резолюция генеральной ассамблеи является обязательной для всех членов Интерпола и не подлежит дальнейшим изменениям. “Красный бюллетень” объявляет розыск Кажегельдина по каналам Интерпола в целях приведения приговора Верховного суда РК в исполнение. Таким образом, уже на следующий день информация о Кажегельдине была восстановлена в базе данных этой организации, и сейчас эта информация доступна для 181 страны-члена Интерпола.
“Где бы Кажегельдин не находился, полицейские всего мира будут искать, они обязаны его задержать и уведомить об этом казахстанские власти”, - сказал Оналсын Жумабеков. Он также отметил, что выданный недавно Кажегельдину Евросоюзом “паспорт свободы” “не создает никаких препятствий для его задержания и экстрадиции”. Вместе с тем замгенпрокурора РК сообщил, что Казахстан намерен выразить Евросоюзу “свое несогласие с выдачей паспорта свободы Кажегельдину”.
На сегодняшний момент, по словам Жумабекова, Генпрокуратура РК точными данными о местонахождении Кажегельдина не располагает. Однако осужденный экс-премьер будет задержан и выдан в Казахстан лишь страной, с которой у нас есть договор о правовой помощи. С теми же Соединенными Штатами такого договора нет. Что позволяет, к примеру, осужденному заочно экс-руководителю ФОМСа Талапкеру Иманбаеву спокойно прятаться там от казахстанской фемиды.
Всего в компании с Кажегельдиным в розыске по каналам Интерпола числятся еще 30 казахстанцев. О них - в следующем номере “НП”.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп