Испытано на детях
Ольга Малахова
В школах тишина, дети на каникулах, а у взрослых кипят
нешуточные страсти по поводу среднего образования. Снова говорят
о нарушениях в выпуске учебников и государственных стандартов
и о больших бюджетных потерях от действий чиновников Министерства
образования и науки.
Учителя казахстанских школ в недоумении: государственные
стандарты образования вновь пытаются пересматривать. Последние
были приняты в прошлом
году, но сейчас в Казахской академии образования вновь заговорили
об изменениях в новом главном документе средней школы. Опять
перестройка всей работы и немалые финансовые затраты.
Конечно, нет предела совершенству, и можно продолжать работать
над стандартами еще много лет, ведь в независимой республике
должны быть свои подходы, методики и программы. Но дело в
том, что внедрение новых стандартов - занятие недешевое. Под
них следом надо выпускать новые учебники, методические пособия,
вспомогательный материал. И все, естественно, на средства
из государственного бюджета. Поэтому оптимальным сроком изменений
в госстандартах считается три года.
Мы не раз писали о скандалах, сопровождавших выпуск госстандартов
образца 1998 года. Их тексты не выдерживали никакой критики
не только по содержанию, но даже из-за вопиющей неграмотности.
Потраченные деньги были явно неадекватны проделанной работе.
Следом, как известно, были выпущены не менее “замечательные”
учебники, которые пришлось браковать и переиздавать. Как водится,
никто за это не ответил - ни материально, ни морально. Хотя
ущерб был немалый, ведь учебники и пособия покупали как на
бюджетные средства, так и учителя и ученики за собственные
деньги.
В прошлом году были утверждены новые стандарты. И вроде бы
все необходимые условия были соблюдены. Был создан временный
научно-исследовательский коллектив из восьмидесяти человек.
В него вошли опытные учителя, методисты, к примеру, автор
уже апробированных и названных в числе лучших учебников географии
Улжан Есназарова.
Его проекты разослали по областям в школы, по ним прошли
обсуждения, областные конференции. Официальными оппонентами
выступали восемь педагогических коллективов, в том числе пять
алматинских школ, две сельские, институт повышения квалификации.
С учетом их замечаний была предложена новая редакция, которая
снова прошла все необходимые этапы утверждения. В мае прошлого
года стандарты были утверждены и Министерством образования,
и Госкомитетом по стандартизации, метрологии, сертификации.
Учителя в школах перешли на новые программы, выпускаются новые
учебники.
И вдруг недавно в Академии образования снова заговорили о
пересмотре стандартов, обсудили этот вопрос на совещаниях
и принялись за работу. Судя по всему, предполагается по некоторым
моментам вернуться к забракованным стандартам 1998 года. А
это значит, что в программах казахских школ значительно сократятся
часы русской литературы, а в программах русскоязычных школ
- часы казахской литературы. Иной будет компоновка преподавания
географии, хотя в связи с введением гостандарта-2001 уже выпускаются
новые учебники. В стандартах 2001 года количество часов по
изучению казахского языка было уменьшено в 1-2 классах и за
счет этого увеличено в 3-4 классах. К необходимости этого
пришли, опросив учителей начальных классов. Ребята постарше
более осознанно изучают языки.
Учителя в письме министру образования утверждают, что новый
руководитель академии А. Кусаинов вводит в заблуждение всю
педагогическую общественность. На совещании он ссылался на
письмо министерства, но оно было совсем другого содержания,
а не о пересмотре стандартов.
По поводу деятельности академии образования группа депутатов
парламента отправила депутатский запрос премьер-министру.
Они, видимо, не надеясь на то, что можно поправить ситуацию,
предлагают реорганизовать Академию, передать институты, входящие
в нее, в Алматинский государственный университет имени Абая.
Другой скандал связан с тем, что в ноябре прошлого года Министерство
образования и науки заключило договор с российским издательством
“Просвещение” на 12 миллионов российских рублей. Суть его
в том, что издательство передает макеты более двадцати российских
учебников, а казахстанская сторона принимает имущественные
права на их использование. Право использования одного учебника
обошлось ей в три миллиона тенге.
Депутаты мажилиса парламента Татьяна Квятковская и Серик
Абдрахманов направили министру юстиции запрос, в котором просят
проверить законность договора. Дело в том, что для издания
казахстанских учебников уже было создано казахстанское предприятие
“Издательский дом “Просвещение-Казахстан”. Одним из его учредителей
выступило российское издательство “Просвещение”. Получается,
что оно пришло на наш рынок зарабатывать на продаже своих
учебников, но у него же наша сторона покупает право на издание
этих книг. То есть российское издательство само у себя за
казахстанские бюджетные деньги покупает это право, видимо,
не без помощи казахстанских чиновников.
Интересно, что на разработку одного учебника отечественными
издательствами выделяется около восьмидесяти тысяч бюджетных
средств, а соседям, согласно договору с издательством “Просвещение”,
отстегивают по три миллиона тенге за каждый учебник. Словом,
у депутатов и педагогов накопилось много вопросов. Кто проверяет
законность проведения тендера и соблюдение их условий? Кто
анализирует затраты на выпуск учебников и следит за прибавочной
стоимостью на один экземпляр учебника разных издательств?
Судя по всему, из издательства учебников сделали довольно
прибыльный бизнес. В то же время он малоэффективен для государства,
поскольку крупные бюджетные деньги тратятся практически без
серьезного контроля и ответственности за качество и стоимость.
|