27 сентября 2002
№ 39 (227)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Розыгрыш по полной программе

Ион ЭМЕРИ

Среднестатистический казахстанец тратит на лотерейные билеты крайне мало - около полудоллара в год. В Сингапуре, например, эта статья расходов составляет 423 доллара США. Однако специалисты предсказывают, что в отечественном лотерейном бизнесе зреет настоящий бум. На чем основан этот прогноз, разбирался корреспондент “НП”

Достоверных данных о том, сколько денег крутится в казахстанском лотерейном бизнесе, сегодня нет. Экономисты оценивают его оборот в 8 миллионов долларов в год. Правда, есть и такое мнение, что на каждый декларированный тенге прибыли приходится 14 теневых. Чтобы понять, кому светят лакомые куски лотерейного пирога, стоит ознакомиться с их особенностями.

Кто выходит в тираж
В тиражных лотереях (их еще называют “бинго”) игрок покупает билет, заполняет его определенным образом и ждет, совпадут ли результаты розыгрыша с выбранной цифровой комбинацией. Объемы продаж напрямую зависят от телевизионных “лотерейных” трансляций. По оценкам экспертов, сегодня для раскрутки лотереи уровня “ТВ-Бинго” нужно от 1 до 3 миллионов долларов. При профессиональном подходе к делу через полгода игра становится безубыточной, а уже через 18 месяцев она начинает приносить прибыль.

Уно моменто
Моментальные лотереи начали плодиться в Казахстане после 1991 года, и за короткий срок их число перевалило за 20. Спрос не поспевал - некоторые цветные “картинки” продавались годами. Популярность завоевали лотереи с дешевыми билетами или же не со столь дешевыми, но сулящими крупный выигрыш, который лотерейщики называют “маяком”.
Экономика моментальной лотереи проста. Количество выпущенных билетов умножается на их номинальную стоимость - общая выручка. Половина ее перечисляется в призовой фонд, другую половину делят между собой учредитель, оператор и реализатор билетов.
Оператор, который привлекает в качестве прикрытия ту или иную организацию, отчисляет ей за эксплуатацию доброго имени не слишком большую сумму - иногда это всего 2 процента объема продаж. Иногда операторы моментальных лотерей жадничают и выпускают билеты, вовсе не обеспеченные выигрышами. Подобные эксперименты привели к тому, что “моменталкам”, по словам реализаторов, верят все меньше игроков.
Не последнюю роль в успехе моментальной лотереи играет распределение выигрышей по билетам. Проект, где на 50 билетов приходится один счастливый, долго не проживет. Чаще всего выигрышным бывает каждый 18-й или 20-й билет, иногда 12-й. Оптимальный вариант распределения призового фонда выглядит так: 10 процентов - крупные выигрыши, 30 процентов - средние и 60 процентов - мелкие. Нарушение пропорции может привести к тому, что игра “встанет”. Так, в одной из лотерей был заложен хороший “маяк” - на миллион билетов приходилось десять автомобилей, однако средних и мелких выигрышей практически не было. И реализация встала.
По мнению специалистов, фирма, которая хочет долго и счастливо работать в “моментальном” сегменте, должна проводить одновременно четыре-пять лотерей и печатать билеты разных номиналов - и дешевые, и дорогие. И хотя запуск моментальной лотереи не требует суперзатрат (около 500 тысяч долларов), стабильный доход может обеспечить лишь распространение билетов по всему Казахстану. А такой масштаб, считают эксперты, почти не освоен.

Игра на линии
Попытки организовать нечто подобное лотереям on-line (всемирным в реальном времени) в нашей стране уже предпринимались. Правда, за основу брались не классические лотереи, а тотализатор. К примеру, был проект по трансляции из Лондона лошадиных и собачьих бегов. На терминалах, расположенных в барах, кафе и ресторанах, игроки могли делать ставки. Однако затея оказалось пустой - заезды на английских ипподромах наших игроков не слишком заинтересовали.
Возможности быстрой связи делают лотерейный бизнес суперперспективным.
Олжас Увалиев, замдиректора АО “Лотерея” считает: “Сегодня для сбора данных перед розыгрышем требуются сутки, системе on-line будет достаточно пяти минут. За пять минут до тиража реализация билетов прекращается, и сразу можно увидеть, какие билеты проданы, а какие нет”.
По мнению специалистов, съевших собаку на этом деле, чтобы электронная лотерея, работающая в режиме реального времени, приносила доход, нужна сеть терминалов по всему Казахстану. Для этого только в первый год понадобится около 10 миллионов долларов США. Учитывая, что на полноценное развитие такого проекта потребуется лет пять, затраты увеличиваются до 50-55 миллионов, что несопоставимо с деньгами, необходимыми для раскрутки традиционных лотерей.
Однако прогнозируемые доходы в секторе on-line впечатляют не меньше - называют суммы, превышающие полмиллиарда долларов. По словам консультанта одного из департаментов Министерства финансов Ергали Абуова, “играющих в лотерею у нас около миллиона. Тому, кто предложит им интересную игру, да еще в режиме on-line, коммерческий успех гарантирован”

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии