Домбра для звезды
Нурай МУКАДЕС
На музыкальных инструментах мастера Жолаушы Турдугулова
играют многие казахстанские музыканты, он изготавливает домбры,
кобызы, шертеры, шанкобызы. Сделаны инструменты на совесть,
а как иначе? Плохой инструмент - дурная репутация... Жолаушы
- неоднократный лауреат конкурса “Укiлi домбыра”, который
проходит раз в два года среди создателей национального инструмента.
Свою первую домбру Турдугулов изготовил в 1969 году во время
службы в армии в Уссурийске, в Приморском крае. Изготовил
для земляка, который тосковал по звуку инструмента, без лекала,
по памяти, из тянь-шаньской ели. Так Жолаушы определил свою
профессию
Мы посетили мастерскую, когда Жолаушы работал над спецзаказом
- домброй для виртуоза отечественной эстрады Асылбека Енсепова,
именно он в 21-м веке возродил любовь к национальному инструменту
среди городских меломанов, соединил современные ритмы и задушевный
кюй. Асылбек заказывает у мастера уже третий инструмент, первый
был куплен в детстве, второй - в студенчестве, на нем виртуоз
играл все это время на сцене. Третья домбра Жолаушы должна
удивить музыканта: нестандартная форма корпуса, причудливый
орнамент, украшенный костью. Стоит этот шедевр дорого, но
для старого друга Асылбека, к тому же постоянного клиента,
Жолаушы уступает . Поинтересовалась я, не будет ли на нас
в обиде музыкант, ведь мы увидели инструмент раньше него?
“В этом ничего плохого нет, домбристы не суеверные, - объясняет
мастер, - тем более, когда домбра будет готова, мы по традиции
сплюнем на нее, чтобы никто не сглазил, и отправим в “звездный”
путь!”
Однажды в мастерской появился помощник Нуркадилова. Он попросил
мастера Жолаушы сотворить чудо для певицы Макпал Жунусовой,
изготовить для нее домбру. Жолаушы с удовольствием взялся
за спецзаказ. Он сразу увидел, каким инструмент должен быть
- прежде всего изящным и красивым. Домбра должна петь в унисон
с певицей, подчеркивать ее красивый бархатный голос.
Особое отношение у мастера к небогатым талантливым студентам,
мастер Жолаушы может расчувствоваться и продать инструмент
всего за сто пятьдесят долларов. Недорого обходится изготовление
серийного производства детских небольших инструментов для
музыкальных колледжей. Иногда приходится уступать в цене родственникам
и знакомым... Но для кого бы ни предназначалась домбра, делает
мастер инструмент с душой. Иногда даже не хочется расставаться
с ней, но “бизнес есть бизнес”.
Домбра - вещь индивидуальная, нужно правильно подобрать дерево,
каждая порода дерева звучит по-разному.
- Например, жесткий клен дает звонкость и больше подходит
для эстрадных выступлений, а береза или лиственница звучат
тепло, их используют для изготовления традиционных инструментов
для казахской свадьбы, например. Самым идеальным деревом считается
тянь-шаньская ель, из нее предпочитают делать инструменты
и российские мастера.
Жолаушы открыл нам секреты создания хорошего инструмента.
Во-первых, это основа, хорошо просушенное дерево, не час и
не два, а не менее двух лет! Чем лучше просушено дерево, тем
звук богаче и качество инструмента лучше, такой инструмент
на века, может передаваться из поколения в поколение. Жолаушы,
к сожалению, сушкой дерева не занимается, негде, мастерская
всего два метра на метр, поэтому мастер вынужден работать
с брусьями, бывшими в употреблении, столетней выдержки. Эти
бревна и брусья некогда были стенами деревянного дома, который
оттеснили новостройки.
- В старину струнами хорошей домбры служили внутренности
животных, кишки отчищали от содержимого, растягивали, обрабатывали
и просушивали. Звук такого инструмента, вспоминают старики,
был неописуемо красив. Современная леска, которую натягивают
вдоль грифа домбры, ничем не уступает кишкам, не могут современные
мастера правильно обрабатывать кишки животных, не удается
добиться идеальной тонкой линии, одинакового диаметра, да
и недолговечны такие струны. От инструмента со струнами из
кишок отказался и великий акын Джамбул Джабаев, последняя
его домбра была заводского производства, которую изготовили
в городе Караганде.
|