12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Взрывной Бестыбаев

Гульнара КУЗБАКОВА,
музыковед

К сожалению, случается так, что о деятелях культуры, наших же соотечественниках, мы узнаем только после того, как они уже “засветились” за границей! Пример тому - яркий представитель современной отечественной композиторской школы, талантливый композитор нового поколения, член Союза композиторов Казахстана Адиль Бестыбаев.

Надо отметить, за границей очень популярна духовая музыка. В Америке и Канаде, например, каждое учебное заведение - университет, колледж, общеобразовательная школа - имеет свой духовой оркестр. Престижное американское издание BANDWORLD посвящено произведениям, исполнителям, коллективам и солистам исключительно одной духовой музыки. Два казахстанских коллектива - Государственный духовой оркестр, главный дирижер и художественный руководитель, заслуженный деятель РК Канат Ахметов и квинтет духовых инструментов под управлением Жаната Ерманова - уверенно выходят на мировой уровень благодаря исполнительскому мастерству и своеобразной музыке отечественных композиторов.

Адиль Бестыбаев - один из наиболее исполняемых композиторов современности, больше известен на Западе, чем у себя на родине. Наша республика за границей во многом еще остается “белым пятном”, и он невольно стал глашатаем казахстанской культуры. Так, его триумфальный марш-шествие “Голос Азии” (Скифия) в исполнении Государственного духового оркестра - визитная карточка Казахстана на международных фестивалях и конкурсах духовой музыки - широко известен в музыкальном мире. “Стоит шепотом произнести за границей в любой аудитории, имеющей мало-мальское отношение к музыке, - Адиль Бестыбаев, - рассказывает Канат Ахметов, - как сразу в ответ услышишь “Voice of Asia!” Творчество композитора и исполнительская деятельность Каната Ахметова, надо отметить, составляют блестящий творческий тандем.

Музыка казахстанского композитора в настоящее время пользуется большим спросом на мировом рынке академической музыки. Нотные издательства в Австрии, Германии и Франции не прогадали, сделав ставку на его сочинения. Исполняемые западными коллективами в США, Швейцарии, Испании, Франции, Австрии, Голландии, Швеции, России, Тайване и других странах произведения Бестыбаева для духового оркестра попадают в рейтинги духовой музыки и становятся репертуарной классикой. Так, ни один из регулярно проводимых за рубежом международных фестивалей духовой музыки не обходится без его “Voice of Asia”. Написанный специально к открытию фестиваля “Азия дауысы” триумфальный марш-шествие сразу же после появления на свет завоевал завидную популярность. Сейчас он “буквально шествует по всему миру”. Начиная с 1995 года грандиозный сводный оркестр США в количестве свыше 500 человек, в то время как численность состава обычного духового оркестра не превышает 60, исполняет ежегодно на Конгрессе духовой музыки его знаменитый “Голос Азии”.

- После выступления в Америке, в Сиэтле, - рассказывает Канат Ахметов, - в 1995 году двести партитур, изданных в Австрии известным издательством JOHANN KLIMENT KG, сразу же были раскуплены. Еще 200 партитур разошлись по всей Европе. Нужно сделать глубокий реверанс в сторону Адиля. Он из простых попевок может делать гениальные вещи.

В симфонической поэме “Великий Могол”, написанной в 1991 году, композитор воссоздает архаичный мир Древнего Востока в эпоху правления Великих Моголов, мощь, стихию воинственности тюрков-кочевников. Концепция произведения отражает генезис, расцвет и упадок империи - одного из самых высококультурных государств своего времени.

Симфония “Idee Fixe” по идейному замыслу и философскому осмыслению современности стоит в одном ряду с крупными полотнами Шостаковича, Бриттена, Онеггера и др., отразившими животрепещущие события истории. Новаторский, смелый замысел - языком музыки воплотить идею противостояния тоталитарной системы и народа. В эпиграфе произведения отмечено: “...Санкт-Петербург, 1917... Прага, 1968... Алма-Ата, 1986... Пекин, 1989... Москва, 1991... - даты больших катастроф, “которые потрясли мир и нарушили ход истории”. Симфония Бестыбаева - это летопись народных трагедий ХХ века.

Сочинение было написано в 1993-м для Государственного духового оркестра, который сразу же повез ее в Испанию на фестиваль, куда приехали сорок четыре коллектива из разных стран мира.

Наш духовой на фестивале в Испании среди других сразу же занял прочное положение. Прозвучало целое отделение казахской музыки, и в основном из произведений Адиля Бестыбаева, в том числе его “Idee Fixe”. После этого, по словам очевидцев, началась “драка” издателей за право издавать его сочинения, которая продолжается и сейчас. На конгрессы духовой музыки публика из других стран приезжает специально. Приезжают и дирижеры, музыканты, издатели и критики. Где только коллектив ни выступал с тех пор - всеми музыка Адиля Бестыбаева воспринимается как откровение.

На фестивале камерной музыки в Каталонии-2001 (на границе Испании и Франции) фантазия Адиля Бестыбаева на песню Жаяу Мусы “Ак сиса” вызвало неописуемый восторг. Не отпуская “великолепную пятерку из Казахстана” со сцены - квинтет духовых инструментов Жаната Ерманова, - европейская публика вызывала исполнителей фантазии три раза подряд на бис. Фантазия брызжет азиатским темпераментом - свежая мелодика и ритмика. Несколько штрихов мастера, оригинальная аранжировка - и вольный дух неунывающего “весельчака и балагура” Жаяу Мусы предстает во всей полноте.

- За кулисы с поздравлениями буквально хлынули все, - рассказывает Жанат Ерманов, - и не только наши коллеги духовики, но и музыканты других специальностей - пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы. Все как один захотели исполнять непременно пьесу “Ак сиса”, все у нас просили ноты. Такой же успех “Фантазия” имела и в Австрии (Дни культуры Казахстана-2002).

В чем же секрет успеха музыки казахстанского композитора? Свежий, оригинальный и самобытный музыкальный язык, стиль Бестыбаева - это взрыв в европейском музыкальном коллективном сознании. Яркие образы, азиатский темперамент, интонации и ритмы, ломающие европейские стереотипы, покоряют рафинированного европейского слушателя.

Мастер композиции, владея современной композиторской техникой, Адиль Бестыбаев осуществил синтез современного симфонического мышления с элементами джаза и рока.

Творчество Бестыбаева привлекает ведущих хореографов-постановщиков Заурбека Райбаева и Булата Аюханова, поставивших балетные спектакли на его музыку.

Среди других сочинений - “Симфония круглой звезды” (1982), где используется синтезатор, симфонический кюй “Ашу басар”, посвященный декабрьским событиям 1986 г., Концерт на монограмму “B.Es.T.”, где композитор использует криптографический, то есть тайнописный метод письма. В исполнении Французского национального оркестра гвардии концерт, кстати, был удостоен диплома на престижном Международном конкурсе во Франции (Гавр, 1994),

“Кто мы?”
Адиль Бестыбаев окончил специализированную Республиканскую музыкальную школу им. Жубанова, а затем Алма-Атинскую государственную консерваторию имени Курмангазы, класс профессора народной артистки СССР Газизы Жубановой. Стажировался в Московской консерватории имени Чайковского, класс профессора Н.Сидельникова. Формирование идейной направленности его творчества началось в студенческую пору, т.е. в начале 80-х.

Восьмидесятые отмечены в среде казахской интеллигенции волной внутреннего подъема национального самосознания. Брожение умов отчасти “спровоцировало” появление книг Олжаса Сулейменова “Аз и Я”, “Глиняная книга”, других знаковых произведений.

- Начиная со школьной скамьи наше музыкальное, как и общее образование, было европоцентричным. Нас обучали и воспитывали исключительно на образцах европейской и русской музыки. Чтобы в обучении использовались примеры из народной или современной профессиональной казахской музыки - об этом не было и речи. Но в годы учебы в консерватории после появления идей Олжаса Сулейменова везде обсуждались темы, так или иначе пробуждающие самосознание нации. История, археология - раскопки Отрара, фигура Аль-Фараби, споры о хозяйственном укладе жизни в прошлом у казахов - оседлости или номадстве и др. Глобальный вопрос “Кто мы?” витал в воздухе...

Концепция “Кто мы?”, а также тема Скифии стали центральными в творчестве композитора. В произведениях с национальной тематикой казахское начало претворено им на тонком интонационном уровне.

Что делать?
Приобщившись к достижениям европейской классики и продолжая исполнять ее, дублируя тем самым Европу, есть ли у нашей академической музыкальной культуры свое собственное лицо?

У нас много говорят об отсутствии идеологии и культурной политики. Но в музыкальном пространстве, львиная доля которого приходится на СМИ, а как следствие - в коллективном сознании нет серьезной музыки, которая могла бы выступить символом нового суверенного Казахстана. Почему бы не привлечь творческий потенциал композиторской мысли? Благо, таланты есть. Это и Бейбут Дальденбаев, и Куат Шильдебаев, и Едиль Хусаинов, и Алмабек Меирбеков и многие другие.

Единственный государственный орган, который, казалось бы, призван формировать идеологию и культурную политику - Министерство культуры, информации и общественного согласия. Занимаясь рокировкой одних и тех же лиц в составлении делегаций на очередные “Дни культуры... “ в Австрию-Египет-Петербург-Москву и так далее, задумывается ли руководство об этом секторе работы?

Прежде всего в государственной и общественной структуре должен быть восстановлен статус композиторов и создана зарекомендовавшая себя во времена СССР система социального обеспечения. Отбросив старое и не создав нового содержания, почему бы не воспользоваться испытанной апробированной формой?

Казахстанская профессиональная музыка должна не только существовать, хотя бы и пущенная сейчас на самотек, но и развиваться. Пока же она держится только на энтузиазме талантов.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии