МАСТЕР-КЛАСС ФРАНЦУЗСКОГО ГОСТЯ
Дина Махметова
Алматинские театралы открыли для себя новое
имя режиссера - Жака Бурго
Такого
мы еще не видели - мало того, что форма спектакля достаточно
необычная (чтение - рассказ - представление), так еще и выбор
пьесы весьма и весьма оригинальный. “Елка у Ивановых” Александра
Введенского. Гремучая смесь абсурда с сюрреализмом.
Повествование, изобилующее нелепыми смертями и комичными ситуациями,
на сцене приобрело стройный и законченный вид.
Опытный французский режиссер Жак Бурго связал воедино все
нити этой стилистически запутанной пьесы. Балансируя на грани
страшного и смешного, он нашел ту критическую точку, где одно
переходит в другое.
Два часа представления пролетели как один миг. “Елка” вызвала
бурю оваций. Восхищал не только спектакль. Поражала сама мысль
о том, что, оказывается, можно за какие-то пять дней мастер-класса
добиться серьезных результатов.
Секреты творческой кухни мы решили узнать у мастера...
- Господин Бурго, расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
- Мастер-класс, результаты которого вы видели сегодня, - это
только начало большой театральной программы. Она называется
“Международная летающая академия Маркуса Цонера” и предполагает
проведение практических семинаров для людей разных театральных
профессий. Мой мастер-класс - для актеров. За ним должны последовать
тренинги для режиссеров, сценографов, критиков. Конечно, сейчас
трудно сказать, что из всего этого получится. Как бы то ни
было, я рад, что мой семинар - в числе первых.
- Что это за волшебная методика, по которой вы работали
с актерами?
- Ничего сверхъестественного. Обычный репетиционный процесс.
Сначала мы работали с текстом. И я старался понять, что чувствует
каждый, читая этот текст. Потом мы начали обживать пространство,
много импровизировали. Можно сказать, мы пытались завести
мотор нашего воображения. Это очень ответственный момент.
Если мотор заводится, можно двигаться дальше, если же нет,
придется возвращаться назад. К счастью, проблем не возникало.
Я считаю, мне повезло с учениками. Они настоящие профессионалы,
несмотря на свою молодость. Играют с полной самоотдачей, не
боятся проявлять инициативу и, что самое главное, умеют работать
в группе. От этого в конечном счете зависит успех всего предприятия.
- Почему вы выбрали именно эту пьесу?
- “Елка у Ивановых” привлекает меня сразу несколькими моментами.
Во-первых, мне интересен сюрреализм. Мне импонирует особая
логика мечты, присутствующая в такого рода пьесах. Фантастичность
ситуаций. Простор для фантазии. Я ставил драмы Роже Витрака,
других сюрреалистов, имена которых, может быть, ничего вам
не скажут. Дело в том, что сейчас в Европе все большее число
молодых драматургов пробует свои силы в этом направлении.
Во-вторых, я люблю экспериментировать с ритмом и движением.
Пьеса Введенского как нельзя лучше подходит для этих целей.
- В этой постановке для вас очень важен текст. Пробовали
ли вы когда-нибудь отказаться от cлова и заменить его пластикой?
- Нет. Мне кажется, текст и движение дополняют друг друга.
Их нельзя противопоставлять. То, что мы не можем выразить
словами, мы говорим на языке движений и жестов. И наоборот.
С другой стороны, у каждого из этих начал есть свои преимущества.
Движение зачастую красноречивее любых слов, к тому же оно
не нуждается в переводе и пояснении. А там, где живая человеческая
речь, там музыкальность и богатство интонаций.
- Сейчас в кино стало модно снимать непрофессиональных
актеров. Был ли у вас опыт подобных экспериментов в театре?
- Я предпочитаю работать с людьми, которые получили классическое
театральное образование. Понимаете, чтобы выпустить качественный
спектакль, который будет пользоваться зрительским спросом,
нужно задействовать в нем лучшие актерские силы. Можно, конечно,
пригласить непрофессионала - человека, в котором есть какая-то
изюминка. Вполне вероятно, что это оживит спектакль, привнесет
в него свежую струю. Только не спасет от разного рода досадных
неожиданностей. Поэтому я выбираю профессионалов. Таких, как
те молодые актеры, с которыми я работал в Алматы.
Досье НП
Жак Бурго - актер, режиссер, театральный педагог.
Получил образование в Королевской консерватории в Брюсселе
(Бельгия), в центре театрального обучения Ловайн и в Международной
театральной школе Жака Лекока в Париже.
Преподает актерское мастерство и драматургию в ряде европейских
и американских университетов.
С 1978 года живет в Париже.
Автор, постановщик и исполнитель моноспектаклей: “Дон
Кихот” (1988), “Ланцелот” (по Томасу Малори), “Леопольд
Блум” (по Джеймсу Джойсу), “Жорж Данден” (по Мольеру),
“Вершинин” (по Чехову), “Оберон” (по Шекспиру).
Работал в кино как актер, снимался в фильмах Стефана Шнайдера,
Ричарда Дембо, Джона Марбо и Роже Планшона.
В настоящее время является художественным руководителем
созданной им театральной антрепризы “AZAR”. |
|