ГОСУДАРСТВО ИМЕНИ КАКИМЖАНОВА
(Антиутопия)
Аврора Крейсер
Постоянному читателю нашей газеты не надо долго объяснять, кто такой Зейнулла Какимжанов. Министр госдоходов - бессменный герой публикаций в “НП”. Но прежде мы большей частью рассказывали о былых подвигах главного мытаря и плейбоя Казахстана, лишь иногда делая робкие попытки предположить будущее перспективного государственного деятеля.
Однако последние его поступки заставляют всерьез отнестись к возможности построения в одной отдельно взятой стране государства имени Какимжанова. Государства мытарей и жандармов, как мы его нарекли в предыдущем номере. Министр государственных доходов не скрывает своих амбиций, так почему бы и газете не задаться публично вопросом: а каким бы он был (и не исключено, будет) - Казахстан по-какимжановски?
Политическаясистема
Учитывая, какие порядки царят в МГД и подведомственной министру таможне, как крепко схвачен Зейнуллой Какимжановым казахстанский бизнес, да и вообще какой решительный норов и рукоприкладный стиль руководства главного мытаря, можно не сомневаться: Казахстан в “какимжановском варианте” ждет суперавторитарная система.
Можно даже предположить, что это будет полицейское государство латиноамериканского типа - на подобные мысли наводит шумно идущая рекламная кампания Зейнуллы Какимжанова, когда наш герой предстает на фото в газетах и журналах в стиле “а-ля комманданте меделинского картеля”.
Опыт показывает, что в аналогичных диктатурах сознательно сохраняются внешние признаки демократии (чтоб мировое сообщество не сильно “напрягалось”), как то: парламент, выборы, независимые СМИ. Но у знающих подноготную местных жителей не возникает сомнений, кому реально принадлежит безраздельная власть.
И кстати, о СМИ. В прошлом номере “НП” мы продемонстрировали, как функционеры из МГД - ближайшие сподвижники Какимжанова - относятся к правам журналистов (в статье “Стряпчий о свободе слова”). Да и в целом демонстрируемое Зейнуллой Какимжановым затаенное спокойствие в ответ на многочисленные публикации с вопросами в его адрес достаточно красноречиво характеризует “уважение” министра к четвертой власти.
Изменения здесь могут быть лишь в том, что если Зейнулла Какимжанов придет к власти, игнорирование сменится преследованием. А то, как главный мытарь не терпит инакомыслия, хорошо показал скандал с увольнением половины личного состава департамента финансовой полиции на транспорте во главе с полковником Шамшиденовым, а затем “подавление бунта” на Карагандинской таможне.
Экономика
Не менее жесткие изменения грядут и в экономике. На либеральном экономическом вольнодумстве можно будет поставить жирный крест. Нет сомнений, что экономику страны, независимо от ее состояния, Какимжанов, буде он придет к власти, поставит на службу исключительно себе. А схема, каковой он последует, легко выводится из нынешнего отношения главного мытаря и его нукеров к малому и среднему бизнесу.
Любой предприниматель, бухгалтер или инспектор районного налогового комитета подтвердят: нынешняя функция казахстанских фискальных органов есть не что иное, как... рэкет. Да-да, рэкет, только легальный, освященный государством и законом. И дело даже не в том, что взаимоотношения проверяющих и проверяемых, по сути, представляют собой торг, где каждый пытается побольше урвать. Существующая такса, согласно которой фиксированный процент от найденных проверяющими нарушений идет к ним в карман, - зло, можно сказать, неизбежное, к которому все привыкли.
Куда опасней то, что ревизоры прикрываются государственными интересами. Приходя с предписанием на фирму, они первым делом интересуются ее финансовым оборотом и тут же назначают цену, заплатив которую в виде штрафа и пени, предприниматель избавляется от скрупулезной проверки и в обязанность ему вменяется лишь сытно накормить и вкусно напоить ревизоров.
Да, штрафы эти должны пойти в казну (и не исключено, на самом деле доходят, за вычетом упомянутой десятины проверяющим), но ведь подобное поведение налоговиков означает, что все казахстанские предприниматели, еще ничего не совершив, заведомо записаны в нарушители и облагаются штрафами. Они априори “попали”. Почему? Да только потому, что им посчастливилось родиться в стране, где Министерство государственных доходов возглавляет Зейнулла Какимжанов.
В стране, где о презумпции налоговой невиновности, таким образом, так же уместно говорить, как, например, при режиме Сталина или Гитлера. Они действительно попали в мясорубку амбиций и интересов министра Какимжанова, подменяющего кропотливую планомерную работу с налогоплательщиками налетами своих опричников.
У предпринимателя остается два выхода. Один из них - смириться и заплатить. Но в таком случае его вынуждают после ухода проверяющих восполнить понесенные убытки, химича со “второй кассой”, наличными расчетами и пр. Да и то: каков резон работать честно, если все равно оштрафуют?! Так вместо воспитания сознательности налогоплательщика какимжановские нукеры развращают его, заставляя ловчить, хитрить и выгадывать, дабы собрать средства для откупного при следующей проверке.
Есть, впрочем, и другой путь: оспорить штрафные санкции в суде. Но ответчик (то бишь МГД) и здесь в привилегированном положении - он всегда может прикрыться государственными интересами. Да и не так много в наших судах судей-бухгалтеров, экономистов, способных разобраться в дремучей цифири. К тому же если и удастся бизнесмену отбиться в суде - все равно задушат его. При следующей проверке припомнят былые обиды и оштрафуют вдвойне.
Получается, что создавшаяся невыносимая налоговая ситуация - исключительно дело рук одного человека - министра государственных доходов. Казахстан - уже сейчас страна мытарей. По закону в течение года каждый предприниматель может подвергаться одной комплексной проверке, тематической, по НДС и в неограниченном числе - встречным проверкам. Это значит сотни тысяч проверок в год, десятки тысяч проверяющих. И их тотальному прессингу сопротивляться бессмысленно.
В противном случае можно потерять больше, ведь ревизор справедливо предупреждает, что по закону выйдет хуже. Но и закон, и справедливость здесь - только слова, которые служат корысти мытарей. Тот же Налоговый кодекс - любимое детище министра Какимжанова - полон противоречий.
Как вам, например, то обстоятельство, что платя за собственную квартиру как физическое лицо налог 0,1 процента, за эту же самую квартиру, но уже зарегистрировав в ней фирму, вы обязаны заплатить в десять раз больше, так как это будет уже имущество юридического лица?! Разве не абсурд? Не вопиющее нарушение Конституции, по которой частная собственность неприкосновенна и не делится на личную и полуличную предпринимательскую?
А как назвать начисляемый налоговиками штраф за то, что вы не смогли точно спрогнозировать предполагаемую прибыль текущего периода? Или не рэкет разве расценки на таможенных постах? Впрочем, про это и толковать нечего, ведь сам министр госдоходов обнародовал их в начале года на страницах одной из газет.
А теперь возведите все это в масштабы не малого бизнеса, но всей экономики страны. И получите то, что может случиться, если главный мытарь придет к верховной власти. Тотальная слежка за бизнесменами всех рангов и мастей, мониторинг всей конфиденциальной коммерческой информации, беспредел фискальных и контрольных органов, постоянные поборы с предпринимателей, хитроумные схемы, замыкающиеся в одном месте - собственном кармане. Сможет выжить экономика в таких условиях?
Мы уже не говорим о среднем классе - основе стабильности любого общества. Пока государство во главе с президентом делает все, чтобы этот самый средний класс встал на ноги, министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов гробит (иного слова и не подберешь) эти благие начинания. Так, например, в результате фискального террора в 2001 году темпы роста количества субъектов малого и среднего бизнеса, по данным Института экономических исследований РК, уменьшились в пять раз (!). И то ли еще будет.
Впрочем, что до этого министру Какимжанову! Он как раз отчитался о выполнении ведомством плана по сбору налогов в том же 2001 году на 106,9 процента. И почему-то мы уверены, что шесть процентов перевыполнения - это не найденные “черные деньги” контрабандистов и бутлегеров, а тысячи тенге, которые вытрясли у мелкого предпринимателя, самостоятельно кормящего себя, свою семью и семьи еще 10 человек, которых он взял на работу.
Потому так рыскают по стране его опричники, потому они заведомо записали в преступники миллион триста тысяч казахстанцев, занятых в малом бизнесе. Объяснение простое: Какимжанов рвется наверх. А для этого ему нужны показатели, нужны успехи - не важно какой ценой. И, во-вторых, уж таков у него характер, что всех людей он предпочитает видеть в двух состояниях: или на коленях, или с удавкой на шее.
Не случайно в последнее время от него отошли в сторону даже самые преданные бизнесмены из его ближайшего окружения, из тех, что все эти годы с ним на средиземноморских курортах и в шикарных ресторанах. Видимо, и у них наступил предел терпению. Но предел есть и у простых предпринимателей. Насколько его еще хватит?
Самое же страшное то, что для простого казахстанца из того самого миллиона занятых в малом бизнесе государство и власть ассоциируются не с правительством, не с парламентом, а с местным налоговым комитетом. Сотрудники которого с порога обвиняют его в нарушениях, штрафуют и прессуют, не давая работать честно и спать спокойно. Пополняя бюджет государства правой рукой, левой Зейнулла Какимжанов попирает это самое государство, обливая его грязью и дискредитируя его существованием системы, которую он сам выстроил и холит и лелеет.
Правовая сфера
Разумеется, подобные порядки и в политике, и в экономике просто не могут не привести к процветанию коррупции, и без того являющейся главным бичом нашего общества. Чтобы утвердиться в этой мысли, можно обратиться к примерам. Вспомнить, в частности, своеобразную “тарифную сетку”, обнародованную министром в отношении получения должностей на таможне. Не сомневаемся, что после этого наступит черед тарифов на должности в школах, театрах и консерваториях.
Не знаем как вам, а мне совсем не хочется проснуться однажды в государстве, лидер которого помышляет только о личной корысти, где основополагающий принцип - тотальное вымогательство с последующим “отстегом” наверх, где закон дает лишь привилегии носить погоны, а погоны - лишь избавление от ответственности.
А ведь сегодня уже наше государство разделяют на две касты: немногочисленную привилегированную, обладающую “корочкой” в кармане и полномочиями в любой момент просветить нашу финансовую историю до седьмого колена. И всех остальных, обреченных беспрекословно оплачивать властные амбиции отдельно взятого министра. Нас сжимают, как пружину, и мы безропотно молчим. А ведь у всякой пружины есть критическая точка. Или таков тайный замысел?
|
|
|
|