ВТО НА ЧАШЕ ВЕСОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ИЗДЕРЖКИ
Мария Гордеева
Сегодня членами ВТО являются 144 страны, в том числе крупные торговые государства. Экономические выгоды от участия в этой организации достигаются путем снижения торговых барьеров для свободного товарообмена. ВТО охватывает 95 процентов мировой торговли. Присоединение к ВТО Казахстана вытекает из стратегического курса внешнеэкономической политики, который направлен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю.
Вступление в ВТО дает республике ряд преимуществ, среди которых получение режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами со странами-членами ВТО, предсказуемость торговых режимов стран-членов ВТО, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов, приведение торгового законодательства к международным нормам и стандартам, улучшение имиджа Казахстана.
К негативным последствиям от вступления Казахстана в ВТО можно отнести усиление международной конкуренции, неприменение субсидирования экспортной продукции, установление таможенных пошлин не выше взятых обязательств при вступлении в ВТО, неприменение мер по ограничению доступа на рынок товаров и услуг, строгое соблюдение принятых обязательств - в противном случае будут применены торговые санкции
Наша задача - добиться наилучших условий присоединения Казахстана к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Присоединение Казахстана к ВТО гарантирует получение режима наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех стран-членов ВТО. Те же права, что имеют другие торговые партнеры, позволяют более эффективно использовать имеющиеся возможности в торговле или, другими словами, обеспечить доступ на мировые рынки для экспорта казахстанской продукции и услуг и предсказуемость торгового режима.
Членство в ВТО обеспечивает справедливое решение торговых споров, поскольку система этой организации создает эффективный механизм для их разрешения. В результате, вступление в ВТО обеспечит доступ к этому механизму и возможность требовать обязательного исполнения решений, принятых в ходе разбирательств.
Что мы теряем, не присоединившись к ВТО? Ну, к примеру, есть соглашение по текстилю и одежде. На страны, не участвующие в нем, не будет распространяться поэтапная ликвидация импортных квот на товары, ограничения на которые будут сохраняться в период до 2005 года. Кроме этого, такие страны могут столкнуться с введением ограничений в отношении экспорта их текстиля и одежды без указания каких-либо сроков их отмены.
Соглашение по сельскому хозяйству. Экспорт сельхозпродукции из стран, не участвующих в соглашении, будет облагаться высокими ставками таможенных пошлин в результате проведенной членами ВТО тарификации. В то время как Соглашение по сельскому хозяйству запрещает использование количественных импортных ограничений на сельхозпродукцию членов ВТО, в отношении импорта сельхозтоваров из неучаствующих стран будет сохраняться возможность применения количественных ограничений.
Соглашения по антидемпингу, субсидиям и компенсационным мерам. Согласно этим соглашениям, все члены ВТО имеют право на проведение проверки факта нанесения ущерба в ходе антидемпинговых и компенсационных расследований. В то время как на неучаствующие страны это право может не распространяться. Кроме того, против не входящих в ВТО стран, как показывает практика, могут применяться количественные ограничения в порядке урегулирования антидемпинговых мероприятий, что является дискриминационной мерой и запрещено правилами ВТО для стран-членов.
Приведя национальное законодательство в соответствие правилам и нормам ВТО, Казахстан получит возможность выхода в унифицированное международное правовое пространство, обеспечивающее всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. В целом, все это сыграет на повышении имиджа Казахстана как равноправного участника международной торговли, укреплении доверия к республике.
С другой стороны, слабость экономического развития таких стран как Казахстан ограничивает возможность использования в полной мере потенциальной выгоды от членства в ВТО. Поэтому жизненно важной становится проблема адаптации отечественных производителей к новым условиям. Из-за недостаточно высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров быстрое открытие внутренних рынков приведет к резкому увеличению импорта товаров.
Либерализация рынков, согласно достигнутым договоренностям, может осуществляться постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения ВТО также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит вред отечественной экономике. Поэтому за переходной период надо будет существенно повысить конкурентоспособность выпускаемой отечественной продукции. И здесь на первый план выступают проблемы инвестирования. Снижение тарифных барьеров делает более привлекательным импорт инвестиционных товаров по сравнению с иностранным инвестированием в отрасли реального сектора экономики.
На переговорах по вступлению Казахстана в ВТО необходимо договориться об особых условиях для приоритетных отраслей экономики. Для этого нужно определиться с приоритетными отраслями экономики и степенью их защиты. Сейчас при обсуждении обязательств Казахстана со странами ВТО уже возникают сложности в установлении оптимального размера таможенных пошлин.
Одним из негативных моментов участия в ВТО можно считать неповышение таможенных пошлин выше взятых обязательств при вступлении в ВТО. Предложения Казахстана предполагают повышение тарифов по сравнению с действующими по многим пунктам. Однако после вступления в ВТО тарифы будут зафиксированы, а дальнейшее их изменение в сторону его увеличения приведет к применению в отношении Казахстана торговых санкций.
Неприменение субсидирования экспортной продукции также можно отнести к издержкам присоединения к ВТО. Существующая экономическая ситуация, особенно в сельском хозяйстве республики, создание необходимых условий для восстановления и нормального развития сельхозпроизводства, его экспортного потенциала требуют внутренней поддержки и экспортных субсидий. Соглашением ВТО по сельскому хозяйству в принципе допускается применение экспортных субсидий, однако их уровень, зафиксированный в обязательствах, должен предусматривать их прогрессивное сокращение.
|
|
|
|