28 июня 2002
№26 (214)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

САМ СЕБЕ БИЗНЕСМЕН

Ведущая полосы Светлана Грибанова
Помните анекдот? Миллионера попросили рассказать, каким образом он смог разбогатеть. “Сначала я купил два яблока за 5 центов, помыл их и продал за 10. На следующий день я точно так же продал уже четыре яблока. А потом умерла моя бабушка и оставила мне в наследство миллион долларов”, - поделился богач секретом своего успеха.
Наши доморощенные олигархи могли бы рассказать о себе похожие истории, только в роли доброй феи выступила бы не бабушка, а само государство, раздававшее миллионные кредиты.
Большинству наших сограждан не повезло ни с бабушкой, поскольку во время денежной реформы старики потеряли даже те крохи, что сумели накопить за всю жизнь, ни с кредитами. Поэтому начинающему казахстанскому бизнесмену придется очень долго мыть грязные яблоки, чтобы продать их подороже. Возможно, он и сумел бы таким образом накопить небольшую сумму денег и со временем открыть магазин “Дары природы”. Но не все так просто. С одной стороны, у нас объявлена государственная поддержка малого бизнеса, с другой стороны, на пути каждого предпринимателя стоят организации, которые кормятся за его счет и на законных основаниях, и не совсем на законных.
С какими трудностями придется встретиться по пути становления собственного дела? Как в таких условиях предприимчивому человеку встать на ноги? На этот вопрос мы сегодня попытаемся ответить в очередном выпуске “Экспертного бюро”.


МАЛ БИЗНЕС, ДА ДОРОГ

У Казахстана точно свой путь в капитализм. В большинстве бывших стран соцлагеря ставку сделали на развитие малого бизнеса, который, кстати, является основой для образования среднего класса. У нас внешне все делается примерно так же, на различных совещаниях звучат цифры, свидетельствующие о развитии предпринимательства в стране. Вот только средний класс в Казахстане представлен в основном госчиновниками. И это при официальной зарплате госслужащего, составляющей не более ста долларов

Настораживающий факт: в Алматы, где городские власти объявили о своем стремлении создать все условия для свободного предпринимательства, по данным департамента малого бизнеса аппарата акима Алматы, количество малых предприятий, как и численность индивидуальных предпринимателей, в 2002 году по сравнению с прошлым годом уменьшилось.
По сведениям Центра малого бизнеса, по республике за два года (с 1999-го по 2001-й) снизились темпы роста основных показателей развития субъектов малого бизнеса с 60,6 процента до 15,4 процента. Перестали открываться новые производства, зато растет поток жалоб от предпринимателей на действия контрольно-надзорных органов.
По решению акима Алматы, торговля из ларьков и палаток переселилась на первые этажи жилых домов. В принципе результатом мы должны быть довольны: улицы города очистились от уродливых строений, повысилась культура обслуживания, улучшились санитарные условия торговли. Однако у этого процесса есть обратная сторона. Сегодня, чтобы получить разрешение в различных госучреждениях на вывод помещения из жилого фонда и его реконструкцию, уходит до полутора лет.
Нужно получить визы в ГАСК, Алматыжер, горкомземе, департаменте архитектуры, центре по недвижимости, а также в ЗАО “Алматыградкадастр”, ТОО “Центргеоинформ”, РГП “АлматыгорНППЦзем”. Процедура оформления недвижимости включает 28 (!) этапов. В том случае, если будут приняты совместные предложения департамента малого бизнеса аппарата акима, департамента архитектуры и градостроительства, горкомзема по упрощению процедуры, предпринимателю все же придется пройти 12 этапов.
Даже имея на руках бумажку, разрешающую выкупленную квартиру переоборудовать в магазин, парикмахерскую, аптеку или кафе, не стоит успокаиваться. Ведь еще нужно в зависимости от вида деятельности получить разрешения горСЭУ, пожарной инспекции, ветнадзора, горэкологии, ЧС, ветеринарной и экологической полиции, инспекции по труду. Уже по названиям учреждений можно понять, сколько лишних дублирующих структур паразитирует на теле малого бизнеса.
Новый Кодекс об административных нарушениях стал еще одним орудием давления на предпринимателей. С одной стороны, существует государственная программа поддержки малого бизнеса, с другой - вот такой Административный кодекс, который сводит на нет все усилия по развитию предпринимательства в стране.
Понятно, что нарушения должны преследоваться по закону, однако закрепленные в Кодексе штрафные санкции - от и до, с огромным разрывом между минимальной и максимальной суммами, - создают прекрасные условия для злоупотреблений. Ведь решение о том, какой штраф наложить на нарушителя, принимает сам проверяющий. При “вилке” штрафа от 20 до 2000 месячных расчетных показателей (от 100 до 1000 долларов) предприниматель лучше поделится с чиновником, нежели будет платить большую сумму.
Директор департамента малого бизнеса аппарата акима Алматы Серик Туржанов приводит в пример статью 207, согласно которой за сокрытие имущества от налогообложения устанавливается штраф в размере от 50 до 100 процентов стоимости незадекларированного имущества. “Спор вызывает не сам факт наложения взыскания, - говорит г-н Туржанов, - а вольная трактовка и варьирование штрафными санкциями, что дает возможность надзорным органам на вполне законных основаниях экспроприировать имущество”.
Способов вытягивания денег из предпринимателей множество. Один из них - обязательный договор о техническом обслуживании контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью. Без этого документа аппарат не поставят на учет в налоговом органе. Работать без кассового аппарата тоже нельзя - оштрафуют. Техобслуживание обходится бизнесмену в 7-9 долларов в месяц. Только по Алматы, по данным департамента малого бизнеса, сумма сборов по этим договорам составляет 3,5 миллиона долларов в год. А не заключит предприниматель договор с фирмой по обслуживанию кассовых аппаратов, нарушит закон.
Решило правительство сократить численность различных госорганов, а на их месте тут же возникло множество РГП, хозрасчетных подразделений, образованных различными министерствами и ведомствами, наделенных контрольно-надзорными функциями. По словам президента Алматинской ассоциации предпринимателей Виктора Ямбаева, внутри госструктур созданы стройные схемы по отъему денег: “Госорган загоняет предпринимателя в РГП, а оно торгует бумагой с печатями”.
Тем более что своя рука владыка. Любое центральное ведомство может самостоятельно принимать подзаконные акты. Например, в Законе “О лицензировании” дается перечень 60 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Усилиями министерств и ведомств этот перечень расширен до 1040. Причем в большинстве случаев за лицензией нужно ехать в столицу. В общем, о проблемах можно говорить долго и почти в каждом законе найти множество лазеек для нечистоплотных чиновников, жиреющих за счет предпринимателей.
В Казахстане множество госструктур, которые созданы с одной целью: помочь предпринимателю встать на ноги. Например, департаменты малого бизнеса при акиматах. Но какова эта помощь на деле? В Алматы разработали упрощенную процедуру прохождения документов при переоформлении помещений - теперь вместо 28 этапов предприниматель должен будет пройти только 12. Соответственно сократятся, наверное, суммы поборов. Да, департаменты проводят тренинги, семинары для предпринимателей, круглые столы и конференции, где обсуждают проблемы малого бизнеса. И так на протяжении, по крайней мере, пяти лет. А воз и ныне там.
Не проще было бы поступить, как, к примеру, в некоторых регионах России, где действует принцип “одного окна”. Человек, который хочет открыть магазин, кафе, парикмахерскую, сдает все документы в районную администрацию. Срок прохождения документов зависит от сложности дела: от недели до месяца и больше. Впрочем, это не столь важно. Главное, что все подписи собирает и со всеми органами документы согласовывает не сам бизнесмен, а работник мэрии. Понятно, что чиновник чиновнику взятку платить не станет - все же одна структура. Все проходит максимально прозрачно и без волокиты. И в том же окне бизнесмен получает готовые документы. Если бы этот принцип ввели хотя бы в обеих казахстанских столицах, это действительно была бы реальная помощь малому бизнесу.
И это не единственное, что можно сделать в помощь предпринимателю. Давайте думать вместе. Самим деловым людям видней, что делать, чтобы малый бизнес не угробили окончательно. Ждем ваших предложений по телефонам: 507-532, 507-533.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии