РОКОВАЯ ТОЛСТУШКА “КУРСКА”
Ольга Медведева
29 июня российская государственная комиссия по расследованию причин гибели “Курска” должна официально сообщить все подробности разыгравшейся два года назад трагедии
А неделю назад российские телеканалы сообщили, что из трех версий - столкновение, подрыв на мине времен Великой Отечественной войны и, наконец, взрыв своей торпеды 650-миллиметрового калибра - комиссия остановилась на последней.
Как помнят читатели нашей газеты (смотрите “НП” от 7 сентября 2001 года), именно эту версию более 20 месяцев отстаивал наш земляк, бывший торпедист, инженер алматинского завода имени Кирова, а ныне фотокорреспондент Валерий Коренчук.
Основываясь на трех единственно достоверных фактах - эквивалент первого и второго взрыва и временной промежуток между ними, - он доказывал, что из-за неожиданного мгновенного разложения перекиси водорода в резервуаре “толстой” боевой торпеды, которая находилась в торпедном аппарате в полной боевой готовности, произошел первый взрыв. Он разворотил и торпеду, и торпедный аппарат. От смещения торпеды по оси и по крену стала срабатывать вся цепочка предохранителей, которые в обычное время блокируют несанкционированный взрыв. Оставалась последняя надежда - вертушка на взрывателе, которая отмеривает безопасный отход торпеды на 300-400 метров от своего корабля. Предполагалось, что “Курск” шел со скоростью 6-9 узлов. В этом случае вертушке понадобилось 115-135 секунд, чтобы вытащить чеку из-под взрывателя. Вот тогда неконтактный взрыватель среагировал на магнитное поле “Курска” и грянул второй взрыв, который и погубил атомную субмарину.
Перед началом работ по подъему “Курска”, когда на Северном флоте были убеждены, что на подводной лодке взорвался весь торпедный боезапас, Коренчук утверждал, что взорвалась только одна, остальные сорваны со своих стеллажей и разбросаны вплоть до третьего отсека. И когда будут отрезать первый отсек, алмазная пила неминуемо наткнется на одну из них и выйдет из строя (проще говоря, будет сожжена). Читатели помнят, что так и произошло на самом деле. Дважды заменяли пилу. А когда “Курск” уже подняли и разбирали завалы в отсеках, как гром грянул - в третьем отсеке нашли сначала невзорвавшееся зарядное отделение, а через несколько дней и целую торпеду.
Предсказание Коренчука оказалось верным на все двести процентов! В ноябре прошлого года Коренчук через военного атташе посольства России направил свои материалы в государственную комиссию. Повлияли ли его доводы на умозаключение комиссии, мы узнаем завтра.
Остается одно, как говорит наш коллега, установить причину разложения перекиси в “толстушке”. Но время уже упущено, и остается только строить догадки. “У меня их около десяти, - говорит Коренчук. - И это мое ноу-хау, так я и написал госкомиссии”.
- В сентябре 2001 года я встречался с друзьями, однокашниками по корабелке (Ленинградский кораблестроительному институту), - говорит Валерий Коренчук. - Два капитана первого ранга, обошедшие на атомных субмаринах земной шар по два-три раза, инженеры из КБ “Рубин” и конструкторы, которые когда-то проектировали “толстушку”, поняли меня сразу. Настолько логичными и конструктивно проработанными показались им мои доводы. А товарищи по заводу имени Кирова не верят и до сих пор. Для них я уже четверть века только фотограф.
|
|
|
|