08 ноября 2002
№ 45 (233)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     История  

А 7 ноября - красный день календаря,
или Нужна ли казахстанцам историческая память?

СЕРГЕЙ ВОЛКОВ

В конце октября по так называемому “старому” стилю, или в начале ноября (“по новому”) 1917 года в столице бывшей Российской империи городе Петрограде произошел военный переворот, названный потом Великой Октябрьской Социалистической революцией. Осуществили его большевики - не самая крупная на то время партия в стране, но самая настойчивая в достижении своих целей. Лидер большевиков, впоследствии ставший вождем мирового пролетариата, Владимир Ильич Ленин (Ульянов) объявил о создании Советского правительства и бросил в народные массы решительный клич: “Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!” Было это 25 октября (7 ноября) 1917 года

 

Мир не сразу понял, что революцией в бывшей Российской империи в мире закончилась эпоха первобытного капитализма. На Западе и Востоке, наоборот, обрадовались, считая, что теперь-то можно будет отрезать по лакомому российском кусочку всем. Не вышло. Напротив, пришлось срочно “социализировать” капитализм и удовлетворять требования рабочих, дабы не дать никакого шанса “проползти” советской власти к ним в гости.

Советы, гражданская война, большевики

Демонстрация 7 ноября 1951 года на площади Коминтерна

В Казахстане советскую власть восприняли в целом по-восточному, спокойно. Постреляли, убили кого надо. Дело осложнялось только тем, что силы, резонно утверждавшие, что в политическом бардаке 1916-17-18 гг. лучше “отскочить в сторону” и создать свое национальное государство, были неплохо организованы. Учитывая малочисленность большевиков и собственно пролетариата в республике, ничего хорошего это местным устроителям советской власти не сулило. Ведь против них пусть и не шибко скоординированно, но жестко действовали Букеевская Орда, алашординское буржуазное правительство и силы Уральских, Семипалатинских, Сибирских и Оренбургских казачьих войск. К тому же в Семиречье казаки образовали так называемое “войсковое правительство”, установившее режим кровавого террора. И это понятно: на приближение диктатуры пролетариата достойным ответом виделась только белогвардейская диктатура. Появились подобные “войсковые правительства” также в Уральске и Оренбурге.

Демонстрация 7 ноября 1957 года

Несмотря на эти обстоятельства, уже через неделю после большевистского переворота в Петрограде в одном из казахстанских городов, а именно в Перовске (ныне Кызылорда), была официально провозглашена советская власть. А в начале марта 1918 года вооруженное восстание в г.Верном (ныне Алматы) снесло противников большевизма из юго-востока республики. Руководили этим процессом большевики Виноградов, Емелев, Бокин, Маречек и др., чьи фамилии и памятники сегодня успешно изымаются нынешними властями из общественной памяти и улиц казахстанских городов.
Ну а в те времена об истории не думали, а действовали. И потому к лету 1918 года в большинстве казахстанских волостей были организованы советы. Многих из их представителей периодически и поголовно вырезали, но они появлялись вновь.
А перелом наступил тогда, когда в республике стали возникать регулярные части Красной Армии. Она называлась “рабоче-крестьянской” и действительно была “красной” - не только из-за кумачового цвета флага, под которым воевали красноармейцы, но и из-за беспощадной жестокости, с которой эта армия боролась со своими идейными врагами. Впрочем, в гражданских войнах иначе и не бывает.

Демонстрация 7 ноября 1950 года на площади Коминтерна

В то время в обиходе закрепилось известное и популярное до настоящего времени обращение “товарищ”. Один из таких товарищей, а именно тов. Джангильдин, будучи чрезвычайным комиссаром Степного края, к лету 1918 года сумел подготовить проведение Всеказахстанского съезда Советов, целью которого было создание Казахской Советской автономии. Но все обломали иностранные войска и местная элита. Уж ей-то никак не хотелось безвозмездно расставаться со своими богатствами и властью. Началась гражданская война. Это когда население поселков вырезается поголовно, а идейных противников бросают в топки паровозов и пароходов. Еще живыми. Кровь лилась рекой долго. И только к осени 1920 года Красная Армия в основном подавила бело- и других гвардейцев. А 4 октября того же года Учредительный съезд Советов Казахстана принял “Декларацию прав трудящихся”, которая закрепила создание Казахской Автономной Советской социалистической республики (КазАССР). Декрет же об этом тт. Ленин и Калинин подписали еще 17 августа 1920 г. Первыми руководителями новой республики стали товарищи Мендешев (председатель Центрального Исполнительного Комитета), и Радус-Зенькович (председатель Совета Народных Комиссаров). Ни о каких коммунистических надстройках в республике речи тогда не шло. Да и не могло идти: в казахских аулах люди не понимали идей большевизма, казацкие поселения были обозваны “кулацкими”, а власть держалась на штыках солдат, пришедших с первой мировой войны, казаков, перешедших на сторону Советов, и рабочих, которых из-за тогдашней недоразвитости промышленности в Казахстане еще трудно было отнести к пролетариату.

Демонстрация 7 ноября 1951 года на площади Коминтерна

До 1922 года ситуация в республике характеризовалась наличием областных партийных конференций и поразительной активностью уцелевших в революционных схватках представителей рабочего класса. Последний брал промышленные предприятия в свои руки и никому отдавать их не собирался. А после того как в марте 1922 года из Москвы пришла весть о том, что военный коммунизм и продразверстка заменяются новой экономической политикой (НЭП) и продналогом, слегка воспряли и крестьяне Казахстана. Им-то казалось, что политика “Скидывай портки, отдавай урожай и скотину, - власть переменилась!” не закончится никогда.
Но не для того великий Ильич со товарищи отпускал экономические вожжи, чтобы сделать простым людям приятное. Ему нужно было государство, которое хоть что-нибудь стоило. А для этого были просто необходимы работающие заводы, сельхозпредприятия и строгая вертикаль власти.
Поэтому уже в апреле 1922 года ЦК партии большевиков послал из Центра в республику, как писали историки, “группу опытных, энергичных советских и хозяйственных работников”. Эта “группа энергичных” быстренько создала Казахское бюро ЦК РКП(б) и фактически взяла власть в Казахстане в свои руки. Новым лидером республики стал секретарь бюро тов. Коростелев. Тогда же говорили, что мнение товарищей Джангильдина, Мендешева и Сейфуллина при этом не шибко и учитывалось...
Вот так, почти через 5 лет после революции большевиков в Петрограде, в Казахстане была официально установлена власть коммунистов.
Вопрос: Почему мы не должны отмечать 7 ноября как дату, послужившую смене в республике одного общественно-политического строя на совершенно другой?

Успехи и террор
Эта главка должна быть краткой. Хотя бы из уважения к памяти безвинных жертв.

Демонстрация на строительстве Турксиба 1930 года

Потому что, кроме переносов столицы республики из Оренбурга в Кызыл-Орду, а затем в Алма-Ату, организации тысяч школ, строительства Транссибирской железной дороги, возведения нескольких ГРЭС, поголовного увеличения производства угля, нефти, меди, свинца, роста урожая сельхозпродуктов и поголовья скота, советская власть, ведомая большевиками, принесла в Казахстан и неисчислимые до сих пор точно людские потери. “Мирная” жизнь за период от гражданской до второй мировой войны унесла жизни сотен и сотен тысяч казахстанцев и жестоко искалечила судьбы миллионов граждан республики. Сегодня буквально нет в стране семьи, один из предков которой не пострадал бы во времена довоенного “семимильного строительства социализма”. Прибавьте к ним потомков разных народов, сосланных в Казахстан во время войны по приказу тов. Сталина,

Турксиб. 1930 год. Во время обеденного перерыва

- и поймете, что таковых в республике просто нет.
Великий голод и исход казахов с родины конца 20-х - начала 30-х годов, первая, вторая и третья волны “беспощадной борьбы с врагами народа” - это те кровавые пятна, которые советской власти никогда не смыть. Ни сейчас, ни через 10 поколений.

А помнить об этом надо, чтобы не допускать подобного беспредела власти в будущем. Да и в настоящем.
Особый же общественный резонанс уроки трагической памяти могут иметь именно 7 ноября - в день революции, принесшей нашим людям не только социальное равенство, но и право быть безвинно уничтоженными.
Вопрос: Почему мы не должны отмечать 7 ноября как дату возникновения государства, устроившего нашим предкам и старшему поколению двадцатилетку разнузданного “чекистского” террора? Террора, перещеголявшего даже “гильотинный” ужас Великой Французской революции, свято отмечаемый ныне французами каждый год 14 июня.

Война за Родину

Народный акын Казахстана Джамбул Джабаев и Куляш Байсеитова на 6-й сессии Верховного Совета КазССР

До сих пор в Казахстане вторую мировую войну чаще называют Великой Отечественной. Потому что даже власти понимают, что та война была за Отечество, за Родину. Ведь немецкий фашизм собирался захватить не только Москву, Киев и Ленинград, Гитлер метил гораздо дальше.
В 1941-1945 гг. Казахстану пришлось решать четыре нелегких задачи:
1-я - военная подготовка и пополнение людскими ресурсами Советской Армии;
2-я - быстрое размещение и запуск эвакуированных с запада СССР промышленных предприятий, создание новых военных производств, обеспечение фронта продовольствием;
3-я - расселение эвакуированных и сосланных людей и народов;
4-я - расширение старых и создание новых лагерей для “врагов народа”, родственников “врагов народа”, “предателей Родины”, “националистов всех мастей” и прочих “антисоветских элементов”.
Со всеми задачами казахстанские власти и простые жители республики справились! Миллион 200 тысяч казахстанцев ушли воевать, всего же военным специальностям было обучено 2 миллиона человек. Для эвакуированных заводов было освобождено 2300 тысяч квадратных метров производственных площадей. Численность рабочих и служащих в промышленности за годы войны увеличилась почти на 100 тысяч человек. Поистине необычайное развитие получила легкая промышленность - ее доля в промышленном производстве республики выросла с 8 до 45 процентов. Сельское хозяйство почти каждый год приносило рекордные цифры урожая зерновых и поголовья скота.
Как братьев и сестер приняли простые казахстанцы сотни тысяч представителей сосланных к нам и обвиненных черт те в чем народов. И никаким не преувеличением является официальная формулировка о том, что Казахстан стал для многих и многих тысяч чеченцев, немцев, корейцев и людей других национальностей настоящим “вторым домом”, второй Родиной. Трудно тогда было всем, но вместе было легче. И именно в те годы были заложены принципиальные основы межнационального согласия, которыми независимый Казахстан так гордится сегодня.
Справились власти и с “приемом” многочисленных врагов советской власти. Жестко контролируемые Москвой и лично тов. Берия, местные “люди в погонах” лихо распоряжались судьбами сотен тысяч своих сограждан. И аббревиатуры “Карлаг” и “АЛЖИР” - скорбные тому напоминания.
Вот так и получилось, что, внеся свою лепту в разгром фашизма и подарив миру имена таких героев, как Панфилов, Момышулы, Тохтаров, Молдагулова, Маметова, Кошкарбаев, Луганский, Бигельдинов, и многих других, республика закрепила за собой еще и звание одной из “лагерных зон советского режима”. Белое и черное в реальной жизни всегда соседствуют рядом.
Чудовищное напряжение 4 лет войны, голод и героический труд, братская помощь и военные подвиги, несметные человеческие потери, лагерные унижения и ни с чем не сравнимое счастье Победы - вот о чем мы вспоминаем каждый год 9 мая. Но ничто не мешает нам вспоминать об этом и 7 ноября.
Вопрос: Почему мы не должны отмечать 7 ноября как дату рождения страны, частью которой была наша республика? Страны, которую казахстанцы защищали до последней капли крови. Страны, подарившей нашему старшему поколению во время войны дорогое чувство Родины, Отчизны, Отечества. Страны, власти которой умудрились в годы самого сильного сплочения всех наций республики устроить на ее территории огромные лагерные зоны для тысяч и тысяч ни в чем не повинных людей. И вот как раз об этом нам всем нужно вспоминать не 9 мая, а 7 ноября.

Целина и другие
стройки соцреализма

Молодое поколение наших сограждан вяло представляет себе пафос освоения казахстанской целины в 50-х годах прошлого века. Мое поколение помнит целину по причине зазубривания одноименного произведения, вышедшего в конце 70-х годов XX века за подписью тогдашнего лидера СССР Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Леонида Ильича Брежнева. Как сейчас помню первую фразу из этой эпохальной книжки про то, что будет хлеб - будет и песня. Это потом мы узнали, что ее написали опытные и талантливые журналисты и публицисты. А тогда на выпускном экзамене обязательным было сочинение по “Целине”. И попробуй не напиши!
Для старшего же поколения казахстанцев целина - это просто жизнь. Многие ведь именно тогда приехали жить в Казахстан. Потому что в стране было решено освоить ни много ни мало 42 миллиона гектаров совсем еще не тронутых плугом земель, большую часть из которых - в Казахстане. В феврале 1954 года Коммунистическая партия сказала “Надо!”, и советский народ, не успев даже сказать “Есть!”, уже оказался в продуваемых со всех сторон степях. Советские историки назвали эту эпопею “великой битвой в казахстанских степях”, и они не погрешили против истины. Пахота началась сразу в 6 областях: Кустанайской, Целиноградской, Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Тургайской и Павлодарской. Только по комсомольским путевкам на целину тогда приехали 500 тысяч парней и девушек. В период 1954-1958 годов там работало около 1700 колхозов и более 800 совхозов.
Энтузиазм был сумасшедший. Целинникам помогал весь Советский Союз: сотнями тысяч приезжали опытные агрономы, комбайнеры, трактористы, строители, зоотехники и т.д. И ехали люди туда в основном не по принуждению, а по чувству гражданского долга. Было такое чувство у большинства советских граждан. Воспитала его тогдашняя идеологическая машина. Мощная, надо признаться, была штука - не чета нашему нынешнему идеологическому “тамагочи”. Ведь сегодня публично сказанная фраза о гражданском долге у многих из нас вызывает или непонимание, или смех. Но это так, к слову.
В общем, целину героически подняли, а тов. Брежнев крепко подружился с Динмухамедом Кунаевым. Это сыграло впоследствии важную роль и в судьбе Динмухамеда Ахмедовича, и в истории Казахской ССР.
Не надо также забывать о том, что “под целину” в республике была создана мощная инфраструктура: тысячи километров дорог, тракторостроительный и машиностроительные заводы, мощные электрические сети, предприятия, производящие сталь, чугун, цветные металлы.
Казахстан как будто очнулся. В начале 60-х горожане стали жить сытнее, крестьяне наконец-то получили свои паспорта на руки, последние заключенные вышли из еще “сталинских лагерей”, с Байконура уже стали взлетать первые спутники Земли, а затем полетел и первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Главное же заключалось в том, что большинство жителей республики стали действительно советскими людьми. Войну они встретили подростками, об ужасах 30-х годов знали плохо, взрослели вместе с разоблачением “культа личности” тов. Сталина и другой жизни, кроме как социалистической, себе и не представляли. Потому-то именно с конца 50-х до начала 70-х годов праздничные демонстрации в стране 7 ноября были самыми веселыми и народными мероприятиями. Сравниться с ними могли, наверное, лишь новогодние празднества.
Вопрос: Почему мы не должны отмечать 7 ноября - день, который давал нашим дедам и отцам столько оптимизма и веры в завтрашнюю светлую жизнь? Зачем уподобляться Иванам да Ерикам, родства не помнящим? Неужели так трудно сделать 7 ноября праздничным днем хотя бы для того, чтобы уважить старшее поколение казахстанцев и еще раз официально сказать, что они не зря прожили свою жизнь.

Развитой социализм,
или Застой
по-советски

Выступление Н. А. Назарбаева, председателя Совета министров КазССР, депутата Верховного Совета КазССР, на XVI съезде Компартии Казахстана

Об этой поре помнят еще достаточно много казахстанцев. Появилось радио “Свобода” и “Голос Америки”. Из Лондона Сева Новгородцев, нещадно глушимый специальными станциями, рассказывал о современной музыке, капитализме и хреновой жизни в СССР. Зря рассказывал, потому что мы в это все равно не верили.
В 70-80-х годах прошлого века разрыв между словом и делом у власти достиг колоссальных размеров. В магазинах начался пожар дефицита любых товаров. В обществе окончательно закрепилось понятие “блат”. “Блатные” были хуже нынешних олигархов - потому что им принадлежала вся страна.
С другой стороны, пьяницу и лодыря с работы уволить было нельзя. Мешало неприятие социализмом безработицы. Его надо было “перевоспитывать” в родном коллективе. Самый забубенный инженер или младший научный сотрудник, проводящий большую часть своей трудовой жизни в перекурах, получал свои 120 рублей в месяц. И на это можно было жить. Потому что самым дорогим из ходовых товаров была бутылка водки стоимостью 3 рубля 62 копейки. Стакан кваса тянул на 3 копейки, проезд в автобусе - 5 копеек. Большая шоколадка стоила 20 копеек. Сапоги производства Венгрии оценивались в 70 рублей, а кожаный пиджак из Монголии - в 100 (только ты поди достань).
При этом всех благонамеренных граждан каждый год ждал отдых в санаториях и профилакториях всего Советского Союза - по профсоюзным путевкам (большую часть стоимости которых оплачивал профсоюз). Дети могли хоть все лето проболтаться в пионерском лагере (обычно путевка в него на одну смену стоила 12 рублей). Можно было “встать в очередь” на квартиру, машину, дачу, мебель. И многим в этой “очереди” везло - они получали то, что хотели. Причем квартиру совершенно бесплатно, с квартирной платой, исчислявшейся в рублях. Прибавьте к этому бесплатное образование и медицинское обслуживание.
На пенсию тогда посылали нечасто, ждали, когда человеку самому надоест работать. Но, выйдя, он пользовался рядом льгот и мог себе позволить съездить к родственникам, живущим в другой республике. Особое место в социальной иерархии занимали военные и работники правоохранительных органов. Они жили на всем готовеньком и без очереди. Даже на пенсии.
И уж совсем в диком сне можно было представить, что какой-нибудь преступник (даже убийца) решится покуситься на жизнь милиционера и завладеть его табельным оружием. Всего 25 лет назад это был нонсенс. А так как в стране был строжайший контроль за оружием, уркам приходилось довольствоваться или “самопалами”, или совсем уже старым оружием, сохранившимся после мировых и гражданской войн.

Перекресток улиц Калинина (ныне Кабанбай батыра) и Панфилова. 1955 год

Чтобы доехать на поезде из Алма-Аты в Москву, надо было заплатить от 36 до 54 рублей. Самолетом такое же путешествие обходилось в 62 рубля 50 копеек. Все остальные поездки внутри СССР стоили почти так же. А за 1000 рублей можно было съездить на теплоходе в круиз по Средиземному морю или вокруг Европы. И многие тогда действительно верили, что золотое содержание советского рубля составляет 0,987412 грамма чистого золота, а американский доллар стоит всего лишь каких-нибудь 76 копеек.
Жили 20-30 лет назад поголовно не богато, но бомжей, кроме Москвы да Ленинграда, в стране было немного. Людей устраивала спокойная и стабильная жизнь. В Алма-Ате она устраивала еще и потому, что лидер республики тов. Кунаев принялся вовсю благоустраивать столицу Казахской ССР. Тогда появились: новый аэропорт, Новая площадь, Дом дружбы, гостиница “Казахстан”, Дворец имени Ленина, искусственный каток “Медео”, самый большой в Союзе банный комплекс “Арасан”, мемориал 28-ми героев-панфиловцев, музей искусств имени Кастеева, крупные микрорайоны, два современных автовокзала, комплекс зданий КазГУ и прочее, и прочее.
Вопрос: Почему мы не должны отмечать 7 ноября, если большая часть взрослого населения республики с разной степенью ностальгии вспоминает советские времена?

* * *
Понятное дело, у нынешних власть имущих коммунизм уже наступил. Но ведь и простым гражданам республики хоть один раз в году можно вспомнить ту безмятежную жизнь, которой они недавно жили. Человеческая память избирательна - чаще она фиксирует хорошее. Так неужели наши власти не позволят нам в трудные годы строительства независимого, демократического, рыночного государства один раз в 365 дней вспомнить то хорошее, что было у нас в жизни раньше, и рассказать об этом своим детям и внукам?
Вот по всему и выходит, что другого такого дня, кроме как 7 ноября, для того, чтобы ВСПОМНИТЬ ВСЕ, что происходило в Казахстане в ХХ веке, - просто нет.
А назвать его можно так: День Согласия и Народной Памяти.
По-видимому, в этот раз мнение обозревателя принципиально совпадает с мнением редакции.

Храм Казанской Божьей матери поставлен в память основания алматинских поселений

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп