Оптимистическая трагедия
Мира Мустафина
Владимиру Алексеевичу Толоконникову, заслуженному артисту
республики, лауреату Государственной премии России, исполнилось
59 лет.
Отмечал свой день рождения Владимир Алексеевич в семейном
кругу. Хотя мог бы закатить роскошный банкет. Но в свой день
ангела он даже хотел удрать от поздравлений. Не удалось
Он человек долга. В театре в день его рождения не было выходного,
а идти к художественному руководителю Рубену Андриасяну он
не захотел. Владимир Алексеевич решил, что себя он не отпускает
с работы.
На день рождения собираются его друзья и соседи. Гулять так
гулять: и шашлык на всех соседей, и дорогое французское вино,
и русской окрошки наготовит ведрами. И кто бы ни зашел к нему
в гости, он всех угостит и напоит. Я нисколечко не преувеличиваю,
- Владимир Алексеевич пользуется народной любовью.
Когда я пришла к нему на интервью, мне тоже хотелось наговорить
Толоконникову кучу комплиментов - актерам всегда, не только
в дни рождения, нужны слова признания. Но лишь я начала поздравлять,
он меня прервал и сказал: “Ради бога, не напоминай, что мне
в следующем году 60. А то в театре поздравляли, как будто
намекали, что пора на пенсию”.
- Владимир Алексеевич, а вы что - такой сентиментальный?
- Сентиментальность - все-таки из дурновкусных вещей, на мой
взгляд. С ней надо быть осторожней. Слезливости точно не люблю.
Еще Мейерхольд сказал, что у трагической актрисы должен быть
сухой голос. Замечательно! Существует ведь масса состояний,
которые выше слез. Но это с возрастом только начинаешь ценить.
- Возраст ощущаете?
- Опыт ощущаю. Экономнее отношусь к своим силам. Раньше мог
сорваться и на дискотеку пойти, а сейчас, после того как сердце
прихватило, стал экономить силы.
- А что сейчас, неудобно на дискотеки ходить?
- В житейском смысле - конечно, а в театре - нет.
- Вы хорошо выглядите. А не боитесь быть моложавым?
- Что имела в виду - несолидность? Я как-то доверяю своим
ощущениям, хотя пытаюсь со стороны на себя поглядывать. Я,
чтобы вы знали, очень трезво к себе отношусь. И я знаю, что
в этом возрасте мне не сыграть Ромео или Тиля, но Мольера
я еще могу.
- Ваша самооценка высока?
- У меня сложно с этим делом, она многозначна. Я, как все
люди, бываю временами неуверенным в себе, а порой непоколебимым.
У многих сложилось мнение, что я, кроме роли Шарикова в “Собачьем
сердце”, ничего не умею делать, что я - никудышний актер,
лицо у меня не интеллектуальное. Помню, был прогон “Кабалы
святош”, я долго репетировал, долго примерялся к роли, гримировался
под Мольера... В нынешнем театре ведь надо делать все быстро,
а я так не умею. Мне надо вынашивать роль в душе, болеть ею.
И вот один из членов худсовета сказал, что “Толоконников с
собачьим лицом - и вдруг играет Мольера... Да это же ошибка
режиссера!” Мне было очень больно. Конечно, мне эти слова
никто не передавал, я услышал случайно. Почему мы всегда живем,
думаем стереотипами? Мольер на тот момент меня спасал от внутреннего
разрушения. Я был в поиске. До слез жалко, что сняли этот
спектакль.
- Владимир Алексеевич, на следующий год 60-летия, наверное,
будет бенефис.
- Время покажет. Боюсь сказать, вернее, сглазить. Есть тут
одна идея... Знаю одно, что “озвучивать” ее будет режиссер-постановщик
Сергей Попов.
- Все ли роли для вас одинаковы?
- Театр - не столь демократическая организация. Дали роль
- нравится не нравится, но ты ее должен сыграть. На первом
спектакле, как правило, отличного результата быть не может.
По-настоящему роль может получиться в процессе нескольких
прожитых на сцене спектаклей. Каждая постановка неповторима,
и работа над ролью идет постоянно: первый ли это спектакль,
сотый... Часто жизнь сама ведет к роли. Если честно, как театральный
актер я не слишком избалован ролями. По большому счету, я
не умею пробивать себе роли, я не умею дружить с начальством,
с режиссерами. Мне, конечно, стыдно жаловаться на судьбу,
но на сегодняшний день в театре я играю очень мало. Подсчитал
- всего четыре спектакля. Я еще не до конца реализован, есть
роли, о которых я мечтаю. Так что моя театральная жизнь похожа
на оптимистическую трагедию.
- Но в одном, наверное, вы счастливы: у вас крепкая семья.
- Да, на семью грех жаловаться. Живется мне с ней хорошо.
А почему вы спрашиваете?
- Да тут разные слухи... Скажите, а вы бы могли представить
другую женщину на месте вашей жены?
- Мог бы. Мог бы нафантазировать, напридумывать... При одном
условии: черты лица и многое другое у этой женщины должны
быть как у моей Нади. У меня несносный характер. Я всегда
удивляюсь ее терпению.
- Сколько денег вам нужно для счастья?
- Не знаю, не считал. Но их почему-то мне всегда не хватает.
Дом двухэтажный построил, осталось только переехать. Вот бы
сыновьям еще дать хорошее образование.
- Какой из человеческих пороков самый худший, на ваш взгляд?
- Зависть. Там, где зависть, там и предательство - это я из
своего жизненного опыта говорю. А вообще у меня самого недостатков
много. В последнее время я пытаюсь никого не обижать, не делать
специально никому зла. Вот сердце прихватило, отлежал в больнице
и подумал: “Это тебе за твои плохие поступки, Вовка!” А вообще,
я бываю очень жестоким со своими друзьями и с близкими: вспылю
и хорошим русским нецензурным языком так с ними поговорю,
что потом страдаю. У меня всего два закадычных друга: Сергей
Попов и Владимир Бобов. Вот я его и взял в свои продюсеры.
- Говорят, вы дружите с мафиози...
- Бог ты мой, откуда взяла ты про эту дружбу? У меня в знакомых-то
одни учителя, артисты, врачи, журналисты, есть и водитель
троллейбуса. Если был бы знаком, наверное, не жил бы в районе
плодоконсервного завода, не строил бы дом целую пятилетку,
переехал бы в Америку. Я стараюсь быть открытым, как на ладони,
скрывать мне нечего. Все мои ценности - в голове.
- Вы не хотите уехать из страны?
- Перестань фальсифицировать факты. Никуда я не собираюсь:
ни в Америку, ни в Россию. А знаешь, мне недавно Калягин позвонил
из России и спрашивает: “Вовка, ты жив?” И рассказал, что
в Москве меня уже похоронили: давно у них не мелькал, исчез
из виду на некоторое время, и они, меня потеряв, пустили слух,
что Толоконников умер. Значит, долго буду жить.
- Вы нищим в переходе подаете?
- Скажи, почему ты в этом интервью задаешь такие вопросы?
Не буду рисоваться: подаю я очень редко. Во-первых, по улицам
хожу мало, на базары и оптовки не езжу, а потом вижу насквозь,
кто в действительности нуждается, кто попрошайка. Когда вижу:
стоит старушка, которой жить не на что, если есть деньги -
поделюсь. Мне жалко стариков, маму свою вспоминаю. По большому
счету, надо заставить платить старикам тех, кто обязан это
делать.
- Хорошо говорите, политикой не пробовали заниматься?
- Я что, сумасшедший? Я в ней ничего не смыслю. И потом, я
твердо убежден, что каждый должен заниматься своим делом.
Вы знаете, отчего мы больше всего страдаем? От того, что вокруг
много дилетантов развелось. Представьте меня депутатом, с
моим, как говорят, “неинтеллектуальным лицом” - страну перепугаю.
Вот театр и кино - мое дело. Когда снимался в “Собачьем сердце”,
думал только об одном: как бы не подвести казахстанскую театральную
школу. Ничего ведь - получилось, не подвел.
|