18 октября 2002
№ 42 (230)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Возвращение мастера

Дина Махметова

На сцену театра имени М.Ауэзова вернулся всеми любимый, неподражаемый Асанали Ашимов. Он радует сердца зрителей в спектакле Рубена Андриасяна “Перед заходом солнца”

Старинный особняк, богатое праздничное убранство, цветы и толпа восторженных почитателей. И вот под звуки джаза, сливающиеся с возгласами восхищения, выходит Маттиас Клаузен - Асанали Ашимов. Зал взрывается аплодисментами. Аплодируют не столько герою, сколько любимому артисту, встречи с которым ждали так долго.
Маттиас Клаузен, ученый и предприниматель, празднует свое семидесятилетие. Вокруг него - все те, кто дорог ему, на кого он возлагает надежды. Самые близкие - дети и друзья. И как же становится горько, когда выясняется, что ими движут не самые благородные интересы.
Нет, их нельзя назвать бессердечными корыстолюбцами. Спектакль Рубена Андриасяна - добротная психологическая драма, и мотив наследства в ней не главное. Скорее, герои - немного эгоисты, обманувшиеся в своих ожиданиях. Дети, которые по-настоящему любят отца и считают, что он должен всецело принадлежать им. И когда в его жизнь входит Любовь в облике юной и прекрасной Инкен Петерс (Назгуль Карабалина), чувствуют себя глубоко оскорбленными, забытыми и ненужными. И с детской ревностью, проснувшейся вдруг во взрослых, серьезных людях, мстят...
Тем и страшна эта месть, что она порождена любовью. Дети пытаются спасти отца от пагубной, по их мнению, страсти. “В твоем возрасте надо избегать потрясений!” - вот подтекст, слышащийся за всеми их уговорами и упреками. А если человек чувствует себя молодым? Если он хочет летать, как эта девочка Инкен, которая от радостного волнения порхала по саду, предвкушая скорую встречу с ним? Разве может кто-нибудь запретить человеку быть счастливым?
Не получилось по-хорошему, решили действовать по-плохому. Пустили в ход крайнее средство. Не погнушались подлости. Объявили отца сумасшедшим. Что может быть тяжелее и унизительнее? “К моим советам никто не прислушивается, моим словам никто не верит”, - сокрушенно говорит Маттиас Клаузен. В этой сцене Асанали Ашимов великолепен. В исповеди его героя прорывается долго сдерживаемая горечь и беспредельная тоска от сознания того, что они, самые близкие, грубо вычеркнули его из своей жизни, когда не смогли приручить.
Инкен... Только она у него осталась, хорошая, добрая девочка. Верное, любящее сердце, не способное обмануть и предать. Натерпелась она в борьбе за любовь, настрадалась и повзрослела. Сменила белое девичье платьице - цвет юности - на панцирь кожаной куртки, спрятала под этой маской свою ранимую душу и отважно бросилась на врага, покусившегося на самое заветное и святое. В финале спектакля в ее руках даже появляется револьвер. С решимостью человека, которому больше нечего терять, она защищает покой умирающего Маттиаса. Она еще не знает о том, что он принял яд, но инстинктивно чувствует грозящую им вечную разлуку.
Сцена прощания любящих - блестящий пример удачного актерского ансамбля. Здесь нет вспышек горестных чувств и воплей отчаяния. Все построено на полутонах. И в то же время это нечто невероятное по своему эмоциональному накалу. Когда умирающий Маттиас с тихой нежностью шепчет Инкен последнее признание в любви, когда она отвечает ему, уже обретшему вечное успокоение, отвечает, зная, что он ее не слышит, - трудно удержаться от слез. И это не те дешевые слезы, которые обильно выжимают у зрителей до жути сентиментальные мелодрамы, а слезы потрясения от встречи с подлинной Трагедией. Трагедией, облаченной в плащ таких узнаваемых, знакомых каждому чувств и страстей.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп