12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Исследования  

Испытано на детях

Ольга Малахова

В школах тишина, дети на каникулах, а у взрослых кипят нешуточные страсти по поводу среднего образования. Снова говорят о нарушениях в выпуске учебников и государственных стандартов и о больших бюджетных потерях от действий чиновников Министерства образования и науки.

Учителя казахстанских школ в недоумении: государственные стандарты образования вновь пытаются пересматривать. Последние были приняты в прошлом году, но сейчас в Казахской академии образования вновь заговорили об изменениях в новом главном документе средней школы. Опять перестройка всей работы и немалые финансовые затраты.
Конечно, нет предела совершенству, и можно продолжать работать над стандартами еще много лет, ведь в независимой республике должны быть свои подходы, методики и программы. Но дело в том, что внедрение новых стандартов - занятие недешевое. Под них следом надо выпускать новые учебники, методические пособия, вспомогательный материал. И все, естественно, на средства из государственного бюджета. Поэтому оптимальным сроком изменений в госстандартах считается три года.
Мы не раз писали о скандалах, сопровождавших выпуск госстандартов образца 1998 года. Их тексты не выдерживали никакой критики не только по содержанию, но даже из-за вопиющей неграмотности. Потраченные деньги были явно неадекватны проделанной работе.

Следом, как известно, были выпущены не менее “замечательные” учебники, которые пришлось браковать и переиздавать. Как водится, никто за это не ответил - ни материально, ни морально. Хотя ущерб был немалый, ведь учебники и пособия покупали как на бюджетные средства, так и учителя и ученики за собственные деньги.

В прошлом году были утверждены новые стандарты. И вроде бы все необходимые условия были соблюдены. Был создан временный научно-исследовательский коллектив из восьмидесяти человек. В него вошли опытные учителя, методисты, к примеру, автор уже апробированных и названных в числе лучших учебников географии Улжан Есназарова.

Его проекты разослали по областям в школы, по ним прошли обсуждения, областные конференции. Официальными оппонентами выступали восемь педагогических коллективов, в том числе пять алматинских школ, две сельские, институт повышения квалификации. С учетом их замечаний была предложена новая редакция, которая снова прошла все необходимые этапы утверждения. В мае прошлого года стандарты были утверждены и Министерством образования, и Госкомитетом по стандартизации, метрологии, сертификации. Учителя в школах перешли на новые программы, выпускаются новые учебники.

И вдруг недавно в Академии образования снова заговорили о пересмотре стандартов, обсудили этот вопрос на совещаниях и принялись за работу. Судя по всему, предполагается по некоторым моментам вернуться к забракованным стандартам 1998 года. А это значит, что в программах казахских школ значительно сократятся часы русской литературы, а в программах русскоязычных школ - часы казахской литературы. Иной будет компоновка преподавания географии, хотя в связи с введением гостандарта-2001 уже выпускаются новые учебники. В стандартах 2001 года количество часов по изучению казахского языка было уменьшено в 1-2 классах и за счет этого увеличено в 3-4 классах. К необходимости этого пришли, опросив учителей начальных классов. Ребята постарше более осознанно изучают языки.

Учителя в письме министру образования утверждают, что новый руководитель академии А. Кусаинов вводит в заблуждение всю педагогическую общественность. На совещании он ссылался на письмо министерства, но оно было совсем другого содержания, а не о пересмотре стандартов.

По поводу деятельности академии образования группа депутатов парламента отправила депутатский запрос премьер-министру. Они, видимо, не надеясь на то, что можно поправить ситуацию, предлагают реорганизовать Академию, передать институты, входящие в нее, в Алматинский государственный университет имени Абая.

Другой скандал связан с тем, что в ноябре прошлого года Министерство образования и науки заключило договор с российским издательством “Просвещение” на 12 миллионов российских рублей. Суть его в том, что издательство передает макеты более двадцати российских учебников, а казахстанская сторона принимает имущественные права на их использование. Право использования одного учебника обошлось ей в три миллиона тенге.

Депутаты мажилиса парламента Татьяна Квятковская и Серик Абдрахманов направили министру юстиции запрос, в котором просят проверить законность договора. Дело в том, что для издания казахстанских учебников уже было создано казахстанское предприятие “Издательский дом “Просвещение-Казахстан”. Одним из его учредителей выступило российское издательство “Просвещение”. Получается, что оно пришло на наш рынок зарабатывать на продаже своих учебников, но у него же наша сторона покупает право на издание этих книг. То есть российское издательство само у себя за казахстанские бюджетные деньги покупает это право, видимо, не без помощи казахстанских чиновников.

Интересно, что на разработку одного учебника отечественными издательствами выделяется около восьмидесяти тысяч бюджетных средств, а соседям, согласно договору с издательством “Просвещение”, отстегивают по три миллиона тенге за каждый учебник. Словом, у депутатов и педагогов накопилось много вопросов. Кто проверяет законность проведения тендера и соблюдение их условий? Кто анализирует затраты на выпуск учебников и следит за прибавочной стоимостью на один экземпляр учебника разных издательств?

Судя по всему, из издательства учебников сделали довольно прибыльный бизнес. В то же время он малоэффективен для государства, поскольку крупные бюджетные деньги тратятся практически без серьезного контроля и ответственности за качество и стоимость.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии