РАСПАД ИМПЕРИИ
Светлана Грибанова
Пока бывший министр Мухтар Аблязов готовится к первому судебному заседанию (уголовное дело, напомним, передано в Верховный суд), его некогда могущественная империя сокращается в размерах, словно шагреневая кожа. До сих пор непонятно: то ли подсудимый, готовясь к самому худшему финалу, распродает имущество, дабы в случае неблагоприятного развития событий конфисковывать у него было нечего, то ли, что более вероятно, переоформляет его на доверенных лиц в ожидании лучших времен
Не желая давать оценки Мухтару Аблязову до решения суда, тем не менее вынуждены признать - Мухтар Кабулович явно не Че Гевара. Это тот боролся за счастье народа в единственном заштопанном френче, зато с пламенной идеей в голове и с чистой совестью. Нынешние оппозиционеры на митинги в защиту демократии и униженных и оскорбленных приезжают в кондиционированной прохладе роскошных “мерседесов”, а после митинга разъезжаются по уютным офисам своих компаний.
Вступив в конце прошлого года в жестокий клинч с властью, Аблязов со товарищи не стеснялся в методах и приемах. Пустил в ход все оружие, что только имелось в его распоряжении. И теперь не может не понимать, что власть ощущает себя также с развязанными руками и не преминет использовать все предоставленные законом способы доказать его вину.
Потому неудивительно, что государство посредством юридических инструментов тоже посильно участвует в развале империи “Астана-холдинг”. Сразу же после памятного зимнего съезда движения “Демвыбор Казахстана”, прошедшего на арене Казахского цирка, органами госимущества был прекращен договор аренды Казгосцирка с группой “Астана-холдинг”. Если не знать, что договор аренды главного цирка страны был составлен так, что часть его имущества перешла в созданные г-ном Аблязовым ТОО “Большой Казахский цирк” и ТОО “Парад аттракционов”, в результате чего Казгосцирк недосчитался одного миллиарда тенге, можно смело говорить, что у “Астаны-холдинга” забрали цирк из мести.
Отказ печатать тираж контролируемых г-ном Аблязовым газет “Время По” и “Республика”, а затем полный запрет на их издание, криминальная история нападения на телеканал “Тан” больше выглядят, как чьи-то неумелые попытки, которые бы герой старого советского фильма “Доживем до понедельника” назвал “2У”: угадать и угодить. Это лишь добавило несколько резких мазков в портрет мученика.
Распродажу собственности Мухтар Аблязов начал еще до своего ареста. Сначала был “Темирбанк”, в уставном капитале которого группе компаний, контролируемых “Астана-холдингом”, принадлежало 86 процентов акций, а г-н Аблязов возглавлял совет директоров. Общее собрание акционеров “Темирбанка” 1 марта приняло решение увеличить уставный капитал путем дополнительной эмиссии акций. Предполагалось, что примерно 63 процента акций будут размещены среди иностранных инвесторов. Причем подразумевалось, что речь идет не о каком-то одном стратегическом инвесторе, а нескольких мелких. В результате под контролем “Астаны-холдинга” осталось бы лишь 32 процента акций.
Собрание акционеров сменило и совет директоров в полном составе. Мухтар Аблязов передал полномочия председателя Питеру Фелпсу, исполнительному директору английской компании Subscription marketing. По словам Олега Кононенко, председателя правления “Темирбанка”, новая эмиссия и дополнительная капитализация должны защитить интересы клиентов, однако сам г-н Аблязов открыто заявлял, что его бизнес испытывает огромное давление со стороны властей, именно поэтому он все распродает.
Что-то, очевидно, не срослось с объявленным размещением акций банка среди иностранных инвесторов: оно перенесено на осень. Если до того времени будет что размещать. Стало известно, что у контрольного пакета акций (58,57 процента) уже появились новые владельцы. Это, как следует из информации банка, “физические лица, участвующие в управлении банком, а также физические и юридические лица, находящиеся в партнерских отношениях с менеджментом банка и заинтересованные в его дальнейшем развитии”.
Кстати, еще весной, когда было объявлено о продаже пакета акций “Темирбанка”, мы предполагали, что новыми акционерами, скорее все, станут аффилированные компании. Среди новых акционеров-“физических лиц” мы действительно видим Олега Кононенко (9,71 процента), Тимура Исатаева (9,55 процента) и Юрия Мальцева (6 процентов).
Первый, как говорилось выше, председатель правления банка, второй возглавил консорциум “Казахстанский инвестор”, который прошлой осенью под руководством Мухтара Аблязова претендовал на госпакет Народного банка, третьего - управляющего партнера юридической компании “Уайт энд Кейс” - с г-ном Кононенко объединяет членство в Клубе банкиров стран СНГ и Балтии. Большая часть пакета акций - 33,31 процента - досталась ЗАО “Visor новые границы”.
Не будем заглядывать в чужой карман и задавать банальный вопрос: откуда деньги, хотя не каждый казахстанец-физическое лицо наскребет не один миллион тенге, чтобы стать совладельцем банка. Но первая версия, которая приходит на ум: уж не сам ли г-н Аблязов субсидирует своих друзей, чтобы, выйдя из опалы (из тюрьмы), вернуть себе утраченное.
Об активных попытках избавиться от собственности свидетельствует и продажа в начале мая комбината “Костанайасбест”, который также входил в группу “Астана-холдинг”. Он перешел в руки российской инвестиционной компании “Атон”, в состав которой входит цементный холдинг во главе с ОАО “Осколцемент”.
Почти в одно время с нашим “Костанайасбестом” ИК “Атон” приобрела контрольный пакет акций оренбургского асбестового комбината. Костанайский комбинат является одним из четырех предприятий подобного профиля в бывшем Союзе и единственным в Средней Азии. С его переходом в управление “Атона” мы будем вынуждены покупать асбест у россиян, а сама инвестиционная компания станет монополистом в странах СНГ.
Проданный “Костанайасбест” напрямую фигурирует в уголовном деле Аблязова. Согласно многоступенчатой схеме погашения долгов, которую разработал наш герой со товарищи, АО “Костанайасбест” в 1998 году передало ОАО “КЕГОК” право истребования долга от Экибастузской ГРЭС -2 в сумме 2,7 миллиона долларов. КЕГОК уменьшает задолженность комбината на эту сумму и одновременно увеличивает дебиторскую задолженность ЭГРЭС-2 на 2,6 миллиона долларов.
Это была сложная и многоступенчатая операция, которую мог разработать только такой человек с математическим складом ума, мыслящий цифрами, как Мухтар Аблязов. По материалам следствия, частное предприятие “Костанайасбест” (по сути, принадлежащее Аблязову) свои долги повесило на государственную структуру - ГРЭС-2. В результате тридцать процентов от суммы долга получили разработчики операции, компания “Астана-холдинг” избавилась от долгов, ну а бюджет недосчитался нескольких миллионов зеленых.
Впрочем, в ходе суда над Мухтаром Аблязовым мы наверняка узнаем и о более интересных финансовых операциях. Если бы они проводились в интересах государства, а не кучки людей, Казахстан давно бы погасил свой внешний долг. А ведь большая часть западных кредитов, по которым мы сейчас расплачиваемся, разошлась когда-то по карманам нынешних олигархов.
Ну и, наконец, последняя новость - Бостандыкский районный суд города Алматы признал незаконной приватизацию авиакомпании “Иртыш-Авиа”, в результате которой она в свое время перешла под контроль Мухтара Аблязова. Сейчас акции авиаперевозчика вернулись государству.
|
|
|
|