Деньги из паутины
Интернет-бизнес. Газеты и сайты, как один, предлагают
быстро обогатиться, всего лишь кликая клавишами. Еще больше
заманчивых проектов - вложить деньги в Интернет и быстро их
“прокрутить”. Как могут уживаться “продажа воздуха” времен
дикого капитализма и современные технологии - попытался разобраться
корреспондент “НП” Ион ЭМЕРИ
Расхожее
мнение, что интернет-бизнес сейчас “загибается”, сформировалось
после череды громких банкротств компаний так называемой новой
экономики в IT-секторе. Имеет ли это отношение к Казахстану?
Лишь отчасти.
Иван Купцов, директор компании “Глобус консалтинг”, говорит:
“Западная интернет-тусовка придумала термин “новая экономика”,
где все якобы не так, как в экономике обычной, и сама же в
это поверила. Тем более что интернет-компаниями заинтересовались
профессиональные инвесторы. Потом, начиная с 1996 года, с
появлением возможности дистанционной игры на бирже в секторе
новой экономики пришло огромное количество частных, то есть
непрофессиональных, инвесторов. Это и сыграло решающую роль.
У фондовиков есть поговорка: “Не путай мозги с бычьим рынком”.
Рынок растет, инвесторы считают, что их игра - абсолютно верная,
гордятся собственной прозорливостью, хотя на самом деле процесс
надувания пузыря идет по своим внутренним законам. И этот
пузырь всегда лопается - рано или поздно, чудес не бывает.
Те же, кто что-то вложил и потерял, пусть пеняют на себя.
Давайте вольем сто тысяч долларов, раскрутим сайт, а механизм
возврата этих денег придумаем потом?! Теперь все вернулось
на реалистические рельсы. Новой экономики не существует. Интернет
- это лишь средство, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы
в традиционной экономике”.
А ведь еще совсем недавно интернет-ресурсы создавались исключительно
в расчете на бурный рост IT-рынка - с целью дальнейшей перепродажи.
По разным оценкам, казахстанские сетевые проекты за несколько
лет получили около 10 миллионов долларов инвестиций. Однако
не все они были использованы целевым образом, так что реальные
вложения меньше. Практически все опрошенные нами эксперты
сходятся на том, что Интернет должен быть не целью, а средством.
Только тогда можно играть на поле онлайновых продаж почти
без риска. (Сейчас то и дело можно слышать, что многие проекты
интернет-магазинов, которые изначально создавались с целью
дальнейшей продажи, будут постепенно свернуты.)
Ведь сетевая торговая точка является частью обычного онлайнового
проекта, вот здесь-то и получается экономить на вспомогательной
инфраструктуре (склады, служба доставки, бухгалтерия) и рекламе.
За последнее время наметился рост и в секторе корпоративных
сделок через Интернет. На этом поприще сегодня трудятся уже
несколько компаний. Некоторые из них могут похвастаться полученным
доходом. В этой ситуация положение может кардинально измениться
с выходом на рынок крупных игроков.
Кризис доверия
Один из способов заработка в Интернете в целом - размещение
рекламы на популярных ресурсах. И ситуация здесь даже скандальнее,
чем в области онлайновых продаж. Причина понятна: именно в
интернет-порталы шел основной вал инвестиций, и именно они
принесли инвесторам наибольшее разочарование (валовой доход
от онлайновой рекламы на порядок меньше, чем от продаж товаров).
Сейчас инвесторы хотят вернуть хоть часть своих денег, что
создает почву для конфронтации. Например, уже который месяц
крупные порталы сражаются с рекламной рассылкой так называемым
спамом, хотя, по мнению некоторых экспертов, их действия непоследовательны.
Ерлан Назар, замдиректора портала арар. kz: “Спамеров можно
не любить, как и тех, кто организует рассылку буклетов по
почтовым ящикам. Владельцы порталов, например, говорят о неэтичности
действия спамеров, которые, перегружая почтовые ящики пользователей,
фактически крадут деньги, заплаченные ими за доступ в Интернет.
При этом никто не вспоминает о баннерах, всплывающих на экране
компьютера. Если говорить о времени доступа, которое теряют
на этом пользователи, то это еще вопрос, кто из них наиболее
неэтичен - спамеры или баннерщики. Спамеров не любят просто
потому, что стоимость почтовой рекламы на порядок ниже баннерной,
что, естественно, не позволяет зарабатывать интернет-порталам
тех денег, которые они могли бы заработать”.
Тут будет уместно заметить, что спам, в отличие от баннера,
отключить нельзя. Но это неважно. Так или иначе денег в сфере
интернет-рекламы действительно немного. Расхожая цифра - 300-500
тысяч долларов в 2001 году. Компания АБК приводит иные данные
- не менее 2 миллионов долларов. Хотя на этом рынке вообще
никто никому не верит, даже когда речь идет о перспективах
интернет-рекламы.
Ярослав Хохлов, руководитель проекта Rica. kz: “Объемы рекламы
в Интернете неуклонно сокращаются и будут падать до нуля.
Останется разве что имиджевая реклама, а “кликовая” сойдет
на нет. Уровень “кликабельности” упал с 5-7 процентов, когда
баннеры только начали появляться, до 0,1-0,3 процента. Баннеры
неэффективны, к тому же их эффективность никого не волнует
- все строится на откатах. Думаю, до конца года большинство
проектов, живущих от рекламы, просто разорятся”.
Хотя, если разобраться, рентабельных проектов не так много.
К примеру, у наших соседей-россиян в хороший месяц выходит
на безубыточность Lenta.ru. Окупаются сайты компьютерной тематики:
iXBT, 3Dnews (затраты на их содержание составляют 10-15 тысяч
долларов в месяц, и рекламу на такую сумму они привлекают
легко). Anekdot.ru, Price.ru, Travel.ru рентабельны чуть ли
с самого основания и давно отбили вложенные в них деньги.
У нас же пока немного компаний, которые могут похвастаться
успехами. Тем не менее можно смело утверждать, что в целом
Е-бизнес в Казахстане сегодня выгоден, не говоря уже о его
перспективах.
|