ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ
Ася Нуриева
Наше заочное знакомство с Чавдаром Георгиевым произошло
интерактивным путем. Именно таким образом мы задали свои вопросы,
с тем чтобы познакомить читателей “НП” с молодым, но очень
интересным и перспективным кинематографистом, живущем и работающим
в США, чья жизненная история с самого детского возраста имела
столько переплетений и метаморфоз, проследить за которыми
мы и предлагаем нашему читателю.
- Уважаемый Чавдар, расскажите о том, как складывалась ваша
биография?
- Я родился в 1973 году в Одессе-маме и прожил там до семи
лет, а потом переехал с родителями в Болгарию. Как говорят:
“Курица - не птица, Болгария - не заграница!” Но каждое лето
я возвращался в Одессу, к морю, которое так любил.
В Болгарии я учился в русской школе, что и развило во мне
любовь к русской культуре.
- Как складывались ваши детские годы?
- Я никогда, честно говоря, не увлекался искусством. Мои
родители, хотя и очень интеллигентные люди, были далеки от
искусства. Они занимались экономикой и математикой.
Я же был очень буйным мальчиком, имевшим в голове радикальные
идеи перевернуть мир. Был анархистом и не верил ни в какой
строй. Ни в коммунизм, ни в капитализм. Я играл на барабанах
в панк-группе “Диоксин”, одной из первых в Болгарии. Короче,
мне все было по барабану. У меня были одно-единственное желание
- перевернуть мир вверх ногами - и неутомимая энергия это
мое желание исполнить!
- Когда и как пришло желание стать кинорежиссером?
- Кинорежиссер - это такая заманчивая профессия. Еще бы,
он командует парадом.
В панк-группе я писал тексты для песен. Но в один прекрасный
день это все перестало меня манить. Как будто я проснулся
от какого-то дурацкого сна. Я подумал, что мои песни услышит
очень маленькая группа людей, так как Болгария - маленькая
страна, и, кроме того, у панк-группы узкий круг слушателей
и фанов.
Потом я закончил школу и попал в болгарскую армию. А армия,
как мы все знаем, меняет человека. Там человек задумывается
о смысле жизни. Я же никак не мог понять в чем все-таки смысл
и зачем человеку вообще надо существовать в этом мире.
В таком именно состоянии я находился долгое время, пока нам
в казарму каким-то странным стечением обстоятельств не завезли
фильм “Пинк Флойд - Стена”.
Этот фильм Алана Паркера произвел на меня шокирующий эффект.
Я сидел в большом зале и смотрел вместе с другими бритыми
головами на этот экран, где происходили самые невероятные
истории. Там людей бросали в какие-то мясорубки и заставляли
их учиться или воевать. И всем этим командовала какая-то высокая
и непонятная сила. Я был пленен силой кино. Каким-то невероятным
образом фильм проник в сердца всех сидящих в зале. Все были
потрясены. Среди зрителей были очень разные ребята. И интеллигентные
мальчики из столицы, и более деревенские, из очень маленьких
сел. Но все, и те и другие, поняли смысл фильма. Все до одного.
Вдруг меня озарило, что если я хочу повлиять на большое количество
людей и поделиться с ними своими взглядами на жизнь, то я
должен стать киношником. Вот так все и началось.
- Какая кинематографическая традиция оказала на вас большее
влияние - французская, итальянская, русская, американская?
- У меня есть любимые режиссеры во всех видах кино, и от
всех я взял что-то свое. И все они меня вдохновляют по-своему.
В русском кинематографе любимые режиссеры Андрей Тарковский
и Сергей Параджанов. Оба - настоящие художники экрана. В итальянском
я больше всего люблю Пазолини, во Франции - это поэт и режиссер
Жан Кокто, а в Америке мой любимый режиссер - Терренс Малик.
Тарковский делил кино на два вида. Фильмы, в которых все
действие ограничено рамками экрана. Все на экране ясно, понятно
и разжевано для зрителей самим режиссером.
А второй вид кино - это когда рамка экрана, как окно в другой
мир, который уходит далеко за пределы экрана. На экране лишь
маленькая часть этого окружающего мира, и каждый зритель воспринимает
увиденное по-разному.
- Что вам дала ваша школа кинематографии, в которой вы учились
в Штатах, и чем она отличается от других?
- Американская школа кино очень ориентирована на публику.
В нашей школе нас учили не то чтобы делать искусство, а как
сделать такое кино, которое будет продаваться и будет понятным
для большого количества зрителей.
Американская школа кино - это школа, в которой доллар играет
очень важную роль. Причем чем больше его будет, тем меньше
возможности у режиссера работать свободно, не думая о том,
понравится ли его фильм огромному количеству зрителей или
нет.
- А вы причисляете себя к некоммерческому кино?
- Хотя я живу в Голливуде и учился в этой школе, а это настоящая
Мекка коммерческого кино, я ничего не имею общего с этим видом
фильмов и не считаю себя его составной частью.
В Америке существует много киношников, которые пытаются делать
свои собственные фильмы. Тут в Голливуде полно оборудования
и талантливых людей. Можно всегда собрать группу на несколько
недель и бесплатно, на чистом энтузиазме сделать что-то очень
интересное. Проблема заключается в том, что некоммерческое
кино очень трудно в Америке показать на большом экране или
по телевидению, так как все базируется на том, как много денег
можно сделать с какого-то фильма. Но, с другой стороны, по
всей Америке есть альтернативные кинофестивали. Даже в маленьких
городах. И людям хочется увидеть что-то такое новое и интересное.
Именно они являются местом, где такие некоммерческие режиссеры,
как я, показывают свои работы.
Мой новый фильм “Аральское море: жизнь после смерти” будет
первым коммерческим проектом. Так как вопросы окружающей среды
очень важны и интересны зрителям всего мира. Ведь мы все живем
на одной планете, и то, что происходит на Аральском море,
имеет влияние на всех нас. Независимо, где мы находимся -
в Голливуде или в Алма-Ате. Но Аральское море - это история
всего человечества. Процветающий некогда край превратился
руками человека в пустыню.
- Чавдар, в вашем фильме “Каширский мессия” вы исследуете
вопрос собственной идентичности, ведя своеобразный разговор-исследование
со своими родными и близкими, выясняя свое происхождение и
принадлежность к одной из древнейших национальностей на земле.
Почему вам так вдруг стал интересен вопрос собственной идентичности?
И сильно ли вас изменило знание того, кто вы по национальности?
- У каждого дерева есть корни. Без них дерево не может вырасти
из земли. Когда-то один греческий философ, кажется Аристотель,
говорил: “Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!”
Так вот, мне очень было важно почувствовать себя частью чего-то
большего, чем я сам. Мне хотелось найти ту утраченную связь
с людьми и поколениями, которые были до меня.
Именно этим и является мое “еврейство”, а ведь евреи существуют
как нация уже более чем 3500 лет. Они дали миру очень многое,
включая и Библию, и концепцию веры в одного Бога.
Теперь я уже еврей не только по крови, но и по религии. И
мне очень многое дает иудаизм как религия и философия жизни.
- Чавдар, что побудило автора такой эстетской работы, как
“Значимый другой”, снятой по библейским мотивам на современном
материале, проявить свой интерес к более социальной проблеме
Арала?
- Как я уже говорил, для меня проблема Аральского моря -
это история нашей планеты, но на конкретном трагическом примере.
Она не столько для меня социальная, сколько историческая и
пророческая.
Еще Аральское море - это загадочный центр и место встречи
цивилизаций. Это не только Шелковый путь, Древний Хорезм и
жемчужина Востока, но это также бывшая Российская империя
и история большевиков.
Чем стало Аральское море теперь? Резервуаром токсических
пестицидов, стекающих с хлопковых полей.
Жизнь и смерть красивейшего моря являются метафорой самой
по себе. Поэтому мой фильм будет наполнен символизмом и фольклором
всех цивилизаций и культур, которые были составной частью
и этого региона.
Это будут не только каракалпаки и казахи, не только узбеки
и корейцы, не только русские, но и также еврейские и арабские
культуры и фольклор.
Так же, как и режиссер Михаил Калатозов (автор фильма “Летят
журавли”) в своем фильме “Я, Куба” рассматривал историю Кубы,
включая революцию и Фиделя Кастро, с точки зрения самого острова.
Таким же способом я хочу рассказать историю Арала.
- Что в историческом аспекте привлекло вас в истории Арала?
- Здесь, в самом сердце Азии, стояло всемогущественное королевство,
известное своими потрясающими садами. Несколько сотен лет
назад, в период Шелкового пути, караваны распространяли дыни,
запакованные в ледяных коробках, которые путешествовали через
оазис Аральского моря, через пустыню в Багдад, где стоимость
одного деликатеса достигала стоимости прекрасной наложницы.
Когда Европа вступила в Ренессанс, Васко да Гама обозначил
морской путь в 1498 году в Азию и Китай вокруг побережья Западной
Африки. Таким образом, Шелковой путь быстро потерял значимость
и харизму с его потрясающими мавзолеями, неумолимо утонувшими
под песками.
Это происходило до русской революции 1917 года, когда удаленные
земли стали центром вокруг нового оживления. Окруженные врагами
большевики пришли к выводу, что они не могут рисковать своей
зависимостью от внешних источников поставки хлопка, и решили
превратить древнюю пустыню в советскую хлопковую чашу.
В 50-е они повернули могущественные реки Амударья и Сырдарья
- единственные источники воды, которые бежали через пустыню
в Аральское море, - с тем чтобы оросить поля хлопка в сухом
засушливом районе Узбекистана. И уже через несколько лет веками
процветающее промыслами на охоте и рыболовстве древнее кочевое
общество было трансформировано в общество, тотально зависимое
от монокультуры - хлопка.
Первые годы у этого проекта был потрясающий успех. Узбекистан
возник как четвертая наикрупнейшая хлопковая нация в мире.
Но орошение и ирригация превратили в пустыню цветущую местность,
что привело за собой катастрофическую цепь событий. Сегодня
90% этой воды повернуто в Арал и только половина ее осталась
в состоянии высокой засоленности и практически умирает.
|