12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    События  

Последний. из могикан

Аврора Крейсер

Некоторые наши постоянные читатели, следящие за циклом публикаций о Зейнулле Какимжанове, интересуются, до каких пор “НП” намерено продолжать эту авантюрно-криминальную сагу. Отвечаем: пока не достигнем цели, ибо всякое предприятие нужно доводить до логического конца.

Нет-нет, цель наша (как, быть может, кое-кто думает) - не добиться того, чтобы Зейнуллу Халидолловича сняли с поста министра государственных доходов или, паче чаяния, засадили за решетку. Это не компетенция газеты. С другой стороны, было бы непростительной ограниченностью - видеть задачу журналистов лишь в том, чтобы государство в лице соответствующих институтов реагировало на публикуемую информацию.
Министр государственных доходов или, попросту, главный сборщик налогов - позиция в государстве одна из ключевых. Ярко окрашенный плейбойский образ жизни гражданина Республики Казахстан Зейнуллы Какимжанова кажется нам чертовски привлекательным. Чартеры на Сицилию, день рождения в Париже, семейное торжество в “Золотом кольце”, новый особнячок в предгорьях “Медеу” - браво! Этот человек знает вкус к жизни.

Увы, применительно к государственному деятелю такого ранга этот же образ выглядит дико. Все объясняется, однако, просто, и мы о том говорили не раз: в период первобытного капитализма присутствие подобных персонажей во власти было нормой. Более того, в какой-то степени даже необходимостью. Но сегодня времена изменились. Десятилетний рубеж в самостоятельном развитии государства представляется нам серьезной вехой, когда пристало вести публичный разговор о том, чтобы страной руководило профессиональное, убедительное в делах и пристойное в поведении правительство, а не герои вчерашних дней авантюрного склада.

Дело не собственно в Какимжанове даже. Речь о том управленческом племени, которое сегодня, по счастью, сходит с политической арены. Наш герой - просто один из самых ярких его представителей, последний из могикан. И мы благодарны тем, что своим стилем руководства, образом жизни он дает нам замечательную пищу для размышлений на тему того, какой не должна быть Власть. Иногда закрадывается в голову даже крамольная мысль: не было бы Зейнуллы Какимжанова - его бы пришлось нам выдумать.

Ведь таково уж предназначение прессы: чтобы любое должностное лицо в стране знало, что все его действия и поступки на госслужбе находятся под прессом общественного внимания. А следовательно, цель наша - чтобы был запущен декларированный и одинаково строгий ко всем - по закону - правовой механизм.

В противном случае остается предположить, что этот самый закон в Казахстане дискредитировал себя настолько, что его откровенно игнорируют высшие государственные сановники.

Хотя, конечно, свое, мягко говоря, легкомысленное отношение к закону Зейнулла Какимжанов уже сполна продемонстрировал. Только за последние полгода в “НП” опубликовано предостаточно материалов, чтобы заставить оправдываться любого дорожащего своей репутацией чиновника, но только не нашего героя. Министр государственных доходов с деланным безразличием не реагирует ни на какие источники раздражения. Когда же мы вынуждены были прибегнуть к последней мере - и отправили ему нарочным официальный запрос, он, выждав положенное по закону время, прислал суперлаконичные ответы почему-то за подписью своего пресс-секретаря (?!).

Так, и в статьях, и в запросе мы неоднократно писали, что победителями тендеров на госзакупки, проводимых МГД, оказываются фирмы, предлагающие не лучшие условия, а наибольшую цену. Мы, в частности, спросили у министра: “Правда ли, что в конкурсе на создание пилотного проекта информационной системы “Электронные формы налоговой отчетности”, состоявшемся в сентябре прошлого года, победила фирма NAT, запросившая 238 миллионов тенге - в два раза больше, чем другой участник - Crystal Lane, между прочим, известный как разработчик программного обеспечения для Минфина, Нацбанка, пенсионной реформы? Правда ли, что та же ситуация повторилась, когда лот на создание пилотного проекта информационной системы “Ведение реестра плательщиков по НДС” выиграла та же фирма NAT, запросившая 172 миллиона тенге против 90, предложенных Crystal Lane?”

В ответ же на эти конкретные цифры и факты министерский транслятор из МГД лишь индифферентно сообщил: “Победители тендеров по государственным закупкам выбираются на конкурсной основе с соблюдением всех законодательных процедур. Предложения фирмы Crystal Lane в упомянутых в Вашем письме конкурсах не соответствовали требованиям конкурсной документации”.

Когда сказать нечего, а сказать что-то все-таки надо - получается плохо. Письмо из МГД это доказывает. Лучше жевать, чем говорить - как иначе расценивать этот пассаж?! Ведь под “несоответствием” можно понимать и то, что конкурсная заявка была составлена на бумаге, скажем, с желтым оттенком, а требовалась ослепительно белая. Да придраться можно к чему угодно; те, кому доводилось ходить по бюрократическим кабинетам, нас поймут. Но стоят ли эти формальные пустяки тех сотен миллионов тенге, которые МГД переплачивает своим “любимчикам”? Очевидно, что эта неуклюжая ссылка на букву закона - не более чем ширма для ловкачества, и ширма дырявая.

Или другое дело - проект таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС), который московская компания “Сервер” (с ее шефом г-ном Никольским у министра Какимжанова сложились почему-то весьма доверительные отношения) благополучно провалила. На сей счет имеется и крайне неодобрительная оценка Международного валютного фонда, на чьи деньги и осуществлялся проект. Мы спросили министра, почему, несмотря на это, сотрудничество с фирмой “Сервер” было продолжено. На что из МГД последовал совершенно нелепый взаимоисключающий ответ: сотрудничество было продлено в “полном соответствии с законодательством”, при этом “рекомендации МВФ по ТАИС учтены”.

Такое ощущение, что мытари попросту растеряны: Его Величество Закон заставляет их отвечать на запрос газеты, но поскольку все факты говорят против них, мы, а теперь и наши читатели, становимся свидетелями лишь какого-то бессвязного лепета, полного несуразностей и откровенных нестыковок.

Или взять последнюю историю о Какимжанове, опубликованную в “НП”, - аферу со строительством Центрального теннисного клуба в Алматы. Публике была продемонстрирована одна из тех хитроумных финансовых схем Какимжанова, о коих он с некоторой затаенной гордостью поведал на весь Казахстан. В результате этой схемы Народный банк потерял 10 миллионов долларов, а клуб, хотя и был построен на государственные деньги, за бесценок продан частной (?!) структуре и сегодня удовлетворяет теннисную страсть автора схемы. При этом иначе и быть не могло, ибо такова была изначальная цель автора (чего стоит только залоговое обеспечение кредита, в качестве которого выступала проектно-сметная документация!).

Мы даже взяли на себя инициативу, попросив сделать юридическое заключение по изложенным фактам, и независимые эксперты классифицировали действия тогдашнего шефа Народного банка Зейнуллы Какимжанова как подпадающие под статью 220 УК РК “Незаконное использование денежных средств банка”. Между прочим, преступление, за которое положено до трех лет с последующим лишением прав заниматься аналогичной деятельностью, в данном случае - раздавать кредиты.

К чему мы это рассказываем? А к тому, что ни прежде, когда речь в публикациях “НП” шла о тендерных нарушениях в МГД или о странной ситуации с ТАИС, ни теперь, в случае с безвозвратным кредитом, со стороны правоохранительных органов не следует никакой реакции. Удивительная апатия к печатному слову?

В стране достаточно правоохранительных органов, и мы, право, затрудняемся даже сразу сказать, кто должен реагировать на наши публикации: МВД, КНБ, финансовая полиция, Генеральная прокуратура или кто-то еще. Хотя в чем-либо упрекать их достаточно сложно, и мы входим в их положение. В конце концов, под то могущественное влияние Зейнуллы Какимжанова, о котором мы столько писали, как под гипноз, не могли не попасть и представители силовых структур.

Именно как под гипноз, ведь “племя”, последним из могикан которого является Какимжанов, только сходит со сцены, но еще не окончательно сошло. Еще слишком свежа память о засилии этих людей во власти. Потребуется время, чтоб избавиться от их гипнотического влияния. Чтобы оно опало, как листва с осенних деревьев.

А переоценка ценностей - процесс длительный. Первым на перемены реагирует общественное сознание, в авангарде которого стоят, в частности, средства массовой информации. Но затем неизбежно наступает черед и менее гибкого правового сознания, например, репрессивного госаппарата. Хотя нам доподлинно известно, что критическая масса нарастает. И силовики уже почти созрели, чтобы воспользоваться данными им полномочиями. Ведь они-то в отличие от широких народных масс знают, что в Уголовно-процессуальном кодексе существует норма, в соответствии с которой поводом к возбуждению уголовного дела служит наряду с остальным (заявления граждан, явка с повинной и проч.) и сообщение в средствах массовой информации (глава 23, ст. 177, п.4). Аналогичная норма содержится и в Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях. Инструкция утверждена, кстати, приказом главного надзорного органа страны - Генеральной прокуратуры.

Мы не возьмем на себя смелость утверждать, когда именно правоохранительные органы воспользуются той нормой, о которой шла речь - через неделю, через месяц, да пусть даже и через год - даже такой срок не кажется нам долгим. Мы и не рассчитывали на быстрые результаты, начиная дело.

Ведь жизнь не раз убедительно доказывала верность принципа, лаконично сформулированного в одном известном романе: рукописи не горят. Добавим: документы - тем более. На самом деле правовой механизм уже запущен. Опубликовано громадное количество материалов, основанных на документах, хранящихся в ведомственных архивах. Все это, уверены, “не сгорит”. И конечно же будет востребовано.

P.S. Наш герой тем временем отбыл в заслуженный отпуск. На сей раз - без прибамбасов в виде чартеров, фейерверков и свиты из числа преданных бизнесменов. Скромненько, с семьей и в эконом-классе. О своих впечатлениях после отпуска, надеемся, он поведает читателям “НП”.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии