11 октября 2002
№ 41 (229)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    События  

Когда деньги считают, их становится меньше

Андрей Губенко

У Казахстана, как некогда у всякого советского служащего, два бюджета, два виртуальных кошелька, из которых он, смотря по обстоятельствам, черпает на жизнь. Первый - так называемый “белый”, или, чтобы не впасть в иезуитство, “серый” - собственно бюджет, посредством которого легальные возможности обслуживают официальные потребности. Хотя и здесь многое уходит, что называется, сквозь пальцы.
Однако имеется у правительства и своя “заначка”, “черная” амбарная книга, дебеты-кредиты которой окутаны мраком тайны. До известных пределов такая ситуация, будем реалистами, может, и допустима. Тревогу надо бить тогда, когда “черная касса” становится приоритетной.

Для многочисленной армии государевых людей верным источником формирования “черного” бюджета на протяжении последних лет служит деятельность национальных компаний. Именно поэтому, на наш взгляд, они до сих пор благоденствуют, несмотря на постоянную критику, звучащую в обществе в их адрес. Несмотря на очевидное несовершенство - если не сказать, порочность - этого института. Впрочем, не будем повторяться. Поговорим о более актуальном.
Денег всегда не хватает. А когда их считают, то, вопреки рекламе, их становится еще меньше. Считают же их по преимуществу осенью, когда начинаются прения по бюджету на следующий год. Те, кому положено по должности, изо всех сил стремятся изыскать дополнительные средства - и их, разумеется, можно понять. Вопрос в том, у кого их “изыскать”. Хотя это, конечно, не вопрос, а так, известная субстанция... Взять их можно только у тех, у кого они есть. А в Казахстане - и это ясно даже младенцу - деньги водятся лишь у нефтяников. Вот их и будем “щучить”.
Так, наверное, рассуждают чиновники, формирующие бюджет. И не только в нынешнем составе правительства. Нападки на нефтяные компании присущи и раннему периоду кабинета Балгимбаева. И правительство Токаева начинало с вызова нефтяников “на ковер” во все контролирующие инстанции. И нынешний кабинет - не исключение. Завидное постоянство наталкивает на вывод, что на самом деле это - позиция (или же точнее сказать - политика) отдельных фигур, переходящих из правительства в правительство и формирующих для каждого вновь назначенного премьера пакет вопросов и проблем.
Если следовать этой логике и дальше, получается, что фигуры эти дожидаются такого премьера, который политику их претворит в жизнь. А потом сам же за нее и будет отдуваться. Почему? Попробуем разобраться.
Многие нефтяные компании имеют льготы и преференции, законность которых как будто не подвергается сомнению. А в отдельных контрактах, например, даже оговорена стабильность налогового режима в течение всего срока его действия. Но очень скоро ситуация может радикально измениться.
Вот уже полтора года в мажилисе обсуждается проект нового закона “Об инвестициях”, нормы которого разительно отличаются от содержания ныне действующих законов “О государственной поддержке прямых инвестиций” и “Об иностранных инвестициях”. Если коротко, прежних льгот и преференций он не предусматривает. Оговоренная же предпочтительность контрактов перед национальным законодательством с правовой точки зрения мало что значит (ведь они не ратифицированы парламентом). Таким образом, возможность пересмотра контрактов с иностранными инвесторами таки появляется.
Вопрос на самом деле очень непростой, потому законопроект и задержался в парламенте уже на полтора года. Тем не менее в один прекрасный день закон могут принять в нынешнем виде, что чревато самыми серьезными последствиями для отечественной экономики.
Но дело даже не в экономических раскладах. Самая главная ценность на земле - справедливость, она признается и царями, и ворами, и зарубежными инвесторами, и отечественными фискалами. Справедливым ли будет изменение правил? Не будем забывать: когда в начале-середине 90-х сюда пришли иностранные инвесторы, они пришли совсем в другой, не нынешний Казахстан. Был огромный политический риск, что все начинания пойдут прахом. Это раз.
Далее, тот же “Шеврон”, например, вкладывал деньги в Тенгиз - безусловно богатое, перспективное месторождение, но ведь к началу 90-х требовавшее громадных денег, которых у независимого Казахстана попросту не было.
Нужно было завозить новое оборудование, ремонтировать десятки скважин и бурить новые. А каждая новая скважина - это миллионы долларов. Да, можно было бы заставить иностранцев с каждого вложенного в месторождение миллиона заплатить нехилый налог, но, во-первых, они бы увезли свои миллионы в другие страны, где фискальный климат помягче. А во-вторых, не разумнее ли было сделать так, чтоб эти деньги работали, в конечном счете, на будущее страны, а не поступили в казну, где (чего греха таить), скорее всего, были бы разворованы? В итоге пришли к компромиссу: рисковавшие инвесторы получили льготы по оплате налогов, а Тенгиз год за годом наращивает добычу.
Это только один пример.
Кстати, и сегодня, как и тогда, иностранные инвесторы не зря едят хлеб, в смысле, пользуются налоговыми преимуществами. Раз уж мы заговорили о “Шевроне”: СП “Тенгизшевройл” приступило к реализации двух крупных инвестиционных проектов стоимостью под 2 миллиарда долларов. Разве это недостаточная компенсация за полученные от Казахстана льготы? А теперь представим, что эти самые льготы отменяются: будут ли построены завод второго поколения на Тенгизе и завод по закачке сырого газа (а равно и множество других объектов в разных уголках Казахстана) - и кто от этого потеряет? Только не зарубежные инвесторы; они просто переключатся на развитие инфраструктуры, к примеру, Нигерии.
Не поймите нас превратно, мы говорим это вовсе не из любви ко всему иностранному. Просто потенциальная отмена знаменитой “шестой статьи” (ст.6 Закона РК “Об иностранных инвестициях”, гарантирующая стабильность законодательного регулирования) - шаг, последствия которого выйдут далеко за рамки правового или экономического содержания.
Ведь именно эта шестая статья в мировых бизнес-кругах давно стала символом инвестиционного климата нашей страны, весомым признаком того, что Казахстан строит цивилизованный рынок и приглашает к взаимовыгодному партнерству. Достаточно послушать представителей западных правительственных и бизнес-кругов на деловых семинарах и презентациях! Это вопрос имиджа Казахстана на мировой арене, это, повторимся, дело чести и справедливости.
Стоит ли говорить, что изыскание дополнительных средств в бюджет очередного года, лежащее на другой чаше весов, - компенсация за потерю лица совсем не равноценная (да и может ли такая быть)? Голый финансовый расчет раскройщиков госбюджета, игнорирующих политическую составляющую вопроса, может привести к более худшим последствиям. Тем более что представление - мол, деньги в Казахстане водятся только у нефтяников, - уже давно заблуждение. Вот мы и подошли к теме национальных компаний.
Почему бы правительству, прежде чем трясти, как Буратино, богатеньких иностранных инвесторов, не поискать денег в других тумбочках? Почему бы не обратить взор на национальные компании, вклад которых в бюджет (тот, что “серый”) далеко не соответствует их заработкам? Достаточно сличить доходную часть годовых отчетов нацкомпаний, расходную и их налоговые отчисления.
Нет, правительство не только не желает сделать из национальных компаний бюджетных доноров, а как будто, напротив, стремится превратить их в экономических солитеров. Взять хотя бы ситуацию вокруг Атырауского НПЗ, реконструировать который решили во что бы то ни стало, даже несмотря на очевидную экономическую нецелесообразность. Причем само нынешнее руководство “КазМунайГаза”, в систему которого предприятие входит, относится к проекту весьма сдержанно, учитывая, что поставлять нефть на предприятие ему придется по заведомо заниженной цене - по 70-80 долларов за тонну при среднегодовой экспортной порядка 180.
То есть при поставке только одного миллиона тонн потери составят 100 миллионов долларов, а мощности завода рассчитаны, слава богу, на целых пять. Ранее, напомним, аналогичные, если не большие, потери компания несла при поставках нефти на Украину, на Херсонский НПЗ, часть акций которого она какого-то резона прикупила (только цена была еще более низкой - по 60 американских “гривен” за тонну).
А ведь что означают эти убытки? Кредит на реконструкцию АНПЗ дают японцы под правительственную гарантию. И, следовательно, чуть ли не запланированно невозвратный кредит будет отдаваться из бюджета. Из каких таких средств? А вот у того же “Шеврона” и возьмут. У американцев отнимут, японцам отдадут! Отлично! Казахстан в новой роли международного экономического жандарма.
Боимся, однако, что отнюдь не подобного рода амбиции руководят нашими чиновниками. Они просто хотят иметь деньги на карманные расходы. Расчет прост: изыскивать дополнительные средства для пополнения бюджета, тряся нацкомпании, “недальновидно”. Ведь бюджет утверждается парламентом, он пусть и с “серой жилкой”, но прозрачен. А “черная касса” национальных компаний практически неподконтрольна, вернее, финансовые потоки замыкаются на уровне соответствующих курирующих министерств, на каких-нибудь специальных людях в высоком ранге, а далее наверх идут гладкие цифры, проверить которые затруднительно. Вот и превратились национальные компании в особую касту, которую фискалам ни при каких обстоятельствах нельзя трогать - ведь “черный нал” всем нужен, а большим людям с большими планами - особенно.
Обо всем этом, впрочем, мы можем только догадываться. Но, кстати, именно подобные схемы - отличная питательная среда для коррупции, война которой объявлена в Казахстане. В расходной части бюджетов нацкомпаний слишком велик компонент “откатов”, “шапок” и “черного нала”.
Впрочем, допускаем, что руководители правительства и не догадываются об этом. А нацкомпании для них - лишь удобный способ финансирования не прописанных в бюджете мероприятий и программ. В таком случае остается надеяться, что после этой нашей статьи какая-то реакция с их стороны все-таки последует.

Вот уже полтора года в мажилисе обсуждается проект нового закона “Об инвестициях”, нормы которого разительно отличаются от содержания ныне действующих законов “О государственной поддержке прямых инвестиций” и “Об иностранных инвестициях”. Если коротко, прежних льгот и преференций он не предусматривает

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии