ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД
Байзулла Акижанов,
полковник в отставке, участник воздушных парадов в г.Москве
(после войны)
18 августа 1933 года в Советском Союзе впервые был введен праздник День Воздушного Флота СССР
Трудно передать словами те чувства, которые я испытываю всякий раз, когда смотрю хронику воздушного парада над Красной площадью и Тушинским аэродромом. Восхищаясь волнующим зрелищем слаженного строя воздушных колонн бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, летящих над Москвой, всегда вспоминаю воздушный парад, состоявшийся 18 августа 1946 года. Это был первый послевоенный воздушный парад, посвященный Дню Воздушного Флота СССР.
“Наш 95-й гвардейский Рава - Русский Краснознаменный штурмовой авиационный полк - базировался на аэродроме Дядьково (г.Ярославль). Мы в феврале-марте переучивались на самолет “Ил-10”, принимали участие в первомайском воздушном параде, а затем в Ногинске, на учениях, где отрабатывалась тактика применения штурмовой авиации.
В начале июля полк перелетел на аэродром Чкаловский (Москва), и некоторых летчиков отправили в дома отдыха. Я и мои однополчане Михаил Миков, Николай Субботин отдыхали под Москвой, и вдруг телеграмма: “Срочно прибыть на Чкаловский аэродром для подготовки к параду”. Вскоре мы включились в тренировки. Кто служил в армии, тот хорошо знает, как отрабатывают строевой шаг в составе рот. Так же и мы шлифовали “шаг” в плотном строю самолетов. Вообще, воздушный парад - это напряженная и не всегда безопасная работа. Поэтому скрупулезными были разборы тренировочных полетов. Летали через день: в начале строем звена “клин”, потом - поэскадрильно строем “клин” из звеньев. Перед воздушным парадам провели две репетиции сбора сотен боевых самолетов, вылетающих большими группами из разных, далеких друг от друга аэродромов. Очень сложное это дело: флагманский самолет должен вывести всю эту армаду на Тушинский аэродром в заданное время. Надо отметить, что после каждого тренировочного полета в составе армады бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков мы вылезали из кабин своих “Ил-10” в насквозь мокрых комбинезонах.
В день парада - 18 августа 1946 года - с утра солнце припекало. На аэродроме трава не шелохнется. Перед летчиками, стоящими с планшетами и шлемофонами в руках, проносят овеянное славой воздушных боев за Родину Боевое Знамя 5-й гвардейской Запорожской Краснознаменной ордена Суворова авиационной штурмовой дивизии.
... Ракета с СКП - это команда: “По самолетам!”, зарокотали моторы. На взлет выруливает самолет комдива генерала Леонида Коломейцева. Длинной цепью за ним остальные самолеты подрулили к взлетной полосе... Взлет.
Мой “Ил-10” - в воздухе. Слышны короткие, по-особому четкие слова будущих групп. Занимаю место запасного первой девятки, т.е. пристраиваюсь к правому звену, держу интервал и дистанцию 50х50 м. Под моим самолетом мелькают реки, перелески, серые полоски шоссе, блестят нитки железных дорог, зеленый пушок полей.
Воздушная колонна собрана. Ровная полоса звеньев и эскадрильи бомбардировщиков. Я хорошо вижу, как с земли, помогая нам (вернее, флагману и ведущим колонн) выдержать точный курс, беспрерывно вспыхивает, искрится яркий пунктир светомаяков, направленных на встречу парадной колонны. Мы над городом Пушкин. Где-то слева Тушинский аэродром. Контрольные точки. Вот город Истра. Флагман начал разворот влево.
Мы вышли на последнюю прямую и подлетали к Тушинскому аэродрому. Это я понял по докладам и команде командующего парадом.
- Идете правильно? Время выдерживайте. До точки осталось 30 секунд. Молодцы!
Я не видел Тушинского аэродрома: весь сросся со своим Илом. Узнал о проходе над ним только из команды ведущего колонны штурмовиков генерала Коломейцева:
- Внимание!.. Проходим!
Мое дело - держать дистанцию и интервал. Любое отвлечение внимания для летчика опасно. При столкновении на малой высоте не успеешь и сообразить, как матушка-земля примет тебя в свои объятия...
В эфире слышен позывной командующего парадом генерал-лейтенанта Сбытова:
- Молодцы, “горбатые”! Следуйте на точку.
В то мгновение я с гордостью представил мой “Ил-10”, летящий со своими однополчанами над Тушинским аэродромом в плотном строю, а за нами со свистом пролетающие тройки первых реактивных МиГов и ЯКов. Армада эта олицетворяла мощь воздушного флота страны-победительницы. И мы от имени тысяч летчиков отдавали торжественный салют москвичам и зарубежным гостям.
Впоследствии мне пришлось принимать участие в воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом в Москве 1 мая, 7 ноября, 18 августа до 1948 года включительно. В прошлом году на авиационном шоу в Тушино как бывший участник войны. Но, к сожалению, шоу не состоялось из-за трагедии на атомной подводной лодке “Курск”.
|
|
|
|