12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  

У поддельной продукции всегда есть “крыша”

Анатолий Попелюшко, председатель Национальной лиги защиты прав потребителей, директор кондитерской фабрики “Рахат”:

Когда мы попытались объединить предприятия, чтобы бороться с контрафактным товаром, многие бизнесмены побоялись вступить в ассоциацию. Они не хотят открыто говорить о своих трудностях, так как опасаются репрессий. Потому что весь происходящий беспредел совершается под прикрытием силовых органов: таможенников, полицейских.

Казахстан - один из лидеров строительства современной цивилизованной рыночной экономики на территории бывшего Союза. Успехи республики в реформировании экономики хорошо известны, и они направлены на достижение ее прозрачности и интеграции в мировую экономическую систему.
Одна из важных проблем, которая стоит перед государством и обществом, - это рост на потребительском рынке Казахстана фальсифицированной и нелегальной продукции. Сложившаяся ситуация хорошо известна практически всем производителям и потребителям, но мало кто отдает себе отчет в том, что сегодня проблема контрафакта становится серьезным препятствием на пути развития цивилизованной рыночной экономики и во многом угрожает экономической безопасности страны. Это увеличение уровня криминализации экономики, так как именно контрафактные товары составляют значительную часть теневого оборота. Это и проблема наполняемости госбюджета, и, возможно, самое главное - это интересы казахстанских потребителей.

К сожалению, эффективность существующих административных, гражданско-правовых и уголовно-правовых мер далеко не адекватна размеру ущерба, причиняемого незаконным производством и оборотом поддельной продукции. По оценкам специалистов Института экономических исследований при Минэкономики РК, на рынок Казахстана ежегодно поступает фальсифицированной продукции на сумму 0,83-0,98 миллиарда долларов США, а бюджет в результате ее реализации недополучает только по налогам порядка 240-270 миллионов долларов США, что превышает расходы на оборону.

Результаты выборочных исследований рынка подделок Казахстана, проведенные ИЭИ, а также изучение информации, характеризующей состояние “рынка подделок” в странах, с которыми наша республика имеет тесные торгово-экономические связи, свидетельствуют, что из общего объема попадающей на потребительский рынок продукции около 30-35 процентов можно отнести к категории фальсифицированной. В денежном эквиваленте для Казахстана этот показатель будет составлять порядка 1,35-1,75 миллиарда долларов США по всем группам товаров.

Исследования, проведенные Институтом экономических исследований, свидетельствуют о том, что объем фальсифицированной продукции по указанным группам товаров колеблется в пределах 20-50 процентов. А по отдельно взятым группам товаров величина рассматриваемого показателя достигает 70-80 процентов.

Поэтому возможно, что именно сейчас, в период, когда экономика Казахстана становится важной составной частью цивилизованного сообщества, назрела необходимость в серьезном улучшении функционирования системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, в защите прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей.

Одним из первых шагов в этом направлении должно стать создание ассоциации владельцев товарных знаков, которая объединит более десятка крупных международных и отечественных производителей потребительских товаров, таких как Coca-Cola, Procter&Gamble, Philip Morris, “Рахат”, “Уркер” и т.д.

Группа специалистов проводила серьезное аналитическое исследование и пришла к выводу, что сегодняшняя казахстанская законодательная база не работает на отечественных бизнесменов, а только усугубляет борьбу предпринимателей с нелегальной продукцией. Когда мы попытались объединить предприятия, чтобы бороться с контрафактным товаром, многие бизнесмены побоялись вступить в ассоциацию. Они не хотят открыто говорить о своих трудностях, так как опасаются репрессий. Потому что весь происходящий беспредел совершается под прикрытием силовых органов: таможенников, полицейских.

Почти вся контрабандная продукция делается в Кыргызстане и России под марками определенных популярных фирм. Например, продукцию нашего завода подделывают в Бишкеке. Подделывается то, что больше всего пользуется спросом. Очень часто это наши карамельки “Барбарис”. Во время праздников подделывают подарочные наборы шоколадных конфет. По оформлению этикеток продукцию практически не отличить, но по вкусу определить подделку можно сразу. Мошенники используют фирменный лейбл фабрики, но не пишут, что продукция изготовлена на фабрике “Рахат”. А так как человек в первую очередь воспринимает марку, он покупает левую продукцию.

Потребители должны быть более внимательны к товарам, которые они покупают. А если все-таки купили контрафактную продукцию, им необходимо обратиться к настоящему производителю. После того как к нам стали обращаться наши потребители с жалобами, мы проследили, где они покупали конфеты и откуда они завозились. Мы нашли место, где подделывается наша продукция, и обнаружили даже типографию, которая печатает левые этикетки. Сообщили полиции, но те отказались вести уголовное дело, так как сочли его не настолько крупным, чтобы им заниматься. На самом же деле у тех людей, которые подделывают нашу продукцию, есть “крыша”, с которой полиция связываться не желает.

Я знаю алматинские предприятия, которые работают исключительно по ночам. На них делают порошки, майонез, конфеты, водку и другие товары. А проверяющие органы, такие, как санитарно-эпидемиологическая станция, пожарники и прочие, приходят на открытые предприятия - такие, как наше. А те компании, которые работают в ночное время, естественно, избегают всех проверок и налогов. Они работают по простой схеме: изготовляют низкокачественную продукцию, сбывают ее продавцам (причем не только на рынки, но и в крупные магазины), которые с радостью ее приобретают из-за разницы в цене. Им выгодно контрафактную продукцию, закупленную по дешевке, продавать по цене качественной.

Мы все же надеемся, что нам удастся силами ассоциации владельцев товарных знаков победить дикий рынок. Мы намерены обратиться в правительство с официальным письмом, и думаю, что оно не останется равнодушным к этой проблеме, ведь огромное количество денег проходит мимо республиканского бюджета.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии