14 июня 2002
№24 (212)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Здоровье
     Мир
     Спорт
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

ПОСЛЕДНЯЯ КОМАНДИРОВКА

  
Сегодня журналисты южной столицы будут прощаться с двадцатитрехлетним телеоператором “31 канала” Ержаном Иманкуловым. Похороны журналиста газеты “Панорама” Екатерины Латыповой состоятся в понедельник. Дорога смерти, как называют этот участок трассы Алматы - Семипалатинск, еще раз оправдала свое название

Трасса смерти
Наш корреспондент Мария Гордеева, как и другие шесть алматинских журналистов, была очень рада этой поездке в Курчатов. Новые люди, впечатления, эксклюзивная информация (всего семь республиканских изданий были приглашены на конференцию), да просто хочется иногда вырваться из привычных будней. Правда, огорчило то, что первоначальные планы лететь самолетом вдруг рухнули.
Каждый год Национальный ядерный центр заказывает в это время специальный рейс Алматы - Усть-Каменогорск. В этом году центру исполнилось десять лет, на конференцию было затрачено много средств. Гостей из Алматы было много, видимо, поэтому для журналистов мест в самолете не нашлось. Организаторы в последний момент решили, что пресса поедет на автомашинах.
Перед Аягузом на АЗС в который раз менялись местами: Татьяна Панасенко, пресс-секретарь Ядерного центра, и Любовь Краснова, журналист газеты “Время”, пересели в микроавтобус, чтобы поспать (там больше места, раскладываются кресла). В джип перешли Ержан Иманкулов, оператор канала “31”, и Адиль Урманов, корреспондент информационного агентства “ Казахстан тудэй”. В Аягузе ребята кинули на пальцах, и Адиль вновь оказался в джипе вместе с Русланом Газиевым, Машей Гордеевой и водителем Ярославом Тищенко. Ержан остался в микроавтобусе - так распорядилась судьба.
После девяти часов вечера все уже порядочно устали и дремали, кроме обоих водителей. В “Мицубиси-Делике” на заднем сиденье спала Катя Латыпова, на двух других креслах в салоне - Татьяна Панасенко и Любовь Краснова. Возле водителя на переднем сиденье сидел Ержан. Джип шел впереди, микроавтобус в двухстах метрах сзади.
В 22.10 Ярослав заметил, что автобус отстал. Когда поняли, что черная точка сзади не двигается, пришлось развернуться. Подъехали ближе, и стало понятно, что здесь, на 148-м километре, произошла авария. Сразу выскочили из машины, Руслан останавливал встречные автомобили.

Тела пострадавших, документы, видеотехника, даже коврики лежали в 20-25 метрах от машины. В разбитой донельзя машине играла музыка, выливалось топливо. Самое тяжелое состояние было у Кати. Она еще жила минут пять, но в себя так и не пришла. Олег тоже не приходил в сознание, у него была очень сильная травма головы и шейных позвонков, он вылетел через лобовое стекло. Маша прощупывала у него пульс, пыталась привести его в чувство, но все было бесполезно.

Беспомощность
Надо ли говорить, какими беспомощными они чувствовали себя в степи, рядом с товарищами, страдавшими от невыносимой боли. И хотя скоро на месте происшествия собралось больше двадцати машин, ни в одной из них не нашлось обезболивающих средств, и они ничем не могли помочь тяжелым. Водитель джипа Ярослав Мищенко уехал искать полицию и “скорую” в ближайшие населенные пункты Жангизтобе и Георгиевку.
Сильно кричал Ержан, просил, чтобы его посадили (у него было сломано бедро), переворачивался, и его не могли удержать. У Любы были переломы ребер, тазобедренные кости раздроблены, ее нельзя было трогать, когда она поднимала левую руку, ей трудно было дышать. Спустя 15 минут остановился рейсовый автобус, который направлялся из Усть-Каменогорска в Алматы, решили отправить Руслана Газиева сопровождать Ержана Иманкулова в Аягуз. Ержан был жив еще два часа.
Сильная женщина Люба Краснова еще и руководила своей транспортировкой. Начался сильный дождь, возле машины нашли коробки, разорвали и сделали навес над ней. В микроавтобусе обнаружили махровую простынь, Люба предложила протащить ее под ней и потихоньку поднять. Так смогли положить ее на заднее сиденье джипа, Татьяну Панасенко на первое сиденье, и повезли их в больницу.
“Скорая помощь” встретилась им по дороге, спустя полтора часа после трагедии. Маша с Адилем остались ждать полицейских, шел сильный дождь, остатками вещей закрыли тела Кати и Олега. В три часа ночи приехала полиция, ребята стали давать показания. Около четырех часов утра тела повезли в морг.
В районной больнице для Любы Красновой не оказалось медикаментов, не было еды, соков. Ребята нашли все сами, купили.

Военные были на высоте
Пограничники сообщили, что есть решение Министерства обороны республики о срочной транспортировке оставшихся в живых и тел погибших. В Георгиевке, так же как и в Семипалатинске и Усть-Каменогорске, не было цинковых гробов, было решено перевозить тела в деревянных. Очень долго не могли найти дерево и формалин для обработки. Помогли люди из акимата и пограничники. В Аягузе пограничники предоставили свой транспорт для переезда в Семипалатинск. Машу, Таню, Адиля и жену Олега, которая приехала к месту трагедии, увезла машина ядерного центра, которая появилась только к вечеру.
В Семипалатинске в штабе Восточного военного округа впервые за этот день их накормили военные (правда, еда шла плохо), измерили давление, дали сердечные и успокоительные средства. Зная, что в самолете будет холодно, командующий войсками Восточного военного округа генерал-майор Нурлан Джуламанов выдал им куртки, одеяла. Военные по мусульманским обычаям переложили тело Ержана Иманкулова в ковер.
Летели вместе - живые и мертвые. Перед посадкой сделали три круга над Алматы. Это был не ритуал, а техническая необходимость.

Без страховки
Трагедия не оставила равнодушным ни президента республики, ни премьер-министра, которые выразили соболезнования родным погибших. Все средства массовой информации говорили об этом в первых сюжетах новостей. Но одной моральной поддержки недостаточно.
О причинах аварии еще скажут специалисты, но что дорога в этих местах ужасна, признают все. Большегрузные машины ее постоянно разбивают, а на ремонт не хватает средств. Говорят, именно на этом участке каждый месяц бывает по десять-пятнадцать аварий.
Мы живем во времена плохих дорог и не очень скорой и своевременной медицинской помощи. Профессия журналиста опасна, но опасна жизнь и всех наших современников. И все же пора уже говорить о реальной защите репортеров, операторов, которые часто добывают информацию в экстремальных условиях.
Много в последнее время у нас создали самых разных фондов по защите прав журналистов, но будет ли оказана постоянная реальная помощь близким погибших? У Екатерины Латыповой осталась в России дочь-студентка, видимо, редакция родной газеты ей поможет, но это, как говорится, по возможности. А нужен бы страховой полис, гарантии для обеспечения самого необходимого, в том числе и образования, детям тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей.
Мы говорили с журналистами газеты “Время”, они сообщили, что дела Любы Красновой чуть лучше, она уже шутит. Очень много людей желают ей выздоровления, и это желание обязательно должно материализоваться. Надеемся, оправятся от шока и остальные пострадавшие наши коллеги.
Мы гордимся выдержкой и мужеством нашего молодого корреспондента Марии Гордеевой, которой очень трудно пришлось той ночью, но она помогала своим товарищам, справляясь со всеми трудностями.
Мы выражаем соболезнование всем родным и близким Екатерины Латыповой, Ержана Иманкулова, Олега Короленко.



Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии