06 сентября 2002
№ 36 (224)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 


Триумф

Галина ГАЛКИНА

Любите ли вы наш отечественный казахстанский балет, как он того заслуживает? Так же, как любят свой россияне, как гордятся собственными звездами балета пермяки, как ценят выпускников нашего Алматинского хореографического училища имени А.В.Селезнева на Западе и в той же России. К слову, в Российской Федерации сократили на 15 лет выслугу артистам балета, а в Казахстане наши танцоры уходят на пенсию по возрасту, в то время как по естественным показаниям карьера артиста балета заканчивается к 35 годам. Улан Атауллаевич Мирсеидов почти пять лет - директор Алматинского хореографического училища. И он свидетельствует, что в своем отечестве недостаточно ценят собственный балет.

Звезда по имени Александра
Выпускница Алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева Александра Суродеевав конце июля нынешнего года завоевала серебряную медаль и звание лауреата на престижнейшем международном конкурсе артистов балета “Варна-2002”, а также приз пресс-жюри (годовую подписку на журналы “Великобритания” и “Балет”).

Гран-при этого конкурса можно сравнить с “Оскаром” в киноискусстве или с золотой медалью на Олимпийских играх. И планка Варны хореографической столь высока, что гран-при за всю историю конкурса не присуждается никому. Единственный, кто был удостоен высокой награды, - Владимир Викторович Васильев. Все выдающиеся танцоры современности участвовали в этом конкурсе. Самый первый конкурс артистов балета прошел в Варне в 1962 году, председателем которого была Галина Сергеевна Уланова.

В этом году состоялся 20-й, юбилейный конкурс, в котором приняли участие 126 представителей более чем 20 стран мира. Председателем жюри был народный артист России Юрий Григорович. Александра Суродеева выступала в младшей группе танцоров - от 15 до 19 лет (старшая группа - с 19 до 26 лет). Участие танцоров из Казахстана стало возможным благодаря спонсорской поддержке фонда “Сорос-Казахстан”.

Дипломная работа Саши Суродеевой - 2-й акт “Лебединого озера”. Училище закончила с отличием.

- Конкурс в Варне - это определенный экзамен, очень важный для начинающего артиста балета. Много было волнений - перед жеребьевкой, выходом на сцену, во время ожидания оценок жюри. Конкурс дает большой рост - в техническом плане, артистическом и даже психологическом. Проходит страх сцены. Огромная конкуренция с выпускниками санкт-петербургской вагановской школы, московской. Особенно мне понравились выступления Арсена Мехрабяна из Армении, Ирины Колесниковой, Анастасии Коллеговой, польской танцовщицы Изабеллы Соколовской, единственной из младшей группы, кто танцевал па-де-де. На третий тур вышли не более 15 человек из всех 126 участников.

Поступление Саши Суродеевой в Алматинское хореографическое училище было почти случайным и сегодня обретает черты легендарности. Родители привели в училище старшую сестру Саши, но преподаватели, увидев Александру, которая оказалась здесь “за компанию”, угадали в ней большой природный дар, попросили девочку исполнить несколько па, и участь ее была решена. Сестра не прошла по состоянию здоровья. Саша из второго класса общеобразовательной школы поступила сразу в пятый, так как по программе училища детей принимают после 3-4 классов сразу в пятый. По ее признанию, вначале училась на “тройки”, но постепенно оценки выправила. Выдерживала большие нагрузки - по общеобразовательным и спецпредметам.

Профессиональная победа в Варне - не первое достижение Александры Суродеевой. Впервые Саша выступала в открытом международном конкурсе хореографических училищ в Новосибирске, когда ей было 13 лет. Была удостоена звания дипломанта. Затем международный конкурс артистов балета и хореографов “Арабеск-2000”, где Александра стала обладательницей приза Нины Ананиашвили “Самая талантливая - среди самых юных”. В 2001 году состоялся конкурс в Хельсинки (Финляндия) - звание дипломанта. Конкурс в Москве, который проводится раз в четыре года, - четвертое место в дуэте. В “Арабеске-2002” Суродеева становится обладательницей приза Мариуса Петипа “За чистоту и академизм классического танца”. Санкт-Петербург - международный конкурс “Ваганова-приз”, звание дипломанта и поощрительный приз.

После окончания училища Александра Суродеева направлена в труппу Театра оперы и балета имени Абая, но после победы в “Варне-2002” ангажирована двумя театрами Германии - в Висбадене и Штутгарте - на место ведущей балерины.

Метаморфозы
Алматинское хореографическое училище основано в 1934 году Селезневым Владимиром Александровичем. Селезнев ходил по детским домам, по дворам и улицам, чтобы собрать детей и приобщить их к большому искусству. Сегодня директор “Селезневки” - Улан Атауллаевич Мирсеидов.

- Мы в преддверии большого юбилея: в 2004 году училищу исполнится 70 лет. Учебное заведение заслужило и завоевало огромный авторитет не только в постсоветском пространстве, но и на международной арене. У нас работают высококвалифицированные преподаватели. Училище стоит в одном ряду с хореографическими школами Санкт-Петербурга, Москвы и Перми.

Среди учеников Улана Мирсеидова - восемь лауреатов. В 1995 году в Сеуле Антон Богов завоевал золотую медаль. В первом выпуске Мирсеидова-педагога учился Дмитрий Сушков, сегодня он - премьер ГАТОБ имени Абая. Нурлан Абугалиев танцует в “Труппе Голованова” ведущие партии. Выездная труппа - по 6-7 месяцев работает в Европе и США.

Выпускники Алматинского хореографического училища - Надежда Грачева - прима-балерина Большого театра России, народная артистка СССР Наталья Чеховская, работает в Москве, Рамазан Бапов, находящийся в США, Сержан Кауков, живущий в Москве, Антон Богов - премьер Национальной оперы Словении, Бахытжан Смагулов и Нурлан Канетов - в Казани. В Казахстане - Лейла Альпиева, Гульфайрус Курмангожаева.


- Самым престижным событием для Алматинского училища в 1998 году было присуждение первого места и вручение золотой медали на конкурсе “Ваганова-приз” в Санкт-Петербурге нашему выпускнику Сержану Каукову.

Вечные ценности
Только в Москве находятся более двадцати выпускников Алматинского хореографического училища. Они полностью реализуют себя в творчестве и вполне обеспечены материально.

Сержан Кауков год проработал во Франции, затем получил приглашение в театр Германии. Сейчас он находится в Москве в статусе свободного танцора балета, занимается концертной деятельностью. Здесь театр снял Сержану и его супруге двухкомнатную квартиру в центре, труппа оплачивает расходы за жилье, которое постепенно отойдет артисту балета из Казахстана. Он постоянно ангажирован лучшими труппами России и Европы, с которыми подписывает контракты.

- В “НП” была публикация о Сержане Каукове “Возвращенец” в прошлом году. На тот момент Сержан женился, искал квартиру для семьи, но так и не решил проблем с обустройством, хотя у него были намерения работать в родном театре. Год скитался по квартирам и общежитиям.


Вас как педагога не тревожит ситуация с “утечкой” артистов за рубеж? Или это нормальное явление?


- Сегодня мы живем в демократичном обществе, где существует прозрачность, открытость, полная свобода выбора. Это раньше были обязательными отработки после выпуска. А сегодня по положению Министерства образования мы не имеем права держать кого-то против его воли. Выпускники получают свободный диплом.

Потребность в артистах балета велика. Мы готовим ежегодно 25 артистов балета, их буквально “расхватывают” труппы Астаны и Алматы. Лучшие подписывают контракты с российскими, европейскими, американскими коллективами.

Творческий век артистов балета короток по возрасту, поэтому они стремятся реализовать себя как можно более полно. Наиболее интересные предложения - за границей: разноплановые спектакли, разнообразный репертуар, интересные поездки, мировое признание. Немаловажна материальная сторона: если здесь артист балета в среднем получает 60-70 долларов в месяц, то на Западе только за один выход - 300-600 долларов. Здесь нужно год работать, чтобы получить такие деньги. Подобную ситуацию переживает не только наше хореографическое искусство. Так же обстоят дела в России.

В адрес директора училища раздаются обвинения от руководителей театральных трупп и руководства министерства в том, что училище работает “на Запад”, что восемь лет государство бесплатно обучает танцоров, которые потом покидают родину. Но это лексика советских времен. Лучшие танцоры-казахстанцы говорят, что “завтра же приехали бы сюда, если бы условия были приемлемыми - крыша над головой и интересная творческая работа”. Как известно, ГАТОБ имени Абая 4 года стоял полупустым. Сегодня идет возрождение театра, Ренат Салаватов способен поднять его из “руин”.

- Видимо, благосклонные взоры общественности балетного искусства обращены не только на талантливых выпускников Алматинского хореографического училища имени А.В.Селезнева, но и на ярких педагогов этого учебного заведения. Вы не получали интересных предложений как педагог?

- Конкурс - это не только соревнование за медаль, на международных смотрах определяется уровень любой школы. Наша школа отличается чистотой академизма, что подтверждают победы наших учащихся и выпускников на различных конкурсах. Не скрою, получал весьма привлекательные предложения. Выезжаю на мастер-классы в Европу, Россию, другие регионы, где за один класс зарабатываю столько, сколько здесь за месяц. Бывают соблазны принять и более крупное предложение. Сегодня я в раздумье - и не только из-за меркантильных соображений, но также из-за больших проблем, которые подчас кажутся неразрешимыми. Не хочется оставлять училище, в котором я проработал уже более десяти лет.

Бенефис
Мирсеидов предполагает, что казахстанский менталитет не позволяет отнести хореографическое искусство к престижной и доходной отрасли культуры. Трудно доказывать чиновникам уникальность и сложность искусства. Коллеги Мирсеидова на Западе не понимают, как такая известная школа, как наша, имеет подобные проблемы. В США и на Западе в искусство балета вкладываются огромные деньги.

- В течение пяти лет мы не можем добиться, чтобы наше училище получило статус как уникальное, единственное учебное заведение - академическое хореографическое училище. Это необходимо, так как у нас в условиях реформ в отечественном образовании возникают трудности. Раньше мы относились к Министерству культуры, что было нормально, а сейчас - к Министерству образования. Чиновники нашего Департамента среднего специального образования не понимают специфичности обучения в нашем училище. Мы никак не можем войти в государственный стандарт среднего специального образования.

Может быть, пришел момент Министерству образования выслушать нас, возможно, создать комиссию, ввести в министерство специалистов по хореографическому искусству, чтобы реально помочь училищу, придать ему особый статус, добавить к “стандарту” особые пункты, учитывающие нашу специфику. Считаю, что идеальный вариант для нас - относиться к Министерству культуры, как это принято в России. Наш заказчик - Министерство культуры, а подчиняемся мы Министерству образования. Возможно, нам не только помогут достойно провести юбилей училища, но также разберутся в названных проблемах.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии