12 июля 2002
№ 28 (216)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Оптимистическая трагедия

Мира Мустафина

Владимиру Алексеевичу Толоконникову, заслуженному артисту республики, лауреату Государственной премии России, исполнилось 59 лет.

Отмечал свой день рождения Владимир Алексеевич в семейном кругу. Хотя мог бы закатить роскошный банкет. Но в свой день ангела он даже хотел удрать от поздравлений. Не удалось

Он человек долга. В театре в день его рождения не было выходного, а идти к художественному руководителю Рубену Андриасяну он не захотел. Владимир Алексеевич решил, что себя он не отпускает с работы.

На день рождения собираются его друзья и соседи. Гулять так гулять: и шашлык на всех соседей, и дорогое французское вино, и русской окрошки наготовит ведрами. И кто бы ни зашел к нему в гости, он всех угостит и напоит. Я нисколечко не преувеличиваю, - Владимир Алексеевич пользуется народной любовью.

Когда я пришла к нему на интервью, мне тоже хотелось наговорить Толоконникову кучу комплиментов - актерам всегда, не только в дни рождения, нужны слова признания. Но лишь я начала поздравлять, он меня прервал и сказал: “Ради бога, не напоминай, что мне в следующем году 60. А то в театре поздравляли, как будто намекали, что пора на пенсию”.

- Владимир Алексеевич, а вы что - такой сентиментальный?
- Сентиментальность - все-таки из дурновкусных вещей, на мой взгляд. С ней надо быть осторожней. Слезливости точно не люблю. Еще Мейерхольд сказал, что у трагической актрисы должен быть сухой голос. Замечательно! Существует ведь масса состояний, которые выше слез. Но это с возрастом только начинаешь ценить.
- Возраст ощущаете?
- Опыт ощущаю. Экономнее отношусь к своим силам. Раньше мог сорваться и на дискотеку пойти, а сейчас, после того как сердце прихватило, стал экономить силы.
- А что сейчас, неудобно на дискотеки ходить?
- В житейском смысле - конечно, а в театре - нет.
- Вы хорошо выглядите. А не боитесь быть моложавым?
- Что имела в виду - несолидность? Я как-то доверяю своим ощущениям, хотя пытаюсь со стороны на себя поглядывать. Я, чтобы вы знали, очень трезво к себе отношусь. И я знаю, что в этом возрасте мне не сыграть Ромео или Тиля, но Мольера я еще могу.
- Ваша самооценка высока?
- У меня сложно с этим делом, она многозначна. Я, как все люди, бываю временами неуверенным в себе, а порой непоколебимым. У многих сложилось мнение, что я, кроме роли Шарикова в “Собачьем сердце”, ничего не умею делать, что я - никудышний актер, лицо у меня не интеллектуальное. Помню, был прогон “Кабалы святош”, я долго репетировал, долго примерялся к роли, гримировался под Мольера... В нынешнем театре ведь надо делать все быстро, а я так не умею. Мне надо вынашивать роль в душе, болеть ею. И вот один из членов худсовета сказал, что “Толоконников с собачьим лицом - и вдруг играет Мольера... Да это же ошибка режиссера!” Мне было очень больно. Конечно, мне эти слова никто не передавал, я услышал случайно. Почему мы всегда живем, думаем стереотипами? Мольер на тот момент меня спасал от внутреннего разрушения. Я был в поиске. До слез жалко, что сняли этот спектакль.
- Владимир Алексеевич, на следующий год 60-летия, наверное, будет бенефис.
- Время покажет. Боюсь сказать, вернее, сглазить. Есть тут одна идея... Знаю одно, что “озвучивать” ее будет режиссер-постановщик Сергей Попов.
- Все ли роли для вас одинаковы?
- Театр - не столь демократическая организация. Дали роль - нравится не нравится, но ты ее должен сыграть. На первом спектакле, как правило, отличного результата быть не может. По-настоящему роль может получиться в процессе нескольких прожитых на сцене спектаклей. Каждая постановка неповторима, и работа над ролью идет постоянно: первый ли это спектакль, сотый... Часто жизнь сама ведет к роли. Если честно, как театральный актер я не слишком избалован ролями. По большому счету, я не умею пробивать себе роли, я не умею дружить с начальством, с режиссерами. Мне, конечно, стыдно жаловаться на судьбу, но на сегодняшний день в театре я играю очень мало. Подсчитал - всего четыре спектакля. Я еще не до конца реализован, есть роли, о которых я мечтаю. Так что моя театральная жизнь похожа на оптимистическую трагедию.
- Но в одном, наверное, вы счастливы: у вас крепкая семья.
- Да, на семью грех жаловаться. Живется мне с ней хорошо. А почему вы спрашиваете?
- Да тут разные слухи... Скажите, а вы бы могли представить другую женщину на месте вашей жены?
- Мог бы. Мог бы нафантазировать, напридумывать... При одном условии: черты лица и многое другое у этой женщины должны быть как у моей Нади. У меня несносный характер. Я всегда удивляюсь ее терпению.
- Сколько денег вам нужно для счастья?
- Не знаю, не считал. Но их почему-то мне всегда не хватает. Дом двухэтажный построил, осталось только переехать. Вот бы сыновьям еще дать хорошее образование.
- Какой из человеческих пороков самый худший, на ваш взгляд?
- Зависть. Там, где зависть, там и предательство - это я из своего жизненного опыта говорю. А вообще у меня самого недостатков много. В последнее время я пытаюсь никого не обижать, не делать специально никому зла. Вот сердце прихватило, отлежал в больнице и подумал: “Это тебе за твои плохие поступки, Вовка!” А вообще, я бываю очень жестоким со своими друзьями и с близкими: вспылю и хорошим русским нецензурным языком так с ними поговорю, что потом страдаю. У меня всего два закадычных друга: Сергей Попов и Владимир Бобов. Вот я его и взял в свои продюсеры.
- Говорят, вы дружите с мафиози...
- Бог ты мой, откуда взяла ты про эту дружбу? У меня в знакомых-то одни учителя, артисты, врачи, журналисты, есть и водитель троллейбуса. Если был бы знаком, наверное, не жил бы в районе плодоконсервного завода, не строил бы дом целую пятилетку, переехал бы в Америку. Я стараюсь быть открытым, как на ладони, скрывать мне нечего. Все мои ценности - в голове.
- Вы не хотите уехать из страны?
- Перестань фальсифицировать факты. Никуда я не собираюсь: ни в Америку, ни в Россию. А знаешь, мне недавно Калягин позвонил из России и спрашивает: “Вовка, ты жив?” И рассказал, что в Москве меня уже похоронили: давно у них не мелькал, исчез из виду на некоторое время, и они, меня потеряв, пустили слух, что Толоконников умер. Значит, долго буду жить.
- Вы нищим в переходе подаете?
- Скажи, почему ты в этом интервью задаешь такие вопросы? Не буду рисоваться: подаю я очень редко. Во-первых, по улицам хожу мало, на базары и оптовки не езжу, а потом вижу насквозь, кто в действительности нуждается, кто попрошайка. Когда вижу: стоит старушка, которой жить не на что, если есть деньги - поделюсь. Мне жалко стариков, маму свою вспоминаю. По большому счету, надо заставить платить старикам тех, кто обязан это делать.
- Хорошо говорите, политикой не пробовали заниматься?
- Я что, сумасшедший? Я в ней ничего не смыслю. И потом, я твердо убежден, что каждый должен заниматься своим делом. Вы знаете, отчего мы больше всего страдаем? От того, что вокруг много дилетантов развелось. Представьте меня депутатом, с моим, как говорят, “неинтеллектуальным лицом” - страну перепугаю. Вот театр и кино - мое дело. Когда снимался в “Собачьем сердце”, думал только об одном: как бы не подвести казахстанскую театральную школу. Ничего ведь - получилось, не подвел.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии