Взрывной Бестыбаев
Гульнара КУЗБАКОВА,
музыковед
К сожалению, случается так, что о деятелях культуры, наших
же соотечественниках, мы узнаем только после того, как они
уже “засветились” за границей! Пример тому - яркий представитель
современной отечественной композиторской школы, талантливый
композитор нового поколения, член Союза композиторов Казахстана
Адиль Бестыбаев.
Надо отметить, за границей очень популярна духовая музыка.
В Америке и Канаде,
например, каждое учебное заведение - университет, колледж,
общеобразовательная школа - имеет свой духовой оркестр. Престижное
американское издание BANDWORLD посвящено произведениям, исполнителям,
коллективам и солистам исключительно одной духовой музыки.
Два казахстанских коллектива - Государственный духовой оркестр,
главный дирижер и художественный руководитель, заслуженный
деятель РК Канат Ахметов и квинтет духовых инструментов под
управлением Жаната Ерманова - уверенно выходят на мировой
уровень благодаря исполнительскому мастерству и своеобразной
музыке отечественных композиторов.
Адиль Бестыбаев - один из наиболее исполняемых композиторов
современности, больше известен на Западе, чем у себя на родине.
Наша республика за границей во многом еще остается “белым
пятном”, и он невольно стал глашатаем казахстанской культуры.
Так, его триумфальный марш-шествие “Голос Азии” (Скифия) в
исполнении Государственного духового оркестра - визитная карточка
Казахстана на международных фестивалях и конкурсах духовой
музыки - широко известен в музыкальном мире. “Стоит шепотом
произнести за границей в любой аудитории, имеющей мало-мальское
отношение к музыке, - Адиль Бестыбаев, - рассказывает Канат
Ахметов, - как сразу в ответ услышишь “Voice of Asia!” Творчество
композитора и исполнительская деятельность Каната Ахметова,
надо отметить, составляют блестящий творческий тандем.
Музыка казахстанского композитора в настоящее время пользуется
большим спросом на мировом рынке академической музыки. Нотные
издательства в Австрии, Германии и Франции не прогадали, сделав
ставку на его сочинения. Исполняемые западными коллективами
в США, Швейцарии, Испании, Франции, Австрии, Голландии, Швеции,
России, Тайване и других странах произведения Бестыбаева для
духового оркестра попадают в рейтинги духовой музыки и становятся
репертуарной классикой. Так, ни один из регулярно проводимых
за рубежом международных фестивалей духовой музыки не обходится
без его “Voice of Asia”. Написанный специально к открытию
фестиваля “Азия дауысы” триумфальный марш-шествие сразу же
после появления на свет завоевал завидную популярность. Сейчас
он “буквально шествует по всему миру”. Начиная с 1995 года
грандиозный сводный оркестр США в количестве свыше 500 человек,
в то время как численность состава обычного духового оркестра
не превышает 60, исполняет ежегодно на Конгрессе духовой музыки
его знаменитый “Голос Азии”.
- После выступления в Америке, в Сиэтле, - рассказывает Канат
Ахметов, - в 1995 году двести партитур, изданных в Австрии
известным издательством JOHANN KLIMENT KG, сразу же были раскуплены.
Еще 200 партитур разошлись по всей Европе. Нужно сделать глубокий
реверанс в сторону Адиля. Он из простых попевок может делать
гениальные вещи.
В симфонической поэме “Великий Могол”, написанной в 1991
году, композитор воссоздает архаичный мир Древнего Востока
в эпоху правления Великих Моголов, мощь, стихию воинственности
тюрков-кочевников. Концепция произведения отражает генезис,
расцвет и упадок империи - одного из самых высококультурных
государств своего времени.
Симфония “Idee Fixe” по идейному замыслу и философскому осмыслению
современности стоит в одном ряду с крупными полотнами Шостаковича,
Бриттена, Онеггера и др., отразившими животрепещущие события
истории. Новаторский, смелый замысел - языком музыки воплотить
идею противостояния тоталитарной системы и народа. В эпиграфе
произведения отмечено: “...Санкт-Петербург, 1917... Прага,
1968... Алма-Ата, 1986... Пекин, 1989... Москва, 1991... -
даты больших катастроф, “которые потрясли мир и нарушили ход
истории”. Симфония Бестыбаева - это летопись народных трагедий
ХХ века.
Сочинение было написано в 1993-м для Государственного духового
оркестра, который сразу же повез ее в Испанию на фестиваль,
куда приехали сорок четыре коллектива из разных стран мира.
Наш духовой на фестивале в Испании среди других сразу же
занял прочное положение. Прозвучало целое отделение казахской
музыки, и в основном из произведений Адиля Бестыбаева, в том
числе его “Idee Fixe”. После этого, по словам очевидцев, началась
“драка” издателей за право издавать его сочинения, которая
продолжается и сейчас. На конгрессы духовой музыки публика
из других стран приезжает специально. Приезжают и дирижеры,
музыканты, издатели и критики. Где только коллектив ни выступал
с тех пор - всеми музыка Адиля Бестыбаева воспринимается как
откровение.
На фестивале камерной музыки в Каталонии-2001 (на границе
Испании и Франции) фантазия Адиля Бестыбаева на песню Жаяу
Мусы “Ак сиса” вызвало неописуемый восторг. Не отпуская “великолепную
пятерку из Казахстана” со сцены - квинтет духовых инструментов
Жаната Ерманова, - европейская публика вызывала исполнителей
фантазии три раза подряд на бис. Фантазия брызжет азиатским
темпераментом - свежая мелодика и ритмика. Несколько штрихов
мастера, оригинальная аранжировка - и вольный дух неунывающего
“весельчака и балагура” Жаяу Мусы предстает во всей полноте.
- За кулисы с поздравлениями буквально хлынули все, - рассказывает
Жанат Ерманов, - и не только наши коллеги духовики, но и музыканты
других специальностей - пианисты, скрипачи, виолончелисты,
певцы. Все как один захотели исполнять непременно пьесу “Ак
сиса”, все у нас просили ноты. Такой же успех “Фантазия” имела
и в Австрии (Дни культуры Казахстана-2002).
В чем же секрет успеха музыки казахстанского композитора?
Свежий, оригинальный и самобытный музыкальный язык, стиль
Бестыбаева - это взрыв в европейском музыкальном коллективном
сознании. Яркие образы, азиатский темперамент, интонации и
ритмы, ломающие европейские стереотипы, покоряют рафинированного
европейского слушателя.
Мастер композиции, владея современной композиторской техникой,
Адиль Бестыбаев осуществил синтез современного симфонического
мышления с элементами джаза и рока.
Творчество Бестыбаева привлекает ведущих хореографов-постановщиков
Заурбека Райбаева и Булата Аюханова, поставивших балетные
спектакли на его музыку.
Среди других сочинений - “Симфония круглой звезды” (1982),
где используется синтезатор, симфонический кюй “Ашу басар”,
посвященный декабрьским событиям 1986 г., Концерт на монограмму
“B.Es.T.”, где композитор использует криптографический, то
есть тайнописный метод письма. В исполнении Французского национального
оркестра гвардии концерт, кстати, был удостоен диплома на
престижном Международном конкурсе во Франции (Гавр, 1994),
“Кто мы?”
Адиль Бестыбаев окончил специализированную Республиканскую
музыкальную школу им. Жубанова, а затем Алма-Атинскую государственную
консерваторию имени Курмангазы, класс профессора народной
артистки СССР Газизы Жубановой. Стажировался в Московской
консерватории имени Чайковского, класс профессора Н.Сидельникова.
Формирование идейной направленности его творчества началось
в студенческую пору, т.е. в начале 80-х.
Восьмидесятые отмечены в среде казахской интеллигенции волной
внутреннего подъема национального самосознания. Брожение умов
отчасти “спровоцировало” появление книг Олжаса Сулейменова
“Аз и Я”, “Глиняная книга”, других знаковых произведений.
- Начиная со школьной скамьи наше музыкальное, как и общее
образование, было европоцентричным. Нас обучали и воспитывали
исключительно на образцах европейской и русской музыки. Чтобы
в обучении использовались примеры из народной или современной
профессиональной казахской музыки - об этом не было и речи.
Но в годы учебы в консерватории после появления идей Олжаса
Сулейменова везде обсуждались темы, так или иначе пробуждающие
самосознание нации. История, археология - раскопки Отрара,
фигура Аль-Фараби, споры о хозяйственном укладе жизни в прошлом
у казахов - оседлости или номадстве и др. Глобальный вопрос
“Кто мы?” витал в воздухе...
Концепция “Кто мы?”, а также тема Скифии стали центральными
в творчестве композитора. В произведениях с национальной тематикой
казахское начало претворено им на тонком интонационном уровне.
Что делать?
Приобщившись к достижениям европейской классики и продолжая
исполнять ее, дублируя тем самым Европу, есть ли у нашей академической
музыкальной культуры свое собственное лицо?
У нас много говорят об отсутствии идеологии и культурной
политики. Но в музыкальном пространстве, львиная доля которого
приходится на СМИ, а как следствие - в коллективном сознании
нет серьезной музыки, которая могла бы выступить символом
нового суверенного Казахстана. Почему бы не привлечь творческий
потенциал композиторской мысли? Благо, таланты есть. Это и
Бейбут Дальденбаев, и Куат Шильдебаев, и Едиль Хусаинов, и
Алмабек Меирбеков и многие другие.
Единственный государственный орган, который, казалось бы,
призван формировать идеологию и культурную политику - Министерство
культуры, информации и общественного согласия. Занимаясь рокировкой
одних и тех же лиц в составлении делегаций на очередные “Дни
культуры... “ в Австрию-Египет-Петербург-Москву и так далее,
задумывается ли руководство об этом секторе работы?
Прежде всего в государственной и общественной структуре должен
быть восстановлен статус композиторов и создана зарекомендовавшая
себя во времена СССР система социального обеспечения. Отбросив
старое и не создав нового содержания, почему бы не воспользоваться
испытанной апробированной формой?
Казахстанская профессиональная музыка должна не только существовать,
хотя бы и пущенная сейчас на самотек, но и развиваться. Пока
же она держится только на энтузиазме талантов.
|