|
Верный-Алма-Ата-Алматы
- 150 лет |
|
Город вещих снов Алма-Ата...
Ирина Буцкая
Город - это, в первую очередь, культура людей,
проживающих в нем, если хотите - культура проживания. У каждого
древнего поселения существует своя тайна, без которой оно
превратится в мрачную казарму или серую тюрьму. И у Алматы
есть свои неповторимые тайны
Попробуйте проехать на автобусе в сторону “Айнабулака”.
Вот - улица Розовая... Унылая и закопченная зимой, по весне
она напоминает розовое облако - цветут урючные деревья. И
каждый хозяин частного сектора, стоя в своем дворике, крепко
упираясь ногами в землю, расслабленный и счастливый, посылает
улыбки прохожим и торчащим в окнах пассажирам: “Вот-де мы”.
Прав был В.Г.Белинский: поэзия разлита вокруг нас. Алматинцы
хранят в своих душах поэтический настрой, они доброжелательны
и сдержанны. Это отмечают приехавшие из других мест люди.
Сосланный в 1933 году в Алма-Ату, писатель Ю.Домбровский впервые
увидел этот “необычный город”, непохожий ни на один из городов
мира. Он писал:
“Нигде дикая природа не подходит так близко к большому городу,
как в Алма-Ате. Город - один большой сад. Цветет все: цветы
розовые, цветы белые, цветы кремовые... Весь город, дом за
домом, обсажен тополями. Дорога от Алма-Аты до Ташкента называется
не улица, а Ташкентская аллея. Огромный сотникилометровый
тракт - всего-навсего длинная тополиная аллея”. Домбровский
называет Алма-Ату “красавицей”, а знаменитый деревянный собор,
сооруженный А.П.Зенковым, напоминает ему Храм Василия Блаженного
в Москве.
Алматинцы любят друг друга. Люди созидали город, а город -
людей. Я не знаю, что должно разрушиться в этом городе, чтобы
исчезло это ощущение братства. В связи с этим припоминается
эпизод из прошлого, который мне рассказала бабушка о моем
детстве.
В 1933 году я вместе с родителями приехала в Алма-Ату. Городского
транспорта в городе еще не было. Отец, согласно своему служебному
положению, имел в распоряжении дрожки, запряженные одной лошадью.
Однажды он решил покатать меня по городу. Дрожки остановились
у входа на Зеленый базар со стороны улицы Торговой, ныне Жибек
Жолы. На короткое время я оказалась одна в пролетке. Мгновенье...
и лошадь, испугавшись чего-то, рванула с места, вожжи соскользнули
на землю... Ухватившись за сиденье, я застыла в смертельном
испуге. Внезапно кто-то сильный и уверенный схватил взвившуюся
на дыбы лошадь под уздцы. Это был молодой стройный мужчина
в чапане. Он молча передал вожжи подскочившему перепуганному
отцу девочки и скрылся в толпе. Некоторое время длилась немая
сцена. “Папа, догони его, он спас меня”. Это событие врезалось
в память на всю жизнь. С этого момента моя душа наполнилась
чувством доверия и признательности к народу этой страны...
Наш город богат людьми. Он имеет свое неповторимое лицо. Разрастался
он и планово, и хаотично, вырывался из строгих рамок шахматной
планировки, расползался во все стороны, рос и набирал силу.
Этот город не футлярный, не замороженный и не унылый. Этот
город - живой, он дышит и пульсирует. Известно, что вплоть
до Великой Отечественной войны Алматы был почти полностью
застроен частными домами, которые стояли еще со времен форта
“Верный” - вторая “одноэтажная Америка”.
Государственные одно- и двухэтажные дома барачного типа представляли
собой забитые до отказа коммуналки с общими кухнями без удобств.
После войны с невиданной быстротой стали расти новые микрорайоны,
окружившие постепенно город, появился мощный домостроительный
комбинат, который осваивал и совершенствовал выпуск строительных
панелей. Каждая квартира в таком новом доме воспринималась
новоселами как подарок, как островок радости и семейного благополучия.
В изолированных секциях с отдельными кухнями, ванными и туалетами
расцветала истинная культура рабочей семьи. В этих районах
любили радио- и телеаппаратуру, слушали записи бардов, увлекались
Высоцким, знали выдающихся артистов советского кино, умели
вкусно готовить, заготавливали впрок фрукты и овощи, выращенные
на дачных участках. Все эти люди, как и вся страна, в которой
они жили, были самыми читающими в мире. Это они с ночи занимали
очереди в книжных магазинах накануне дня подписки, прилежно
приносили тюки бумажной макулатуры, выменивая ее на новые,
пахнущие краской тома сочинений мировой классики.
Среди таких вот панельных “невысокого качества” построек выделялись
типовые здания школ и детских садов. Серые массивы не выглядели
унылыми, они быстро обрастали буйной зеленью, фруктовыми деревьями
и кустарниками. Их сажали с любовью и энтузиазмом сами жители.
В новых микрорайонах жила рабочая столица - люди трудолюбивые,
целеустремленные, знающие цену жизни.
Видели ли вы улицы с очаровательными, ухоженными домиками
и двориками, расположившимися ниже Ташкентской аллеи? А живописные
рощицы, водоемы, озера? Гуляли ли вы весной в роще Баума,
по берегу Большого алматинского канала? Душа города, его живое
дыхание находится именно здесь, внизу, а “респектабельный”
верх - это всего лишь его павлиний сверкающий фасад.
В Алматы встречаются и сливаются воедино лучшие традиции культуры
и искусства Запада и Востока. Все дороги ведут в этот город.
“Вы уезжаете?” - спросил меня как-то на рынке продавец мясного
отдела, казахский юноша. “Не уезжайте, мы вместе проживем”,
- заключил он. Спасибо! Рахмет! Спасибо юношам и девушкам
мусульманского вероисповедания, которые с готовностью подают
милостыню, не взирая на национальную принадлежность, тем,
кто уступает в транспорте место старикам, кто смело и бескомпромиссно
выступает против хамства, разгильдяйства и бескультурья. Все
мы хотим жить у подножия величественного хребта, хотим быть
здоровыми. Казахская мудрость гласит, что для счастья достаточно
иметь здоровье, пять овец и хорошую жену. Южная столица Казахстана
обязана сохранить свое звание “культурного социума”.
|
|
|
Юность известных алматинцев -
Александра Лазоревича Жовтиса, Дмимтрия Снегина |
Автор этих строк
под цветущей вишней |
|