11 октября 2002
№ 41 (229)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Культура  

Золотое сечение

Махаббат Узакова

Известный “поклонник линии” Армат Бектасов недавно вернулся с Йоханнесбургского форума, где произвел фурор своим манифестом.
Умиротворенность. Нежные пастельные тона. Ненавязчивость образов скульптур и полотен настраивает на философский лад: в камерной обстановке частной галереи “Шахар” прошла наша встреча с художником, наделавшим столько шума на Западе

- В чем суть вашего манифеста, который, как я слышала, поддержали многие художники Запада?
- Сначала мне хотелось бы сказать слова благодарности меценату Казахбаевой Гульдане.
В том, что действительность существует независимо от нашего сознания, а искусство есть проявление духовной деятельности, стремящейся ее осознать.
Моя задача как художника стремиться, насколько возможно полнее приблизиться к действительности, слиться с ней и наиболее ярко ее раскрыть, создавая искусство общечеловеческих ценностей в изобразительной форме, создавая идеологию понимания мира по принципу единства и целостности.
Еще Платон в своем позднем произведении “Филеб” говорил о красоте линий, поверхностей и пространственных форм, не зависимых от всякого подражания видимым предметам. Такого рода геометрическая эстетика, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловно абсолютный характер.
Живопись должна порвать с подражательным искусством. Задача ее заключается теперь в разработке формы “ради символа формы”, разработке цвета “ради символа цвета”, в создании “знаковой архитектуры цвета”, ее динамической поэзии.
- Своими картинами вы расшифровываете родовые знаки, наскальные рисунки?
- Да. И в исследовании этого процесса мне очень помогло изучение родовых знаков кочевников, рунической письменности, принципов формальных построений скифо-сакского стиля, петроглифики, в основе которых лежит линейная знаковая пластика.
- То есть один символ может по-разному истолковываться?
- Да. Например, кто-то в моих символичных работах может увидеть силуэт женщины, кто-то - образ коня...
- То есть непрерывно продолжающаяся линия ведает о разном?
- Конечно. Все зависит от мироощущения человека...
Мы знаем орнаменты. Но звено, откуда у нас оно появилось, утеряно...
- Может быть, ваши картины и есть своеобразное среднее звено? Восприятие на невербальном уровне...
- Вполне может быть.

Закон чистой линии
- Что для вас линия?
- Я вижу в линии первичный постоянный элемент, имеющий свою еще дознаковую силу образности. Пластический язык линии в сверхлаконизме.
Приведение линии к ритмическому композиционному единству с использованием симметрии и открытого мною принципа линейных форм.
- Для вас линия - праматерь начал?
- Линия - это движения траекторий энергоинформационных процессов, лежащие в основе рождения предметов и явлений.
- Мы знаем, что линия - совокупность точек... И я заметила, в ваших композициях никогда не прерывается. Почему?
- Потому что эти всегда уходят дальше, в бесконечное пространство. Эту безграничную жизнь, которая гармонично объединяет все противоречия.
- Вы принимаете кубизм Малевича?
- Конечно. Например, Пит Мондриан, голландский художник, который бесспорно является одним из основоположников абстрактного искусства, сказал: “Постепенно мне стало ясно, что кубизм не сделал логических выводов из своих собственных открытий; он не довел абстракцию до ее высшей цели выражения чистой реальности. Я чувствовал, что эта реальность может быть выражена только посредством чистой пластики, чтобы создать чистую реальность.
- В ваших работах чувствуются буддистские настроения...
- Вообще, я мусульманин. Но стараюсь найти золотую середину...
- Азия ортодоксальна, Европа излишне материальна. Может, вы своим творчеством и нашли золотую середину?
- Может быть. Я обыгрываю языческую тему. Символику тенгрианства.
- Наверное, неспроста в ваших работах использованы пастельные тона?
- Искусство номадов научило меня видеть философию открытого чистого цвета, которое имеет принципиальное значение в моих композициях.
- Что для этого необходимо?
- Свести формы природы к постоянным элементам формы, а естественный цвет к первичному цвету.
Изучив теорию и практику многих модернистских направлений, таких как кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм, супрематизм, лучизм, концептуализм, мне представляется, я приблизился к ответу на вопрос, поставленный Мондрианом, - добиться чистой пластической выразительности максимально очищенной природной формы.

Поиск истинного лица
- Путешествие вашей линии очень затейливо. Своей формой она словно говорит о неком медитативном состоянии.

- Вы правы. В моих работах каждый видит свое. Это не реальное искусство...
Я считаю, что истинное лицо проявит себя, если принимать события легко, без усилий.
Тело и ум, свободное от всех мотиваций, всегда появится как пустота и абсолютное тождество. Это за пределами всех концепций, за пределами бытия и небытия. Оставь свои бесчисленные знания, впечатления, понимания и иди в эту необъятность пространства. Когда ты пришел в эту протяжность, в твоем сердце нет и пятнышка символов и знаков, а когда в тебе нет ни пятнышка знаний, ты обретаешь истинное видение линий. Истинная правда похожа на необъятное пространство, которое содержит все явления. Когда ты можешь приходить и идти во всем все одинаково, когда нет ничего специфически твоего ни внутри, ни снаружи, когда ты соответствуешь высокому и соответствуешь низкому, соответствуешь квадратному и соответствуешь круглому - тогда это То. Пустота моря позволяет волнам подниматься.
- Вы обыгрываете тему пустоты...
-...И неспроста. Бесконечная Вселенная всегда стоит перед нашими глазами. Бесконечно большое и бесконечно малое безразлично, ведь определения исчезли и никакие границы не видны. Точно так же с бытием и небытием.

ГАЛЕРЕЯ “ДЕН КЛАБ”
(ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Арт-критик,
куратор Даг Биндер:

- Мне доставляет огромное удовольствие впервые представить работы Армата Бектасова. Нас познакомил известный музыкант Марат Бисенгалиев. Армат представил мне коллекцию своих картин и скульптур. У меня было преимущество видеть первым его произведения. Качество его работ, чувство линий и колорита произвело на меня большое впечатление. Тогда я предложил Армату персональную выставку в галерее “Ден Клаб”. Это первая часть целевой выставки Армата. Я надеюсь провести здесь большую ретроспективную выставку в течение одного-двух годов. В настоящее время перед нами открыт вкус цвета, разнообразие качества и богатство его работ. Я уверен, что выставка будет иметь большой успех и будет принята очень хорошо.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии