Ноу-хау
Мира Мустафина
Во всеуслышание заявляем, что это единственные областные
театры республики, у которых не болит голова о коммунальных
платежах и прочих бытовых мелочах. И главные режиссеры коллективов
начинают встречу с журналистами словами о творчестве, о проблемах
нехватки современных пьес и отсутствии театральной критики.
И ни слова о деньгах. А ведь многие театры, даже академические,
начинают встречи с журналистами со словосочетания “нет денег”.
Будут деньги - будут постановки - будет зритель.
Адрес такого благополучия - театр русской драмы имени Федора
Достоевского и музыкально-драматический театр имени Абая города
Семипалатинска.
Самые объективные показатели результатов творчества - это
участие в различных театральных фестивалях и выпуск пяти новых
спектаклей ежегодно.
Итак, хроника успеха.
В 1999 году театр имени Абая занял второе место на Республиканском
фестивале театров; постановка “Боранды бекет” запомнилась
многим. Труппа русской драмы - лауреаты Павлодарского фестиваля,
на этом фестивале главный режиссер Леонид Титов получил приз
“За лучшую режиссуру”.
2000 год. На блицфестивале в Алматы казахский драмтеатр опять
становится лауреатом, и режиссер Шолпан Карибаев признан лучшим.
2002 год. Театр имени Абая собирается на международный фестиваль
экспериментальных театров в Каир с постановкой “И дольше века
длится день” (“Буранный полустанок” Чингиза Айтматова).
Шестеро выпускников театрального училища в первую же рабочую
неделю получили квартиры. Нет у театров доброго дяди-бизнесмена,
который щедро помогает и покровительствует.
Оказывается, схема самофинансирования очень проста и эффектна.
Созданное в 1997 году межтеатральное объединение “Театр-сервис
“Жаналык” под руководством директора театра русской драмы
имени Достоевского Якова Горельникова успешно работает по
сей день. “Театр-сервис” занимается прежде всего хозяйственными
вопросами. Это полное материальное снабжение обоих театров,
оплата коммунальных услуг, ремонт и другие бытовые проблемы.
Все деньги, вырученные от продажи билетов, поступают на счета
театров и идут на дополнительную оплату труда работников и
на новые постановки. В итоге труппы театров получают примерно
50 процентов надбавки к зарплате. А в целом с помощью “Театр-сервиса”
наблюдается увеличение театрального бюджета на 35-40 процентов.
И что совсем удивительно: в театрах работают душевые, есть
спортзал и комнаты отдыха для актеров.
И как им это все удается? Многие связывают это с личными
качествами Якова Горельникова. Он не только творческий человек,
но еще и удачливый предприниматель. При “Театр-сервисе” создал
дочернее предприятие, которое занимается выступлениями актеров
на различных городских мероприятиях, в съемках рекламных роликов
и сдает театральные помещения в аренду.
|