Скандальная пьеса из Индии.
Мира Мустафина
Вряд ли будет преувеличенным предположение, что казахстанский
зритель, даже театровед, практически незнаком с современным
индийским театром. Хотя, безусловно, весьма характерная подборка
коммерческого индийского кинематографа с его преувеличенной
театральностью на нашем экране принесла свои плоды и зародила
в душе любителей искусства некоторую предубежденность. И это
искаженное представление о драматическом искусстве современной
Индии.
Поправить дело решил режиссер Сергей Попов, написав письмо
в театральную академию индийского города Пуны. Творчество
этой экспериментальной театральной группы, существующей с
1973 года, знакомо зрителям Лондона и Нью-Йорка, а также Москвы.
И судя по рецензиям театральных критиков, творчество их весьма
любопытно. Высокую оценку индийскому театру дали всемирные
мастера сцены Питер Брук и Ричард Аттенборо.
И как вы думаете, письмо, оказывается, не осталось без ответа.
На алматинский адрес Сергея Попова пришла увесистая бандероль,
в которой была пьеса “Гхаширам Котвал”. Это пластико-музыкальная
драма, созданная известным индийским драматургом Вудзаем Тендулкарам.
Жанр пьесы - фолк-опера. В ней переплелись театральные традиции
древней Индии и новейшие достижения современной театральной
техники.
Действие пьесы происходит в одной из индийских провинций
конца 18-го века и рассказывает о стремительном возвышении
и падении садиста и изувера Гхаширама, начальника городской
полиции. Но Гхаширам - всего лишь игрушка в руках расчетливого
политикана Напы Гхадвиависа, который умело использует недовольство
народа в целях упрочения собственной власти. Чтобы получить
пост начальника полиции, Гхаширам приносит в жертву сластолюбцу
Напе свою юную дочь Гаури, а Напа, когда наступает нужный
момент, оставляет Гхаширама на растерзание взбешенной толпы.
Пародийность и гротеск в изображении исторической фигуры
Напы и осмеяние представителей высшей касты послужили причиной
запрещения спектакля индийским цензурным комитетом. Но борьба
индийской общественности вернула спектакль на сцену города
Пуны. Читая рецензии на спектакль, убеждаешься, что эта пьеса
- особая веха в развитии современного индийского театра. Кстати,
она актуальна и для нашего казахстанского общества.
Какое же режиссерское решение готовит нам Сергей Попов? Как
полагается в этих случаях, режиссер как стойкий оловянный
солдатик молчит и хранит тайну. “Дабы не сглазить”, - объяснил
Сергей мне. Известно другое: скандальная пьеса из Индии в
руках не менее скандального казахстанского режиссера. По всему,
это будет независимый проект на одной из известных театральных
площадок южной столицы. И команда актеров набирается очень
сильная. Остается одно - хватило бы терпения до премьеры.
|