18 октября 2002
№ 42 (230)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Реставратор

Наш собеседник - Ханат Кымызович Туякбаев, генеральный директор Республиканского государственного ремонтно-строительного и реставрационного управления.

Казахстан отметил 2000-летие одного из древнейших городов на Великом шелковом пути - Тараза. Устроителей торжеств обвиняли в излишней пышности мероприятий на фоне бытовых лишений современных таразцев. Но было бы непростительной расточительностью похоронить в забвении то, что хранит еще земля Казахстана - наши корни, истоки, память. Основная работа велась задолго до официальной даты юбилея, занимались ею реставраторы. Наш собеседник - Ханат Кымызович Туякбаев, генеральный директор Республиканского государственного ремонтно-строительного и реставрационного управления.
- Восстановление памятников тюркоязычного населения - наша работа. Ремонтируем мы также театры, объекты республиканского значения. На что имеется лицензия. Нашим ведомством ведется плановая работа каждый год во всех областях, не только управление по проведению разных мероприятий. Просто так сложилось. Преобладают работы с памятниками вдоль Шелкового пути.
Вообще же в Казахстане около 25 тысяч памятников. Но о них было известно еще 10-15 лет назад. Из них 18 тысяч памятников взяты на учет. Более 20 тысяч паспортизированы. Из них более 300 памятников республиканского значения. Речь идет о недвижимых памятниках. Но есть еще балбалы, кулпытасы, койтасы - в некрополях Мангистауской, Актюбинской областей. Работы по выявлению новых памятников приостановлены. Восстановление памятников Тараза - лишь эпизод нашей работы.
В этом году под эгидой ЮНЕСКО отмечается не только 2000-летие Тараза. Но также своеобразный юбилей, 1500-летие эпоса “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”. Могила народных героев находится в Восточном Казахстане, в Аягузском районе, рядом с селом Тарла-Улы.
- Можно предположить, что памятный всем после крушения Советского Союза период “бури и натиска”, стихийного переустройства всех сфер жизни общества, сказался и на вашей отрасли?
- Черный период в истории казахстанской реставрации - 1993-1995 годы. Они принесли много потерь и были самыми тяжелыми в этот период экономики. Выделение средств на восстановление памятников было мизерным или не выделялось вовсе. Кадры, которые мы обучали десятки лет, оставались без работы. Кое-как некоторые организации мы приводили в кооперативы, другие формы.
В 1994 году после почти вынужденного ухода Туякбаева в ведомстве, где он успешно работал много лет, начались реформы: на базе треста “Казреставрация” и института “Казпроектреставрация” и семи музеев-заповедников организовали департамент культурного наследия. Департамент просуществовал около года и развалился.
- В составе треста “Казреставрация”- до плачевных реформ - находилось 19 специальных научно-производственных реставрационных мастерских в центре каждой области. В составе мастерских трудилось до трехсот человек - рабочих, специалистов, десятки видов транспорта, в том числе водовозы, трактора, так как 70 процентов памятников в Казахстане являются степными и находятся в отдалении от центров и городов.
После развала департамент был расформирован. С горечью вспоминает Ханат Кымызович, как уникальные трестовские мастерские были переданы местным исполнительным органам.
- В Алматы трест был переименован в Республиканское ремонтно-строительное управление, куда меня и пригласил работать министр Мамашев в 1995 году.
Когда я пришел, здесь уже не было ни мастерских, ни лабораторий, ни производственных баз, ни офисов. Возрождение казахстанской реставрации было трудным, поэтапным, началось оно с 1996 года. 1998 по 2000 годы - туркестанский период. По 2002 год - таразский период. А ведь не все страны бывшего постсоветского пространства сумели поднять свою реставрационную отрасль. В Таджикистане, Узбекистане, Киргизии реставрационные работы давно заморожены. Туркестан - святое место тюркоязычных народов. Уникальный памятник Ходжа-Ахмета Яссауи был восстановлен казахстанцами совместно с представителями Турции.
В том же 1995 году Республиканское ремонтно-строительное управление под руководством опытного специалиста Ханата Кымызовича Туякбаева выполнило объем работ на сумму 6-7 миллионов тенге на ремонте и реставрации зданий филармонии, гимназий. На вырученные деньги в виде накладных расходов восстанавливали телефонную связь, свет и воду в своем управлении. Постепенно открылся филиал в Туркестане. Продолжилась работа по восстановлению филиалов в областных центрах в виде филиалов в Джамбуле, Талдыкоргане, Туркестане, Алматы.

Мавзолей Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.) в Таразе - до восстановления и после.
К слову, ведомству Х. Туякбаева были выделены отдельные средства, не имеющие ничего общего с теми печально известными 2-мя миллиардами тенге, выделенными государством в акимат города Тараза к празднованию юбилея. Как известно, произошла “утечка” названной суммы. На реставрацию, консервацию и музеефикацию памятников истории и культуры древнего Тараза Республиканское государственное ремонтно-строительное и реставрационное управление получило из госбюджета 40 миллионов тенге в прошлом году и чуть большую сумму в 2002-м. Реставрировано и воссоздано шесть объектов, ровно наполовину выполнено восстановительных работ памятника Айша-Биби, остальное будет завершено в августе будущего года.

- Иногда кажется, что это отмирающая в наши дни профессия - реставратор.
- Быть реставратором - не каждому дано. Это связано с такими видами работ, которые требуют большой усидчивости, кропотливости, терпения, вдумчивости. Нужна также склонность к народному творчеству, ремеслу. Здесь работают люди, любящие историю, свое дело. Как сказано в Экклизиасте: “Покажи мне твою работу, ибо никто не придет за меня, не покажет мне мой труд”. Каждый раз, когда что-то получается, что-то рождается из ничего, в нашем случае - возрождается в соответствии с историческими документами, это свидетельствует о работе высокого профессионала. Такие люди у нас есть. К ним можно отнести заслуженного реставратора Казахстана Нышана Умурзакова. Целые бригады, - семьи Раметовых, Кабдрахмановых, Исмагиловых, Быстринкиных, Бухарбаевых.
- Есть какие-то особые требования к реставраторам?
- Когда реставратор работает в святых, священных местах, от многого он должен отказаться. От водки - это само собой разумеется. Не имеет права курить в том месте, где работает. Нельзя в этих местах сквернословить, кричать. Но, по нашим наблюдениям, те люди, кто работает на священных объектах, через полгода сами перевоспитываются. Человек невольно очищается здесь. Я это заметил. Так было в Туркестане. Если до сдачи всех объектов к 1500-летию люди относились к памятникам почти равнодушно, то после празднования юбилея, открытия памятников, увеличилось более чем в три раза число посещений святых мест в городе Туркестане, памятника Ахмету Яссауи. Это заметно по числу купленных посетителями билетов.
- Над чем сегодня работают реставраторы? Вы как бы в стороне от шумных общественных баталий?
- Не всегда все бывает однозначно и гладко. В свое время после развала департамента, когда началось восстановление прежних структур в “Казреставрации”, на нас писали докладные с обвинениями на руководителей. В 1998 году вернули основной костяк специалистов, восстановили частично оборудование - отремонтировали печи по изготовлению старых образцов кирпичей.
Сегодня события по работе по проектам полны определенного драматизма. Но истина рождается в спорах.
- Как руководителю вам приходилось сталкиваться с непониманием коллег?
- Трудно пришлось именно в период восстановления нашей отрасли. Первые месяцы на восстановительных и реставрационных работах памятников истории и культуры Туркестана, к 1500-летию города, тяжело было управлять людьми. Они привыкли к некой анархии за последние три-четыре года (1994-1995 годы), когда была безработица, безверие, люди жили на границе советского периода и духовного периода, который, несомненно, наступает. Люди были растеряны, не знали, куда приложить свои силы. Забыли даже как вести себя. Приходят на работу и смотрят на тебя, ждут, когда ты что-то скажешь. Такие покорные, что мне самому жалко на них смотреть, будто они мои рабы.
Работы нет, зарплаты нет. Дома жена, дети. Все эти обстоятельства будто отняли у людей достоинство. Через месяц-два они убеждаются, что их обеспечивают работой, строительными материалами, спецодеждой, что появился заработок... В 11 утра и в 16.00 мы организовали им завтрак и полдник: чай с баурсаками, булочки, что-то еще... Такое внимательное отношение преобразило людей. Многие трудились на объектах по 10-12 часов при жаре до 45 градусов. По моим наблюдением, люди “вкалывали” так, как будто изголодались по работе. Бросались на порученное дело. Мы предлагали им в самое пекло отдыхать в тени некоторое время. Они благодарили, но продолжали. Им нравилась работа, но был также момент страха: вдруг на мое место примут кого-то другого. Много желающих. Из пяти человек брали одного. Отдавали предпочтение тем соискателям, кто был в свое время в основном костяке специалистов. Прикрепляли к ним учеников-помощников.
- Вы сказали, что Казахстан стал на путь духовности. Но с вами могут не согласиться многие граждане страны, которые задавлены проблемами, лишены возможности работать, учить своих детей.
- В истоке возрождения национальных традиций стоял Узбекали Джанибеков. Именно он, став замминистра культуры в 70-х годах, первым делом взялся за возрождение национальной традиционной культуры всего Казахстана, тюркоязычного населения. Восстанавливал религию. С именем Узбекали Джанибекова связана вся реставрация, возрождение, модификация, консервация, исследование всех памятников истории культуры Казахстана.
Духовное возрождение - небыстрый процесс, но он происходит. После празднования 1500-летия города Туркестана и в самом городе, и в окрестностях, туркестанском оазисе, люди стали иными. Видимо, таково воздействие на них святых мест. А также их личное отношение к этим священным объектам - памятнику Ахмета Яссауи, иным святым местам, количество которых более 20. Изменилось поведение людей: если раньше они могли бросить окурок, громко говорить, не следить за своей речью, то сейчас картина изменилась.
Я сам часто бываю у памятника Ахмету Яссауи и наблюдаю, как здесь установилась атмосфера спокойствия, тишины и духовности. Могу сказать о себе: в таких местах я забываю обо всем плохом и чувствую себя так, будто наступил какой-то праздник. Так же и рабочие, причем не только казахи и узбеки, но и представители всех национальностей: русские, украинцы, уйгуры - все. Это говорит о том, что духовность и вера - главная основа человека. Это вполне материальная вещь, которая влияет на человека.

Досье “НП”
Ханат Кымызович Туякбаев с марта 1979 года был принят старшим инженером отдела объединения “Казреставрация” в городе Алма-Ате по приглашению Узбекали Джанибекова. Через полгода назначен начальником “Алматыреставрация”, затем через 2 года - начальником управления “Алматыреставрация”. С 1988 года по 1993-й - управляющим трестом, когда объединение “Казреставрация” было переименовано в трест.
Затем ушел из этой системы. В 1995 году снова был приглашен уже другим министром, Талгатом Мамашевым, на ту же должность.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп