Россияне хотят закопать наш уголь
Светлана Грибанова
Станет ли концом Экибастуза беспрецедентная кампания по
дискредитации казахстанского угля, поднятая в российских средствах
массовой информации? Первыми отголосками этой кампании стала
временная остановка вскрышных и добычных работ на разрезе
“Богатырь” и огромные убытки ТОО “Богатырь Аксесс Комир”.
Но это только начало. Если Россия откажется от экибастузского
угля, нам грозят куда большие беды. Угольные проблемы обсуждаются
на самом высоком уровне. Нурсултан Назарбаев на последней
“встрече без галстуков” в Актау поднимал этот вопрос в беседе
с Владимиром Путиным.
Как бы мы не относились к плановому хозяйству, в Советском
Союзе все было задумано по уму. В Экибастузе есть источники
дешевого угля, на Урале и в Западной
Сибири - ряд электростанций, которые спроектированы специально
под этот уголь. На нашем угле работают десять ГРЭС, расположенные
в этих российских регионах. В целом Экибастуз удовлетворял
до 20 процентов потребности России в твердом топливе.
Разрыв экономических связей, последовавший за отделением России
и Казахстана, сразу отразился на объемах потребления российскими
ГРЭС экибастузских углей. Например, Троицкая ГРЭС, 80 процентов
вырабатываемой электроэнергии которой направлялось в Казахстан,
в связи с развалом Союза потеряла своего потребителя. За десять
лет независимости в два раза снизились объемы добычи на Экибастузском
комплексе.
Если в конце 1980-х на трех основных разрезах - “Богатыре”,
“Северном” и “Восточном” - добывали 90 миллионов тонн угля
в год, то сейчас только 45 миллионов тонн. Из них 25 миллионов
тонн - на “Богатыре”, самом крупном в мире угольном разрезе.
Если россияне, в конце концов, перестанут импортировать казахстанский
уголь, то добыча сократится до 13 миллионов тонн в год. Последние
шаги российского правительства позволяют прогнозировать такой
исход с большой долей вероятности.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев делает заявления
в российской прессе о низком качестве казахстанского угля,
что вполне логично: ему нужно защищать своих угольщиков. И
понятны, мягко говоря, некоторые неточности, которые допускает
губернатор: чтобы сделать привлекательной собственную продукцию,
нужно скомпрометировать чужую. По его мнению, казахстанский
уголь обходится потребителям в полтора раза дороже, чем кузнецкий,
к тому же он низкокалорийный и содержит много серы.
Действительно, экибастузский уголь в отличие от кузнецкого
является высокозольным: в некоторых пластах зольность достигает
47 процентов. Именно на уголь с высоким содержанием примесей
и рассчитаны теплоэлектростанции в Омской, Челябинской и Свердловской
областях. Коксующийся уголь Кузбасса зашлаковывает топки,
поэтому россиянам, для того чтобы перепрофилировать свои ТЭЦ
на кузнецкий уголь, по словам генерального директора ТОО “Богатырь
Аксесс Комир” (БАК) Дэнниса Карла Прайса, нужно будет затратить
на переоборудование электростанций не менее 500 миллионов
долларов. Понятно, что платить за это придется потребителям
подорожавшей электроэнергии. Да и серы, как сказал нам аким
города Экибастуза Валерий Новитовский, в местном угле содержится
в четыре раза меньше, чем в кузнецком.
Скромно умалчивают российские СМИ и о существенном преимуществе
экибастузского угля над кузнецким - его низкой влажности.
Содержание влаги достигает всего 5 процентов. В холодную погоду
наш уголь в отличие от российского не смерзается. Россияне
смогут оценить это качество экибастузского топлива зимой,
когда эшелоны с кузнецким углем нельзя будет даже разгрузить.
По словам специалистов, коксующийся кузнецкий уголь к тому
же и взрывоопасен. Но главное - это, конечно, низкая себестоимость
экибастузского угля и дешевизна транспортировки к российским
электростанциям. Транспортное плечо от Экибастуза до Омска,
Екатеринбурга и Челябинска намного короче, чем от Кузнецкого
угольного бассейна.
Однако все доводы в пользу казахстанского угля не оказывают
должного воздействия на российское правительство, которое
ведет кампанию лоббирования отечественной продукции. Иначе
чем объяснить введение международного транзитного тарифа,
который в три раза повышает стоимость транспортировки угля
из Экибастуза на территорию России. Кроме того, недавно российским
правительством введено требование обязательной сертификации
ввозимого на территорию РФ угля. Зольность твердого топлива
согласно этому документу не должна превышать 45 процентов.
Это еще один барьер на пути экибастузского угля.
В последнее время ситуация в Экибастузе обострилась из-за
невозврата российской стороной казахстанских вагонов. В общей
сложности в плену пребывают 11 тысяч, или почти 50 процентов,
вагонов ТОО “Богатырь Аксесс Комир”. По словам г-на Прайса,
с 24 июня и по сей день, компания не поставила своим партнерам
ни одной тонны угля. Разрез стоит, горняки переведены на сокращенный
рабочий день. Прямые убытки БАК составили 170 миллионов тенге.
Из них “Казахстан темир жолы” в виде штрафов заплатит лишь
10 миллионов тенге. Есть распоряжение соответствующим службам,
подписанное замминистра путей сообщения РФ С. Гришиным, “в
режиме срочного возврата направлять полувагоны в порожнем
или груженом состоянии в Казахстан”, но оно не выполняется.
Как нам рассказывали в Экибастузе, история с вагонами возникает
каждое лето вот уже четыре года. На фоне сегодняшних событий
она воспринимается не как чья-то халатность, а как одно из
звеньев кампании по блокированию казахстанского угля. Можно
это делать с помощью правительственных постановлений и решений,
а можно таким вот экстремистским способом.
Нетрудно предугадать сценарий развития событий в худшем (для
Казахстана) случае, если российское угольное лобби все же
одержит победу, и наши традиционные партнеры откажутся от
экибастузского угля. Это повлечет за собой остановку одного
из разрезов. Скорее всего, половина из 20 тысяч рабочих, занятых
сейчас в угольном секторе, лишится работы. Это приведет к
исходу из этих мест населения. Здесь в основном живут выходцы
из России, можно ожидать, что они устремятся на историческую
родину.
В случае прекращения разработок на разрезе мы получим ко
всем нашим экологическим проблемам еще одну. Уже вскрытые
пласты, вступая в реакцию с водой и воздухом, возгораются.
Такой глубокий огонь почти невозможно потушить. Специалисты
называют такие пожары неуправляемыми. На разрезе “Северный”
в апреле 1999 года из-за сокращения добычи возникло 9 эндогенных
пожаров с одновременным загоранием горной массы в объеме 700
тысяч тонн.
Ситуация осложняется тем, что, кроме России, нам, собственно,
продавать наш уголь некому. Потребности внутреннего рынка
невелики из-за небольшого числа энергоемких производств. А
существующие, например “Казахмыс”, обычно покупают небольшой
угольный разрез, который удовлетворяет потребности в топливе.
Везти наш уголь в Китай, где доля угля в топливно-энергетическом
секторе составляет 70 процентов, невыгодно, так как стоимость
транспортировки сведет на нет его низкую себестоимость.
Аким Павлодарской области Даниял Ахметов на встрече с казахстанскими
и российскими журналистами заявил, что “в России нет альтернативы
казахстанскому углю”. По его мнению, будущее - за интеграцией
между нашими странами в области энергетики. Это станет возможным,
считает г-н Ахметов, при условии приватизации генерирующих
мощностей в России, когда экономические интересы возьмут верх
над политическими.
Павлодар - Экибастуз - Алматы
|