18 октября 2002
№ 42 (230)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Частная таможня

Светлана Грибанова

Мингосдоходов почило в бозе, но дело его живет. То, о чем писало “НП” все лето, свершилось. Частная компания, выбранная специалистами упраздненного МГД, получила эксклюзивный доступ ко всей конфиденциальной коммерческой информации казахстанских импортеров. А также эксклюзивное право устанавливать для них цены, по которым тем надлежит растаможивать ввезенный товар. Предприниматели в шоке!

За последний год бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, и так ощутили на себе усиление финансового бремени. Любой товар, приходящий из-за границы, должен отлежаться 5-6 дней на складе временного хранения (СВХ), пока будут проходить таможенные процедуры. Каждый день хранения груза на СВХ обходится в кругленькую сумму. Но СВХ - это не просто склад, это государство в государстве. Со своими автопогрузчиками (платными), бригадами грузчиков (платными), автотранспортом (платным). В итоге за все это платит конечный потребитель товара, то есть мы с вами. Недавно добавилась еще одна статья расходов.
“НП” уже неоднократно задавалось вопросом, почему в 2000 году был разорван контракт со швейцарской фирмой Societe Generale de Surveillance (SGS), осуществлявшей так называемую предотгрузочную инспекцию на таможне. Другими словами, она занималась проверкой соответствия декларируемых импортером цен действительным, то есть тем же самым делом, которое теперь доверено фирме ICS.
Упраздненное недавно Министерство госдоходов в 2001 году по поручению правительства разработало правила проведения независимой экспертизы таможенной стоимости импортируемых товаров, а также провело тендер по выбору компании, которой поручат проводить экспертизу.
В результате вместо крупной компании SGS, признанного во всем мире специалиста в своей области, МГД заключило контракт с фирмой ICS неизвестного происхождения. Впрочем, министерству, скорее всего, было известно, откуда сия компания родом и детали ее деятельности. Например, такие: ICS не входит в Международную федерацию инспекционных агентств (IFIA).
По словам юриста Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Максата Тлегенова, для того чтобы стать членом федерации, компании нужно доказать свой профессионализм. Сначала она должна пройти аккредитацию во Всемирной таможенной организации, затем - в ВТО и только после этого может претендовать на членство в IFIA. Остается только догадываться об уровне профессионализма победителя тендера (проведенного Мингосдоходов), который так и не попал в эту уважаемую организацию.
А может быть, организаторы тендера купились на опыт работы ICS в развивающихся странах, таких как Либерия, Зимбабве и другие африканские государства? Можно сюда прибавить две бывшие республики СССР, ныне государства СНГ, где, по словам Максата Тлегенова, компания ICS оскандалилась.
Много вопросов, а возможный ответ - всего один: если контракты заключаются не с лидерами профессионального рынка, то это кому-то очень нужно. Может быть, тому, кто является учредителем с казахстанской стороны ТОО “АйСиЭс Инспекшн энд контрол сервисез Казахстан”? Мы не хотим сказать, что всякая крупная компания - это благо на рынке, а мелкая - изначально наперсточник. Просто больно уж кусок велик. Осуществляя инспекцию всех (!) без исключения импортных сделок, компания-эксперт будет зарабатывать ежегодно десятки миллионов долларов.
Если победителем тендера оказывается крупная мировая компания, для нее это один из контрактов - и не более того. Если же такой жирный кусок выпадает мало кому известной фирме, которая благодаря этому подряду существует и кушает хлеб с маслом и черной икрой, то слишком велик шанс, что фирму эту вынудят (или же она сама захочет) отблагодарить тех, благодаря кому победа состоялась. А аппетит, как известно, приходит во время еды.
И вот в зависимость от такой компании поставлены казахстанские предприниматели-импортеры. Редко можно наблюдать в наших бизнесменах такое единодушное неприятие, какое они проявили к ICS. В то же время многие считают, что независимая экспертиза нужна. Только проводить ее должны компании-профессионалы, известные на мировом рынке и дорожащие своей деловой репутацией.
Однако, по свидетельству Максата Тлегенова, в правительственном постановлении №782, которым введены новые правила экспертизы таможенной стоимости импортируемых товаров, 22 пункта и 30 нарушений законодательства РК. Например, один из пунктов устанавливает, что оплата услуг независимого эксперта производится исходя из стоимости дополнительно доначисленных сумм таможенных платежей. Значит, компания изначально заинтересована в завышении таможенных платежей.
Кроме того, инспекционная компания получает все копии грузовых таможенных деклараций (ГТД). В Гражданском кодексе, законах о таможенном деле и о защите частного предпринимательства дается понятие коммерческой тайны. Любые сведения, которые предприниматель считает коммерческой тайной, не подлежат распространению. А грузовая таможенная декларация однозначно содержит коммерческую тайну, и поэтому является документом, который может быть использован только госорганами и только в таможенных целях.
Получая копии ГТД, независимые эксперты из компании “ICS Казахстан” получают доступ к бухгалтерии каждого импортера на территории Казахстана. А как они используют в дальнейшем полученную информацию, зависит только от их личностных качеств.
Несмотря на все эти аргументы, в августе 2002 года появляется приказ МГД, подписанный и.о. министра Н. Рахметовым, которым утверждены “Правила взаимодействия таможенных органов и независимого эксперта по проведению независимой экспертизы соответствия таможенной стоимости товаров, импортируемых в РК, их качеству и количеству, передачи и приема документов, проставления печатей независимого эксперта”.
Следом и.о. председателя Таможенного комитета утверждает образцы номерных печатей ТОО “АйСиЭс Инспекшн энд контрол сервисез Казахстан”. И дает команду всем начальникам таможенных управлений и таможен издать внутренние приказы об утверждении списков независимого эксперта “АйСиЭс Инспекшн энд контрол сервисез Казахстан” с правом доступа в рабочее время представителей компании в здания, на территорию и в помещения таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, зоны таможенного контроля”.
Генеральная прокуратура услышала доводы предпринимателей и 20 сентября внесла в правительство представление на постановление №782, в котором предложила устранить несоответствие его закону.
Кто победит в этом противостоянии: Генпрокуратура, действия которой поддерживают предприниматели страны, или влиятельные лоббисты интересов ICS? Во всяком случае, в доходную часть бюджета-2003, по словам Максата Тлегенова, уже заложено 2 миллиарда тенге, которые должны поступить в результате деятельности этой компании. А в расходную - 800 миллионов тенге (почти половина этой же суммы!) - на содержание этой структуры. Вот такой вот бизнес!

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп