Золотое сечение
Махаббат Узакова
Известный “поклонник линии” Армат Бектасов недавно вернулся
с Йоханнесбургского форума, где произвел фурор своим манифестом.
Умиротворенность. Нежные пастельные тона. Ненавязчивость образов
скульптур и полотен настраивает на философский лад: в камерной
обстановке частной галереи “Шахар” прошла наша встреча с художником,
наделавшим столько шума на Западе
- В чем суть вашего манифеста, который, как я слышала,
поддержали многие художники Запада?
- Сначала мне хотелось бы сказать слова благодарности меценату
Казахбаевой Гульдане.
В том, что действительность существует независимо от нашего
сознания, а искусство есть проявление духовной деятельности,
стремящейся ее осознать.
Моя задача как художника стремиться, насколько возможно полнее
приблизиться к действительности, слиться с ней и наиболее
ярко ее раскрыть, создавая искусство общечеловеческих ценностей
в изобразительной форме, создавая идеологию понимания мира
по принципу единства и целостности.
Еще
Платон в своем позднем произведении “Филеб” говорил о красоте
линий, поверхностей и пространственных форм, не зависимых
от всякого подражания видимым предметам. Такого рода геометрическая
эстетика, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловно
абсолютный характер.
Живопись должна порвать с подражательным искусством. Задача
ее заключается теперь в разработке формы “ради символа формы”,
разработке цвета “ради символа цвета”, в создании “знаковой
архитектуры цвета”, ее динамической поэзии.
- Своими картинами вы расшифровываете родовые знаки, наскальные
рисунки?
- Да. И в исследовании этого процесса мне очень помогло изучение
родовых знаков кочевников, рунической письменности, принципов
формальных построений скифо-сакского стиля, петроглифики,
в основе которых лежит линейная знаковая пластика.
- То есть один символ может по-разному истолковываться?
- Да. Например, кто-то в моих символичных работах может увидеть
силуэт женщины, кто-то - образ коня...
- То есть непрерывно продолжающаяся линия ведает о разном?
- Конечно. Все зависит от мироощущения человека...
Мы знаем орнаменты. Но звено, откуда у нас оно появилось,
утеряно...
- Может быть, ваши картины и есть своеобразное среднее
звено? Восприятие на невербальном уровне...
- Вполне может быть.
Закон
чистой линии
- Что для вас линия?
- Я вижу в линии первичный постоянный элемент, имеющий свою
еще дознаковую силу образности. Пластический язык линии в
сверхлаконизме.
Приведение линии к ритмическому композиционному единству с
использованием симметрии и открытого мною принципа линейных
форм.
- Для вас линия - праматерь начал?
- Линия - это движения траекторий энергоинформационных процессов,
лежащие в основе рождения предметов и явлений.
- Мы знаем, что линия - совокупность точек... И я заметила,
в ваших композициях никогда не прерывается. Почему?
- Потому что эти всегда уходят дальше, в бесконечное пространство.
Эту безграничную жизнь, которая гармонично объединяет все
противоречия.
- Вы принимаете кубизм Малевича?
- Конечно. Например, Пит Мондриан, голландский художник, который
бесспорно является одним из основоположников абстрактного
искусства, сказал: “Постепенно мне стало ясно, что кубизм
не сделал логических выводов из своих собственных открытий;
он не довел абстракцию до ее высшей цели выражения чистой
реальности. Я чувствовал, что эта реальность может быть выражена
только посредством чистой пластики, чтобы создать чистую реальность.
-
В ваших работах чувствуются буддистские настроения...
- Вообще, я мусульманин. Но стараюсь найти золотую середину...
- Азия ортодоксальна, Европа излишне материальна. Может,
вы своим творчеством и нашли золотую середину?
- Может быть. Я обыгрываю языческую тему. Символику тенгрианства.
- Наверное, неспроста в ваших работах использованы пастельные
тона?
- Искусство номадов научило меня видеть философию открытого
чистого цвета, которое имеет принципиальное значение в моих
композициях.
- Что для этого необходимо?
- Свести формы природы к постоянным элементам формы, а естественный
цвет к первичному цвету.
Изучив теорию и практику многих модернистских направлений,
таких как кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм, супрематизм,
лучизм, концептуализм, мне представляется, я приблизился к
ответу на вопрос, поставленный Мондрианом, - добиться чистой
пластической выразительности максимально очищенной природной
формы.
Поиск
истинного лица
- Путешествие вашей линии очень затейливо. Своей формой она
словно говорит о неком медитативном состоянии.
- Вы правы. В моих работах каждый видит свое. Это не реальное
искусство...
Я считаю, что истинное лицо проявит себя, если принимать события
легко, без усилий.
Тело и ум, свободное от всех мотиваций, всегда появится как
пустота и абсолютное тождество. Это за пределами всех концепций,
за пределами бытия и небытия. Оставь свои бесчисленные знания,
впечатления, понимания и иди в эту необъятность пространства.
Когда ты пришел в эту протяжность, в твоем сердце нет и пятнышка
символов и знаков, а когда в тебе нет ни пятнышка знаний,
ты обретаешь истинное видение линий. Истинная правда похожа
на необъятное пространство, которое содержит все явления.
Когда ты можешь приходить и идти во всем все одинаково, когда
нет ничего специфически твоего ни внутри, ни снаружи, когда
ты соответствуешь высокому и соответствуешь низкому, соответствуешь
квадратному и соответствуешь круглому - тогда это То. Пустота
моря позволяет волнам подниматься.
- Вы обыгрываете тему пустоты...
-...И неспроста. Бесконечная Вселенная всегда стоит перед
нашими глазами. Бесконечно большое и бесконечно малое безразлично,
ведь определения исчезли и никакие границы не видны. Точно
так же с бытием и небытием.
ГАЛЕРЕЯ
“ДЕН КЛАБ”
(ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Арт-критик,
куратор Даг Биндер:
- Мне доставляет огромное удовольствие впервые представить
работы Армата Бектасова. Нас познакомил известный музыкант
Марат Бисенгалиев. Армат представил мне коллекцию своих картин
и скульптур. У меня было преимущество видеть первым его произведения.
Качество его работ, чувство линий и колорита произвело на
меня большое впечатление. Тогда я предложил Армату персональную
выставку в галерее “Ден Клаб”. Это первая часть целевой выставки
Армата. Я надеюсь провести здесь большую ретроспективную выставку
в течение одного-двух годов. В настоящее время перед нами
открыт вкус цвета, разнообразие качества и богатство его работ.
Я уверен, что выставка будет иметь большой успех и будет принята
очень хорошо.
|