5 июля 2002
№27 (215)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Без галстука  


Ерлан Атамкулов:
РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ НЕ ОТМЕНЯЮТСЯ


Талгат Калиев
Вызванное сменой руководства и уголовными делами внимание к национальной железнодорожной компании было подогрето на прошлой неделе слухами об отставке лишь недавно назначенного нового руководства ЗАО “Казахстан темир жолы”. Ситуацию комментирует сам президент компании

- По Астане гуляет слух о вашем уходе с должности президента компании...
- Наверное, если я нахожусь на этом месте, то им уже нет резона верить. До меня тоже доходили слухи о том, что я якобы написал заявление об уходе. Никаких заявлений я не писал, ни к кому не обращался, наоборот, наша команда практически разобралась со всеми задачами, стоящими перед нашей отраслью, и полна оптимизма относительно перспектив отрасли.
- Многих мучает вопрос: является ли ваше ЗАО правопреемником вчерашнего РГП?
- Конечно. ЗАО “Казахстан темир жолы” является правопреемником по всем финансовым и экономическим вопросам, стоявшим перед РГП “Казакстан темир жолы”, по всем ранее выданным гарантиям и полученным кредитам.
- Кстати, есть сведения, что у РГП была большая задолженность по зарплате?
- Нет, это абсолютно неправильная информация. На всех наших основных предприятиях задолженностей нет. Более того, всем работникам путевых хозяйств мы повысили зарплату на десять с половиной процентов. Есть небольшие долги у дочерних предприятий, сегодня реорганизованных в акционерные общества.
- Каковы перспективы реструктуризации? Означает ли продление сроков, что будет меняться принципиальная схема этого процесса?
- Мы продлили сроки, потому что эта отрасль - одна из важнейших и имеет стратегическое значение. Любая ошибка может стать необратимой, что резко отразится на экономике страны. Поэтому нельзя допускать дробления самой отрасли. Что же касается схемы, то мы ее принципиально не меняли, мы попросту дополнили ее и намерены проводить ее поступательно, поэтапно, чтобы четко оценивать последствия и избежать ошибок.
На первом этапе мы намерены разделить монопольную часть и сферу, в которую нам нужно привлекать частный капитал. Новую программу мы обсуждаем уже три месяца и в августе отправим на согласование во все министерства и ведомства, чтобы к октябрю представить в правительство окончательный вариант. Что же касается самой реструктуризации, то в условиях рыночной экономики железная дорога не может оставаться в изолированном состоянии. Эта отрасль очень тонко реагирует на все изменения в экономике, и мы должны очень осторожно, взвешенно подвести ее к вхождению в рыночную экономику.
- Идущее следствие выявляет огромные суммы совершенных ранее в системе хищений. Где гарантии, что эти схемы не будут применены кем-нибудь и теперь?
- Мы с первого дня четко видели и видим узкие места, через которые были возможны эти утечки. Мы разработали новые тендерные условия и уже провели первые тендеры. Условия этих тендеров очень жесткие.
Мы сегодня не производим предоплату, мы не платим по прибытии товара на границу, мы сегодня платим лишь по прибытии товара на склады и лишь в течение 90 дней, в этот период мы проверяем качество поставленных товаров или услуг. Мы сегодня поставили очень хорошие заслоны, чтобы не оставалось и намека на возможность хищений, более того, мы активно привлекаем банковские возможности по взаимным гарантиям и производим свои внутренние проверки. Мы сегодня заинтересованы в оптимизации своих финансовых потоков.
- Вопрос, наверное, небезразличный для каждого из бывших алматинцев: будет ли когда-нибудь запущен скоростной поезд?
- Обязательно будет. Просто сегодня всех волнует тот вопрос, что пришли вагоны и почему-то не ходят. Хочу прояснить, что в Испании закуплено 44 вагона, 2 поезда по 22 вагона. В Казахстан пришли шесть экспериментальных вагонов, эксплуатируя которые, мы изучаем их слабые стороны и даем рекомендации по доводке их к нашим условиям. На них абсолютно другая подвеска, по-другому работает вагон, не отлажены тормоза. К нам придут вагоны, которые отличаются от европейских, они будут более модернизированы и адаптированы к нашим климатическим и техническим условиям. И тогда мы запустим поезд.
- Почему с первого июля поднялись тарифы на пассажирские перевозки? Будут ли в дальнейшем расти тарифы?
- Вообще целенаправленного повышения тарифов не было. Согласно мировой практике, цены на билеты привязаны к курсу швейцарского франка, в связи с повышением курса и произошло подорожание билетов.
Что же касается повышения тарифов вообще, то его проводить нужно. Ситуация такова, что в течение десяти лет железная дорога косвенно дотировала другие отрасли экономики. В результате основные средства, в том числе и технический парк, находятся за порогом допустимого износа. И если сейчас мы не начнем ремонт и обновление, то через три года резко снизится безопасность железнодорожных перевозок. Так что нужно либо дотировать эти программы, либо дать нам заработать на них деньги самим.
- Сегодня говорят о хищении на железной дороге сорока миллионов долларов. Неужели этих сумм недостаточно?
- Сорок миллионов долларов для таких программ - это капля в море. Для обновления технического парка нам до 2009 года необходимо порядка 3,9 миллиарда долларов.
- А если подсчитать потерянные компанией суммы от безбилетных пассажиров и незарегистрированного груза, на которых зарабатывают проводники?
- Кстати, мы намерены жестко бороться с этим. Не исключено, что придется вообще менять состав проводников. Мы анализируем нарушения, и провоз грузов и безбилетников, и то, что постельное белье продается на базарах. Кстати, что касается белья, то мы сегодня выставили одно из условий, чтобы на закупаемом на тендерах белье были логотипы “Казахстан темир жолы” с датой выпуска, а в купейных вагонах и СВ начали выдавать ланч-боксы, как в самолетах..
Но самое главное - нужно создавать на крупных станциях вокзалы терминального типа, чтобы на перрон проходили лишь пассажиры с билетами с исключительно досмотренным грузом. Кроме того, на вокзалах должны стоять компьютеры, по которым любой пассажир сможет получить информацию о наличии мест. Так что если нам удастся реализовать наши программы, то лет через пять-семь наши пассажиры получат цивилизованное обслуживание и будут ездить в современных вагонах.
Астана


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии