12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Исследования  

Алматы двадцать лет спустя

Светлана Грибанова

После того как Алматы потерял статус столицы, возникли опасения, что мегаполис придет в запустение, превратится в провинциальный городишко. Но, даже передав корону северной сестре, Алматы остался самым красивым городом страны. Справедливости ради надо сказать, что и власти со своей стороны не могли обидеть старую столицу. Сначала Алматы получил особый статус, а совсем недавно - статус финансового центра страны. А в народе иначе как “южная столица” Алматы и не называют. Месяц назад президент Нурсултан Назарбаев на совещании в городском акимате раскритиковал и транспорт, и связь, и застройку Алматы. Однако отдал должное городу, с которым связана жизнь многих поколений казахстанцев: “Алматы, несмотря на то, что уже пять лет не является столицей, остается родным, любимым городом, научным, культурным, финансовым центром страны”, - сказал глава государства.
А в будущем южная столица станет еще краше. Это нам обещают градостроители. Департамент архитектуры и градостроительства города предоставил “НП” Генеральный план развития Алматы до 2020 года, так что у наших читателей появилась уникальная возможность совершить путешествие в будущее.

Разбег перед прыжком
Что говорить, Алматы и сейчас хорош. Кто-то сморщит нос, вернувшись в родные пенаты из-за границ, при виде переполненных мусорных контейнеров и шныряющих в арыках огромных крыс. Но разве это определяет для нас образ города? Для меня лично показателем произошедших изменений стали новые красивые здания, кафе, рестораны, магазины, перебравшиеся из ларьков на первые этажи жилых домов, хорошие дороги, зелень газонов и яркие краски цветочных клумб.
Мне нравится, что стали строить не стандартную серо-бетонную унылость, а здания, разные по стилю, цвету и материалу. И в то же время реставрируют архитектурные раритеты, сохранившиеся с верненского периода.

До 1990 года Алматы рос на запад. Именно здесь возникли новые микрорайоны - “Аксай”, “Жетысу”, “Мамыр”, “Таугуль”. Затем многоэтажки полезли в горы - на юг, и вырос один из самых красивых новых районов - “Самал”. Впрочем, сегодняшний респектабельный вид он приобрел только в последние три-четыре года. Новые элитные жилые дома (увы, не про нашу честь) разбавили совстрой. Украсили район здания банка “ТуранАлем” - “Самалтауэр”, гипермаркета “Рамстор”, фитнесс-клуба, бульвар имени Мендикулова.

Наконец-то исполнилась мечта автомобилистов нескольких поколений: проспект Аль-Фараби соединили с проспектом Ленина (ныне проспект Достык). Уже сейчас гости столицы могут любоваться новой транспортной развязкой по дороге на аэропорт, а совсем скоро, как нам обещают уже этой осенью, будет сдано и здание терминала аэропорта. Для пассажиров самолетов первым символом Алматы станут крылья гигантской птицы - именно так сверху выглядит крыша нового аэровокзала.

В повседневной суете важно не забыть о душе. В Алматы строятся не только новые магазины и рестораны, но и церкви и мечети. Голубые купола Центральной мечети стали подлинным украшением города. Возвращен верующим и отреставрирован памятник зодчества начала XX века - Вознесенский кафедральный собор. В западной части южной столицы несколько лет назад построен Христо-Рождественский храм.

В прошлом году на суд алматинцев был представлен обновленный после реконструкции Театр оперы и балета имени Абая. Поклонники высокого искусства вновь обрели свой храм, где могут послушать и посмотреть приезжих знаменитостей с мировыми именами. Повалил в театр и обыватель, чтобы полюбоваться лепкой и позолотой и подсчитать, во сколько миллионов “зеленых” обошлась эта красота.

Прыжок во времени
А теперь перенесемся на двадцать лет вперед. Где ты, наш маленький, уютный город, утопающий в зелени, украшенный короной снежных горных пиков? Уж не в Гонконг ли нас случайно занесло? Голубые высотки из стекла и стали сверкают на солнце. Между ними здания разной высоты, которые прекрасно смотрятся среди башен. Зеленые газоны и скверы оживляют фантастическую панораму города будущего.

Жилой комплекс “Нурлы тау” (“Сияющая гора”), строительство которого начато в начале XXI века, за двадцать лет перестал восприниматься как новый. Алматинцы уже обжили район, а их доходы и развитое ипотечное кредитование позволяют приобрести квартиру в этой престижной части города. “Нурлы тау” раскинулся выше акимата города и резиденции президента вдоль центральной городской эспланады, пробитой на юг до Аль-Фараби.

Угроза землетрясений не исчезнет и через двадцать лет. Как в будущем противостоять ей? Возможно, люди придумают что-нибудь, кроме сейсмостойкости зданий, а пока градостроители считают это лучшей защитой от разрушений, несущих смерть. Уже сегодня они предлагают заменить неустойчивые здания в средней зоне на сейсмостойкие малоэтажные жилые дома. Помогла в защите от стихии реконструкция 4-5-этажных крупнопанельных домов. А на месте снесенных 1-го и 2-го микрорайонов выросли новые крепкие многоэтажки.

Высотки возвышаются по проспекту Абая. Проспект Аль-Фараби стал преображаться еще в наше время, а через двадцать лет его до неузнаваемости изменили дома-башни, выросшие вдоль проезжей части. Будут развиваться и так называемые “спальные” районы на западе южной столицы: “Мамыр” и “Аксай-3а”.

За двадцать лет Алматы поглотил нынешние пригородные районы. На западе - территории вдоль трассы Алматы - Ташкент, западнее села Калкаман и южнее села Алгабас. В средней зоне города, северо-западнее пересечения проспектов Райымбека и Рыскулова и в восточном направлении - вдоль Кульджинского тракта и реки Малой Алматинки раскинулись районы коттеджей. Коттеджи продолжают строить и в границах города: в массиве “Шанырак” и в “Таугуле-3”.

В любом мегаполисе выделяется деловой центр. Алматы будущего в этом смысле ничем не отличается от других городов. Под общественно-деловые учреждения отведена центральная часть города: вдоль главных магистралей - проспектов Абая и Райымбека и улиц Толе би и Жандосова. Это в основном не новые здания, как можно было бы ожидать и что разрушило бы исторический центр Алматы, а переоборудованные жилые дома.

При возведении новых зданий и перепланировании уже застроенных территорий архитекторы учли ошибки прошлого. Это ведь только в прошлом веке можно было нагромождать строения хаотично, без учета особенностей месторасположения Алматы, в результате чего свежий воздух с гор оседал в верхней части города, а районы ниже проспекта Райымбека задыхались от смога. Теперь ветры, рождающиеся высоко в горах, продувают городские улицы насквозь.

Строители решили экологические проблемы продуманным планированием. Еще в генеральном плане было предусмотрено функциональное зонирование: производственные территории отделены от жилых кварталов и деловых центров. Мы, сегодняшние, даже и не знаем, что русла протекающих по территории города рек и речушек можно превратить в зеленые оазисы, по которым вниз спускается горный бриз, омывающий весь город. Кроме того, в городе существуют целые районы с неплотной застройкой, что также способствует продуванию города, а заодно открывает великолепную панораму Заилийского Алатау.

Алматы будущего вернул себе славу одного из самых зеленых городов мира, чуть было не утраченную в 90-е годы прошлого века. Разбиты новые скверы и аллеи, а на юго-западе на территории в 70 гектаров раскинулся дендропарк.

В наше время больше всего загрязняет атмосферу транспорт, на который приходится до 80 процентов всех выбросов. За двадцать лет вряд ли мир откажется от двигателей внутреннего сгорания. Во всяком случае, архитекторы, не надеясь на прорыв науки и техники в этой области, сделали ставку на развитие электрического транспорта. В 2020 году алматинцы уже привыкнут к метро, а по земле будут в основном ездить на троллейбусах и трамваях. Транзитные транспортные потоки будут огибать город по наружному периметру.

Сейчас у нас существуют кольцевые дороги, но они, к сожалению, не замкнуты. Три таких транспортных кольца будут построены в будущем. Это большая алматинская кольцевая автодорога; среднее транспортное кольцо (от Талгарского тракта до улиц Майлина и Бекмаханова, Бурундайское шоссе, пробиваемый участок дороги вдоль рек Теренкара и Бурундай, проспекты Саина и Аль-Фараби, юго-восточное кольцо); малое транспортное кольцо (проспект Райымбека, улицы Муканова и Байзакова, новый участок дороги на эстакаде западнее территории КазНГУ, юго-восточное полукольцо).

Хотите жить в таком городе?

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии